Игровые упражнения на развитие моторной сферы детей 4-5 лет с ОНР
картотека по логопедии (средняя группа) на тему

Палажникова Елена Владимировна

Игровые упражнения подобраны с учетом планирования лексических тем, изучаемых в группах для детей 4-5 лет с ОНР. Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников.

Упражнения:

1 – Развитие общей моторики, координация речи с движением;

2 – Развитие мелкой моторики, координация речи с движением;

3 – Развитие мелкой моторики, воображения;

4 – Развитие зрительно-моторной координации, игры с предметами (прищепки, палочки, пуговицы и др.);

5 – Развитие зрительно-моторной координации, графомоторных навыков;

6 – Подвижные игры для проведения на улице;

7 – Развитие артикуляционной моторики, дыхания и голоса;

8 – Развитие мимической моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые упражнения на развитие

моторной сферы детей 4-5 лет с ОНР

Игровые упражнения подобраны с учетом планирования лексических тем, изучаемых в группах для детей 4-5 лет с ОНР. Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников.

Игровые упражнения проводятся по показу взрослого.

Дети повторяют текст и выполняют соответствующие движения.

Упражнения:

1 – Развитие общей моторики, координация речи с движением;

2 – Развитие мелкой моторики, координация речи с движением;

3 – Развитие мелкой моторики, воображения;

4 – Развитие зрительно-моторной координации, игры с предметами (прищепки, палочки, пуговицы и др.);

5 – Развитие зрительно-моторной координации, графомоторных навыков;

6 – Подвижные игры для проведения на улице;

7 – Развитие артикуляционной моторики, дыхания и голоса;

8 – Развитие мимической моторики.

Литература:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 232с.
  2. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 143с.
  3. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: Эксмо, 2009. – 174с.
  4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 656с.
  5. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2006. – 92с.

К теме «Наша группа, игрушки»

  1. Буратино.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел –

Мячик видно не нашел.

Чтобы мячик нам достать,

Надо на носочки встать,

Посильнее потянуться,

Мяч достать и улыбнуться.

Поднять руки вверх, потянуться.

2 наклона.

Руки в стороны.

Повороты головы налево, направо.

Встать на носочки, поднять руки вверх.

Сделать перед собой круг руками, улыбнуться.

  1. Флажки.

Я в руках флажки держу

И ребятам всем машу.

Ладони лежат на столе, поднимать и опускать ладони (вместе, попеременно).

  1. Изображение игрушек пальцами (мяч, кубик, пирамидка).
  2. Выкладывание игрушек из палочек, шнурка (кубик, пирамидка, мяч), игра с фетром «Пирамидка».
  3. Обведение игрушек по точкам, закрашивание карандашами.
  4. П/и «Игрушки».

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Раз, два, три, мячик отдохни.

Вот веселая юла, быстро кружиться она,

Раз, два, три, юла отдохни.

Вот милашка-неваляшка, только наклоняется, сразу выпрямляется,

Раз, два, три, неваляшка отдохни.

Прыжки на двух ногах.

Кружиться.

Руки на поясе, наклоны в стороны.

  1. «Бегемот разинул рот» (широко открыть рот, удерживать 4-5 сек., закрыть, повторить 3-4 раза), «Лягушка» (губы растянуть в улыбке, зубы не видны, удерживать под счет до 5), «Дудочка» (вытянуть губы вперед, зубы не видны, удерживать под счет до 5), «Лопатка» (рот открыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать под счет до 5), «Вертушка» (вдох носом, на выдохе дуть на вертушку через вытянутые вперед губы), дудочки, свистки.
  2. «Кукла спит» (оба глаза закрыть, удерживать под счет до 5, открыть, повторить 3-4 раза), «Мяч» (надуть обе щеки, удерживать под счет до 5, 3-4 раза).

К теме «Природные явления осени»

  1. Листья осенние.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся,

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Кружиться на месте, расставив руки в стороны.

Присесть.

Движения руками вправо, влево.

Кружиться на месте на носочках.

  1. Листья.

1, 2, 3, 4, 5,

Будем листья собирать:

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Ритмично хлопать.

Загибать пальцы, начиная с больших.

Присесть, «шагают» по полу средним и указательным пальцами обеих рук.

  1. Изображение дерева, куста пальцами, руками.
  2. Выкладывание дерева из палочек, игра с прищепками «Тучка и дождик».
  3. Обведение тучи, листочков по точкам, закрашивание цветными карандашами.
  4. П/и «Дождик»

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Прыжки на носочках, руки на поясе.

Присесть, руки сомкнуть над головой полукругом.

  1. «Лист упал» (рот открыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), «Ветер дует на лист» (улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, подуть на язычок, как бы произнося Ф-ф-ф, щеки не надуваются, 3-4 раза), «Вдыхает аромат леса» (вдох носом, пауза, под счет 1,2,3 выдох ртом).
  2. «Хмурая тучка» (нахмурить брови, удерживать под счет до 5, 3-4 раза).

К теме «Овощи, огород»

  1. Урожай.

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

Идти по кругу, взявшись за руки.

Имитация движений.

Идти по кругу взявшись за руки.

  1. Огород.

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат,

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

Загибать пальцы на одной руке, обеих руках по одному на каждое название овоща.

Круговые движения по животу.

  1. Изображение помидора, моркови пальцами.
  2. Выкладывание грядки из палочек, игра с фетром «Грядка», игра с прищепками «Ботва», игра с пуговицами «Горох».
  3. Обведение овощей по точкам, заштриховывание.
  4. П/и «В огороде»

В огороде мы гуляем,

Урожай мы собираем.

Все мы к грядке подойдем,

Овощи там собирем.

Дети наклоняются и собирают с пола муляжи, картинки с изображением овощей. Каждый ребенок рассказывает, что он собрал.

  1. «Забор» (губы растянуть в улыбке, зубы видны, 3-4 раза), «Морковка» (рот открыт, вытянуть вперед узкий напряженный язык, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), «Грядка» (рот открыть, широкий кончик языка упирается за нижние зубы, спинка языка выгибается вверх), «Рыхлим грядку» (верхними зубами покусать нижнюю губу и наоборот, 3-4 раза).
  2. «Толстячки-худышки» (помидор, капуста, тыква – надуть обе щеки; морковь, горох, огурец – втянуть щеки), «Горький лук» (зажмурить оба глаза, удерживать под счет до 5, 3-4 раза).

К теме «Фрукты, сад»

  1. Ветер дует.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер дует тише, тише,

Деревцо растет все выше.

В сад с тобою мы пойдем,

Фрукты с дерева сорвем.

Руки вперед, движения кистями вперед, назад.

Руки на поясе, наклоны в стороны.

Присесть на корточки.

Встать, поднять руки вверх, встать на носочки.

Шаги на месте.

Хватательные движения руками.

  1. Апельсин.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежат,

Эта долька – для ужат,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Из пальцев сделать шар.

Показать все пальцы, потом один.

Загибать пальцы на одной руке, на обеих руках по одному.

Развести руками.

  1. Изображение яблока, слив пальцами.
  2. Выкладывание из палочек забора для сада, игра с крышками «Яблоки на яблоне», игра с прищепками «Ветки на яблоне».
  3. Обведение фруктов по точкам, штрихование карандашом.
  4. П/и «В саду».

Мы по саду шли, шли,

В саду яблоню нашли.

А на ней висят бананы?

На ней висят сливы?

На ней висят груши?

На ней яблоки висят,

Просят их сорвать ребят.

Дует, дует ветер, дует, задувает,

Спелые яблоки с дерева срывает.

Падают яблоки с веток на дорожки,

Мы поможем яблокам: положим их в лукошко.

Яблоки с земли возьми,

На ладошку положи.

Дети шагают.

Изобразить дерево.

Отвечают: Нет, не бананы.

Отвечают: Нет, не сливы.

Отвечают: Нет, не груши.

Складывают кулачки, руки разводят в стороны.

«Бросают» руки вниз.

Руки вверху, наклоны влево, вправо.

«Бросают» руки вниз.

Приседают, кулачки роняют на пол.

Встают.

Кладут кулачок одной руки на ладошку другой.

  1. «Собираем яблоки» (рот открыт, кончик языка упереть за верхние зубы, повторить 3-4 раза), «Вкусное варенье» (рот открыть, широким кончиком языка облизать верхнюю губу по направлению сверху вниз), «Подуй на горячее варенье».
  2. «Сладкое яблоко» (улыбаемся), «Червяк в яблоке» (нахмурить брови, сморщить губы).

К теме «Наше тело, наше лицо»

  1.  Ребята моются.

Буль, буль, буль, журчит водица.

Все ребята любят мыться.

Руки с мылом мы помыли.

Нос и щеки не забыли.

Не ленились вымыть уши.

Дружно вытерлись посуше.

Ритмичные хлопки.

Имитация движений.

  1. Собираем игрушки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Игрушки будем собирать.

Мизинец убрал машинку,

Безымянный – куклу Аринку.

Средний убрал зайку,

Указательный – мозаику.

Большой собрал карандаши,

Молодцы все малыши.

Попеременно хлопать и ударять кулачок о кулачок.

На каждое название разгибать соответствующий палец на обеих руках.

Попеременно хлопать и ударять кулак о кулак.

  1. Изобразить пальцами глаза, волосы.
  2. Выкладывание из палочек человечка, игра с фетром «Что есть на голове?», игра с пуговицами «Человечек».
  3. Обведение собственной левой руки карандашом.

  1. П/и «Мы топаем».

Мы топаем ногами: топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки подаем и бегаем кругом.

Выполнять движения по тексту.

  1. «Расческа» (верхними зубами покусать нижнюю губу и наоборот, 3-4 раза), «Почистим зубки» (провести кончиком языка по верхним зубам, по нижним зубам, 3-4 раза), «Подуй на волосики девочкам».
  2. «Левый глаз, правый глаз» (поочередно зажмуривать левый глаз, потом правый, 3-4 раза).

К теме «Одежда»

  1. Белье.

Стираем, стираем, стираем мы белье.

Смотрите наши ручки,

Смотрите ту и там.

Окончена работа.

Сейчас мы спляшем вам.

Заменить 1 строчку, остальное повторить

Полощем, полощем, полощем мы белье…

Повесим, повесим, повесим мы белье…

Погладим, погладим, погладим мы белье…

Тереть кулачки друг о друга.

Поднять руки вверх, вращать кистями рук вправо, влево.

Несколько танцевальных движений.

Наклониться вперед, свободные движения руками вправо, влево.

Поднять руки вверх, потянуться на носочках.

Имитировать глажку.

  1. Гномы-прачки.

Жили-были в домике

Маленькие гномики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали гномики стирать:

Первый гном – рубашки,

Второй гном – платочки,

Третий гном – штанишки,

Четвертый гном – носочки,

Пятый гном умница был, всем водичку носил.

Сжимать и разжимать кулачки.

Ритмичные хлопки.

Тереть кулачки друг о друга.

Разгибать пальцы, начиная с больших.

  1. Изображение пальцами варежек, перчаток.
  2. Выкладывание из палочек длинного и короткого рукава, шорт, штанов, игра с крышками «Пуговицы у рубашки».
  3. Обведение костюма по точкам, закрашивание карандашами.
  4. П/и «Рукавички».

Рукавички мы надели –

Не боимся мы метели!

Мы погреемся немножко –

Мы похлопаем в ладошки.

Ножки тоже мы погреем –

Мы побегаем быстрее.

Имитация надевания рукавичек.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Бегать по кругу, на звон погремушки сесть на корточки.

  1. «Расстегнули/застегнули молнию» (улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать под счет до 5, разомкнуть губы, 3-4 раза), «Пуговицы» (вытянуть сомкнутые губы, вытянуть округлые губы, 3-4 раза), «Иголка» (вытянуть вперед узкий напряженный язык), «Укололи пальчик» (вдох носом, дуть через вытянутые губы на палец).
  2. «Новый наряд» (рот открыть, губы округлены,  глаза широко раскрыть), «Грязный костюм» (брови нахмурить)

К теме «Обувь»

  1. Прогулка.

Погуляем мы немножко,

Побежим мы по дорожкам,

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем.

А когда домой придем,

Свою обувь мы протрем.

Дети ведут хоровод.

Бегают по кругу.

Топают ногами.

Хлопают в ладоши.

Делают крышу над головой.

Делают движения, словно моют руки.

  1. Сколько обуви у нас.

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Попеременно ударять по столу и хлопать в ладоши.

На каждое название обуви загибать пальцы, начиная с больших, одновременно на обеих руках.

  1. Изображение пальцами, руками тапок.
  2. Выкладывание из палочек полки для обуви, игра с фетром "Сапог".
  3. Обведение обуви по точкам, заштриховывание карандашами.

  1. П/и «Валенки».

Валенки мы надели –

Не боимся мы метели.

Мы погреемся немножко –

Мы потопаем ножкой.

Имитация надевания валенок.

Топать одной, потом другой ногой.

  1. "Подошва" (рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе под счет до 5, 3-4 раза), "Каблук" (рот открыть, тянуть вперед узкий напряженный язык, 3-4 раза), «Расстегнули/застегнули молнию» (улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать под счет до 5, разомкнуть губы, 3-4 раза).
  2. «Новые ботинки» (рот открыть, губы округлены,  глаза широко раскрыть), «Грязные туфли» (брови нахмурить).

К теме «Дикие животные, детеныши»

  1. Кто по лесу идет?

Кто по лесу идет,

Ветки ломает, кусты гнет

Длинноухий, маленький,

В белой шубке, валенках.

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.

Серый, зубастый, сердитый и злой.

По лесу рыщет, зайцев ищет.

Рыжая сестричка,

Хитрая лисичка.

Идти вперевалочку, приложив кулачки к голове: Медведь.

Прыгать на двух ногах: Заяц.

Передвигаться на корточках: Еж.

Идти широкими шагами, напрягая пальцы рук, словно волчьи лапы, и оскалив зубы.

Идти, изображая лису.

  1. Сидит белка на тележке.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Хлопать в ладоши и ударять кулачок о кулачок попеременно.

Загибать по одному пальцу, начиная с большого, на обеих руках одновременно.

  1. Изображение пальцами зайчика, ежика.
  2. Выкладывание из палочек иголок у ежа, игра с прищепками "Иголки ежа".
  3. Штриховка карандашами по образцу.
  4. П/и «Заяц Егорка».

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

Бегите под горку,

Спасайте Егорку.

Бежать по кругу, взявшись за руки.

В центре на корточках сидит один ребенок.

Подбежать к сидящему ребенку и помочь ему встать.

  1. "Зайчик" (поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы, 3-4 раза), "Белка скачет" (кончик языка попеременно упирать за верхние, за нижние зубы), "Мишка слизывает мед" (кончиком языка облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу), "Волк воет" (вдох носом, на выдохе произносить УУУУУ тихо и громко).
  2. "Лиса высматривает мышку" (прищуривать глаза по очереди, 3-4 раза).

К теме «Домашние животные, детеныши»

  1. Кошка.

Вы со мной знакомы близко.

Я приветливая киска.

Кверху – кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках.

В темноте я зорко вижу,

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно –

Я царапаюсь ужасно.

Идти по кругу на носочках крадучись, держа согнутые руки перед грудью.

Остановиться, сделать ушки из ладошек.

Сделать когти из пальчиков.

Идти по кругу крадучись.

Встать лицом в круг и показать когти.

  1. Корова.

Ходит-бродит по лужку рыжая корова.

Даст она нам вечерком молока парного.

Саше, Коле, Ане, Машке

Будет всем по полной чашке.

Всем попить достанется,

И коту останется.

Выставить указательный и мизинец, остальные сжать в кулак.

Имитация доения коровы.

Соединять с большим пальцем остальные по очереди.

Ладони ковшиком.

Сделать ушки из ладошек.

  1. Изображение пальцами козы, собаки.

  1. Выкладывание из палочек свинарника, игра с прищепками "Собака у конуры"/

  1. Обведение кота по точкам.

  1. П/и «Лошадка».

«Цок-цок-цок!» – лошадка скачет.

«Цок-цок-цок!» – копытом бьет.

«Цок-цок-цок!» – тележку тащит,

На тележке нас везет.

Дети скачут, как лошадки, по кругу.

Остановиться, ударять носком ноги по полу.

Скакать по кругу.

Присесть на корточки и встать.

  1. "Загон" (губы астянуть в улыбке, зубы видны, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), "Корова жует жвачку" (имитировать жевание, губы сомкнуты), "Лошадка" (улыбнуться, от открыть, широкий кончик языка присосать к небу и резко отпустить, как бы щелкая, 5-6 раз), "Конь фыркает" (вдох носом, на выдохе резко подуть на неплотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию), "Кошка" (кончик языка упереть за нижние зубы, выгибая спинку языка вверх, удерживать под счет до 5).
  2. "Кошка спит" (глаза закрыты, открыть один глаз/закрыть), "Кошка разбила блюдце" (брови приподняты вверх, сомкнутые губы немного вытянуть вперед).

К теме «Новый год»

  1. П/и «Новый год».

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились,

А после добрый Дед Мороз

Всем подарочки принес.

Танцевальные движения.

Протягивать руки вперед.

  1. -

  1. Изобразить пальцами, кистями рук колпак, маску.

  1. Выкладывание из палочек елки, игра с крышками "Наряди елку".

  1. Обведение по точкам елки, раскрашивание.

  1. -

  1. "Танцы" (движения языка по команде вверх, вниз, в стороны, вперед, назад), "Подуй на снежинку" (вдох носом, на выдохе дуть продолжительно на снежинку через вытянутые губы), надувание воздушных шаров.

  1. "Новогодние шары" (надуть щеки, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), "Гирлянда" (открывать/закрывать глаза; поочередно подмигивать правым/левым глазом), "Праздник" (изобразить радость, удивление).

К теме «Природные явления зимы»

  1. Снег идет.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежинки, легкие пушинки,

В воздухе кружатся, на землю ложатся.

«Нарисовать» в воздухе полянку.

Плавные движения руками вверх, вниз.

Скрестить руки, пальцы растопырить.

Покружиться, присесть.

  1. Идем по сугробам.

По сугробам мы идем,

Песню звонкую поем.

На столе: на одной руке сжать пальцы в кулак, другая ладонь выпрямлена, менять положения.

  1. Изображение пальцами снежинки.

  1. Выкладывание из палочек снежинки, игра  с прищепками "Снежинка".

  1. Обведение снежинки по точкам.

  1. П/и «Метель».

Не боимся мы метели,

Рукавички мы надели.

Ногами мы топаем.

Руками мы хлопаем.

Побегаем кругом

И сядем отдохнем.

Погрозить пальчиком.

Вращать кистями рук.

Топать ногами.

Хлопать.

Бежать по кругу, взявшись за руки.

Сесть на корточки.

  1. "Сосулька" (рот открыть, высунуть узкий напряженный язык как можно дальше изо рта, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), "Сугроб" (кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть вверх, под счет до 5, 3-4 раза), "Подуй на снежинку" (вдох носом, на выдохе дуть продолжительно на снежинку через вытянутые губы), "Вьюга" (вдох носом, на выдохе тянуть УУУ тихо, громко).

  1. "Холодный снег" (уголки губ опустить вниз), "Снег слепит" (прищурить оба глаза, удерживать под счет до 5, 3-4 раза).

К теме «Зимние забавы»

  1. Снежок.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним

И … сломаем.

Ритмичные хлопки.

Лепят, меняя положения ладоней.

Смотреть вверх, подбрасывать воображаемый снежок.

Присесть, ловить снежок.

Встать, тряхнуть руками – уронили снежок.

Топать

  1. Мы во двор пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Загибать пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках.

Идут по столу указательным и средним пальцами.

«Лепят» комочек двумя ладонями.

«Крошат хлеб» всеми пальцами.

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

Кладут ладони на стол то одной, то другой стороной.

Отряхивают ладошки.

Движения воображаемой ложкой, руки под щеку.

  1. Изображение игры в снежки.
  2. Выкладывание из палочек снежной горки, метлы для снеговика, игра с фетром "Снеговик", игра с прищепками "Снеговики".
  3. Обведение снеговика по точкам, закрашивание.
  4. П/и «Снежная баба».

Сегодня из мокрого снежного кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает: «Чужой во дворе».

Идут по кругу, катят воображаемый ком.

Рисовать руками в воздухе три круга, начиная с маленького.

Грозить указательным пальцем сначала правой, потом левой руки.

Идти по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребенок, сидящий в центре круга.

  1. "Санки" (рот открыт, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), "Горка" (рот открыт, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгибать вверх, под счет до 5, 3-4 раза), "На коньках" (рот открыт, узкий кончик языка тянется попеременно к правой, левой щеке), "Снежки" (вдох носом, на выдохе произносить Ух!).
  2. "Снежные комки" (надувать попеременно правую, левую щеку).

К теме «Зимующие птицы»

  1. Птицы.

Птицы крыльями махали,

Над дорогою летали.

На дорогу птицы сели,

Потом снова полетели.

Бежать по кругу, делая взмахи руками.

Присесть на корточки.

Снова побежать, делая взмахи руками.

  1. Кормушка.

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Пять щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

На каждое название птицы загибать по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках.

Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм./

  1. Изображение пальцами, ладонями  птицы, клюва птицы.
  2. Выкладывание из палочек перышка, игра с пуговицами "Кормушка".
  3. Обведение воробья по точкам, закрашивание.
  4. П/и «Воробей».

Среди серых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

Идти по кругу, заложив руки за спину.

В центре скачет на корточках один ребенок.

Встать лицом в круг, взяться за руки, идти приставным шагом. «Воробей» пытается вылететь, «голуби» его не пускают.

  1. "Кормушка" " (рот открыт, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет до 5, 3-4 раза),  "Воробей" (рот открыть, тянуться кончиком языка попеременно к левой, правой щеке), "Дятел" (рот открыт, язык поднять за верхние зубы и длительно произносить ДДД), "Ворона кричит" (губы вытянуть вперед, открывать/закрывать рот), "Снегирь" (вдох носом, на выдохе несколько раз произносить фью-фью).
  2. "Сова" (широко открыть глаза, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), "Клюв" (медленно всасывать щеки в зазор между зубами, губы плотно сомкнуты, вытянуты вперед).

К теме «Домашние птицы, птенцы»

  1. Курочка и цыплята.

Вышла курочка гулять, свежей травки поклевать,

А за ней цыплятки, птенчики-ребятки.

Вы мои цыплятки, лапками гребите,

Червяков ищите.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,

Чтобы хитрая лиса вас в нору не унесла.

Шагать по кругу, делая взмахи руками.

Дети бегут на носочках, взмахивая руками.

Поднять вверх указательные пальцы, сгибать и разгибать их.

Грозить пальчиком.

Дети подбегают к педагогу или садятся на стульчики.

  1. Домашние птицы.

 Вот Петя-Петя-петушок,

Красный чудо-гребешок.

Вот зернышко за зернышком

Курочка клюет.

В клюве своим деткам

Зернышки несет.

Вот гусь гогочет и гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Ладонь поднять вверх, указательный палец опирается на большой – клюв, остальные пальцы растопырены – гребешок.

Ладонь немного согнуть, указат. Палец опирается на большой, остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Ладонь согнута под прямым углом, пальцы вытянуть вперед и прижать друг к другу.

  1. Изображение пальцами гуся, курицы, петуха.
  2. Выкладывание из палочек курятника, игра с прищепками "Птичий двор", "Сложи цыпленка из геометрических фигур".
  3. Закрашивание петуха карандашами.
  4. П/и «Волк и гуси».

- Гуси, гуси.

- Га-га-га,

- Есть хотите?

- Га-га-га,

- Ну летите!

- Нам нельзя.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

- Ну летите, как хотите,

Только крылья берегите.

Один ребенок - «волк», остальные «гуси»

«Гуси» ходят, делая взмахи руками.

«Волк» ловит детей, «гуси» убегают на стульчики/ становятся в обручи.

  1. «Индюк открыл клюв» (широко открыть рот), «Индюк клюет бобы» (открывать-закрывать рот с вытянутыми губами), «Индюк болбочет» (рот приоткрыт, широкий язык быстро высовывать изо рта, облизывая верхнюю губу, горлышко работает, получается бл-бл), "Как кричит" (дети отраженно за педагогом воспроизводят цепочку звукоподражаний с разным темпом, ритмом или силой голоса).
  2. «Важный индюк» (надуть щеки, вытянуть шею), «Сердитый индюк» (надуть щеки, нахмурить брови).

К теме «Посуда»

  1. Посуда.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

Одну руку поставить на пояс, другую изогнуть, изображая носик.

Присесть, одну руку поставить на пояс.

Кружиться, расставив руки.

Потянуться, сомкнуть руки над головой.

Протянуть руки вперед.

  1. Помощники.

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, вилку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Попеременно ударять кулак об кулак и хлопать в ладоши.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибать пальцы по одному на каждое название посуды.

  1. Изображение ладошками ковшика.
  2. Выкладывание из палочек кастрюли, сковороды, игра с фетром "Чайник".
  3. Обведение чайника, чашки по точкам, раскрашивание карандашами.
  4. П/и «Помогаем маме».

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем маме помогать.

Быстро чашки мы помыли,

Про тарелки не забыли.

Всю посуду мы убрали.

Очень сильно мы устали.

Хлопки в ладоши.

Прыжки на двух ногах.

Трут ладошки.

Поднять руки вверх, потянуться.

Бросить руки вниз.

  1. «Блюдце» (рот открыт, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), «Чашечка» (рот открыт, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, загнуть широкий кончик и боковые края языка к верхней губе, под счет до 5, 3-4 раза), «Ножик» (рот открыт, тянуть вперед узкий напряженный язык), «Подуй на горячий чай».
  2. «Самовар» (надуть обе щеки одновременно, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), «Горячая кастрюля» (опустить брови вниз, губы сморщить, изобразить мимикой боль).

К теме «Продукты питания»

  1. Мышка зернышко нашла.

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

Наклон к полу, изобразить поднятие зернышка.

Руки расставить в разные стороны, изобразить мельницу.

Ударять кулак об кулак сверху, снизу.

Сложить ладошки вместе.

На каждое название делать хлопок или топать.

  1. Продукты.

Жили-были сыр, котлеты,

Мармелад, зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты.

Называем их «продукты».

На каждое название продукта соединять большой палец с остальными по очереди на обеих руках.

«Нарисовать» руками круг.

  1. Изображение ладошками, пальцами пирожка, колобка.
  2. Выкладывание из палочек буханки хлеба, игра с пуговицами «Виноград», игра с прищепками «Рыба».
  3. Штриховка карандашами по образцу.
  4. П/и «Помогаем маме».

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем маме помогать.

Быстро чашки мы помыли,

Про тарелки не забыли.

Всю посуду мы убрали.

Очень сильно мы устали.

Хлопки в ладоши.

Прыжки на двух ногах.

Трут ладошки.

Поднять руки вверх, потянуться.

Бросить руки вниз.

  1. «Пирожок» (рот открыт, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), «Сосиска» (рот открыт, тянуть вперед узкий напряженный язык), «Пьем сок через трубочку» (губы вытянуть вперед, вдыхать через рот, 3-4 раза), «Подуй на горячий чай» (вдох носом, на выдохе дуть через вытянутые губы), жевание моркови, яблока.
  2. «Рыба» (медленно всасывать щеки в зазор между зубами, губы плотно сомкнуты, вытянуты вперед), «Твердая конфета» (уголки глаз и уголки губ опустить вниз, изобразить огорчение).

К теме «День защитника Отечества»

1, 2 –

3.  Изображение пальцами, кистями корабля, танка, пистолета.

  1. Выкладывание из палочек танка, корабля.
  2. Раскрашивание карандашами, лепка, аппликации, поделки к празднику.
  3. П/и «Командир и солдаты».

Шагом марш!

Левой, правой…

Ребенок – «командир» отдает приказ, остальные маршируют на месте или по кругу.

  1. «Нож» (рот открыт, тянуть вперед узкий напряженный язык), «Пулемет» (рот открыт, кончик языка поднят за верхние зубы, на выдохе несколько раз произнести ДДД), «Конь» (рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка присасывать к небу и резко отпускать, щелкая, 4-5 раз), «Разведчик» (рот открыт, тянем кончик языка попеременно к левой, правой щеке, 4-5 раз),
  2. «Стрельба» (закрыть 1 глаз, как бы прицеливаясь).

К теме «8 марта»

      1,2 –

      3.  Изображение пальцами, кистями восьмерки, цветка

      4.  Выкладывание из палочек коробки для подарка, игра с пуговицами "Бусы для мамы", игра с прищепками «Цветок», лепка, аппликации, поделки к празднику.

      5. Обведение по точкам цветка.

       6. Мамочку родную очень я люблю.

Мамочку родную очень я люблю,

Открытку нарисую и маме подарю.

Пусть мои цветочки радуют ее.

Лучше милой мамочки нету никого.

Вести хоровод.

Изобразить рисование открытки.

Вести хоровод.

Приложить руки к груди.

       7. «Цветок» (рот открыт, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, загнуть широкий кончик и боковые края языка к верхней губе, под счет до 5, 3-4 раза), «Гармошка» (улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот, 4-5 раз), «Фокус» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, сдуть ватку, положенную на кончик носа, 2-3 раза).

      8.  «Поцелуй маму» (губы вытянуть вперед, сжать из и резко отпустить), «Праздник» (изобразить мимикой праздник).

К теме «Мебель, квартира»

  1. Раз, два, три.

Раз, два, три.

Раз, два, три.

Шкаф высокий – посмотри.

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре.

Стульчики у нас в квартире.

Есть и столики, кроватки –

Мебель вся у нас в порядке.

Дети шагают.

Руки высоко поднять вверх.

Шагать.

Приседания-пружинки.

Руки вытянуты перед собой ладонями вниз, кисти рук соединены, наклоны вперед  с разведением рук.

Руками сделать большой круг перед собой.

  1. Много мебели в квартире.

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Загибать пальчики, начиная с большого, на каждое название мебели.

  1. Изображение руками стола, стула.
  2. Выкладывание из палочек кровати, стола, игра с прищепками «Стол».
  3. Закрашивание мебели цветными карандашами.
  4. Игра с мячом «Мебель».

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

На каждое слово ударять мячом об пол или подбрасывать мяч.

  1. «Дверцы шкафа» (губы растянуты в улыбке, открывать и закрывать

рот, 4-5 раз), «Ручка» (упереть узкий кончик языка за нижние зубы, спинку выгибать вверх, порд счет до 5, 3-4 раза), «Стол» (рот открыт, присосать широкую переднюю часть языка к небу, под счет до 5, 3-4 раза), «Протираем мебель» (рот открыт, тянем кончик языка вверх/вниз).

  1. «Разноцветный стул» (выразить мимикой удивление), «Сломанный стул» (выразить мимикой огорчение).

К теме «Дом и его части»

  1. Строим дом.

Раз, два, три, четыре,

Дом построить мы решили.

Взяли гвозди, молоток

И по бревнам тук-тук-ток.

Вот фундамент,

Стены,

Крыша,

А труба еще повыше.

Кукла в домике живет,

В гости нас к себе зовет.

Хлопать в ладоши.

Сделать руками над головой «крышу».

Сжимать и разжимать кулачки.

Стучать кулачками друг и друга.

Присесть.

Тянуть руки вверх.

Сделать руками над головой «крышу».

Сцепить руки в «замок» и тянуть руки вверх.

Руки на поясе, наклоны в стороны.

Низкий поклон.

  1. В лесу.

В одном лесу дремучем

Живет семья могучая.

У них был дом огромный

 И крыша с трубой темной.

Из трубы колечком дым:

Плим-плим-плим.

Руки перед собой, пальцы растопырить.

Сомкнуть ладони в «замок».

Нарисовать руками большой круг.

Из пальцев сделать треугольную крышу.

Попеременно соединять с большим пальцем остальные на обеих руках.

  1. Изображать пальцами, руками крышу, забор.
  2. Игра с прищепками «Дом и забор», игра с фетром «Дом», «Сложи до из геометрических фигур».
  3. Обведение дома по точкам, закрашивание карандашами.
  4. П/и «Заходите в гости».

На опушке дом стоит.

На дверях замок висит.

За дверями стоит стол.

Вокруг дома частокол.

«Тук-тук-тук», - дверь открой.

«Заходите, я не злой!»

Дети водят хоровод, один ребенок стоит в кругу.

Стучать кулаком одной руки по ладони другой.

Ребенок в центре говорит слова и руками зовет к себе, остальные дети подходят к нему.

  1. «Окошко» (широко открыть рот, под счет до 5, 3-4 раза), «Фундамент» (рот открыт, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, под счет до 5, 3-4 раза), «Труба» (рот открыт, тянуть узкий язык к носу, под счет до 5, 3-4 раза), «Крыша» (рот открыт, упереть широкий кончик языка за нижние зубы, спинку выгнуть вверх, под счет до 5, 3-4 раза), «Подуй на шторки».
  2. «Высокий дом» (выразить мимикой удивление), «На крыше дома» (выразить мимикой испуг).

К теме «Природные явления весны»

  1. Веснянка.

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Идти по кругу взявшись за руки.

Бежать по кругу друг за другом на носочках.

Бегут взмахивая руками, как крыльями.

Медленно присесть.

Тянуться вверх, встав на носочки и подняв руки.

  1. Кап, кап…

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается/наступил апрель.

Ритмично стучать по столу, по полу подушечками пальцев, начиная с большого.

  1. Изображать пальцами, ладонями сосульку, тающие снежные комки.
  2. Выкладывание из палочек кораблика, игра с прищепками «Солнце».
  3. Обведение по точкам сосульки, лужи, закрашивание.

  1. П/и «Весна».

Солнышко пригрело,

И растаял снег.

И расцвел подснежник

На виду у всех.

Потянуться, подняв руки вверх, раздвинув пальцы, как лучи солнца.

Бросить руки вниз, свободно помахивать кистями.

Показать с помощью кистей и пальцев цветок.

  1. «Медведь проснулся» (имитация зевания, 3-4 раза), «Лужа» (рот открыт, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу, под счет до 5, 3-4 раза), «Почки лопаются» (подвести широкий язык под верхнюю губу и пощелкать 4-5 раз).
  2. «Худые звери» (втянуть щеки между зубами, под счет до 5, 3-4 раза), «Солнце светит» (прищурить глаза, под счет до 5, 3-4 раза, прищурить левый/правый глаз).

К теме «Прилет птиц»

  1. Ласточки летели.

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Ласточки садились,

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели,

Песенки запели.

Бежать по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

Присесть, сложив руки за спиной.

Делать ритмичные наклоны головой.

Бежать по кругу, взмахивая руками.

  1. Ласточка.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка.

Ты где была

Ты с чем пришла?

-За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну-красну.

На каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательного.

  1. Изобразить пальцами птицу, гнездо.
  2. Выкладывание из палочек гнезда.
  3. Обведение по точкам скворечника, закрашивание.
  4. П/и «Птицы».

Птицы крыльями махали,

Над дорогою летали.

На дорогу птицы сели,

Потом снова полетели.

Бежать по кругу, делая взмахи руками.

Присесть на корточки.

Снова побежать, делая взмахи руками.

  1. «Птенцы просят кушать» (широко открывать/закрывать рот, 3-4 раза), «Гнездо» (рот открыт, положить широкий кончик языка губу, загнуть широкий кончик и боковые края языка к верхней губе, под счет до 5, 3-4 раза), «Аист» (рот открыть, вытянуть узкий язык как можно дальше, под счет до 5, 3-4 раза), «Птица защищает птенцов» (всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте, чмокая).
  2. "Клюв" (медленно всасывать щеки в зазор между зубами, губы плотно сомкнуты, вытянуты вперед).

К теме «Транспорт, профессии на транспорте»

  1. Шофер.

Качу, лечу во весь опор.

Я сам – шофер, я сам – мотор.

Нажимаю на педаль –

И машина мчится вдаль.

Идти по кругу, крутят воображаемый руль.

Остановиться, нажать правой ногой на воображаемую педаль, идти в противоположную сторону.

  1. Шоферы.

На такси и самосвале,

На пожарной и на скорой –

Вы, конечно, их узнали –

Трудятся весь день … шоферы

На каждое название транспорта соединять с большим пальцем остальные по очереди.

Крутить воображаемый руль.

  1. Изображать руками самолет, паровоз.
  2. Выкладывание из палочек самолета, игра с крышками «Пароход», игра с пуговицами «Грузовик», игра с фетром «Вертолет».
  3. Обведение по точкам вертолета, машины, закрашивание.
  4. П/и «Мчится поезд».

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух

Паровоз пыхтит.

- Тороплюсь! – гудит. –

Тороплюсь! Тороплюсь!

Дети бегут по кругу друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего ребенка.

Первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза. Первый ребенок меняется.

  1. «Паровоз пыхтит» (вдох носом, на выдохе несколько раз беззвучно произносим согласный звук ППП, темп замедлять/убыстрять), «Лодочка» (рот открыт, язык лежит на нижней губе, боковые края загнуты вверх, под счет до 5, 3-4 раза), «Самосвал» (рот открыт, губы в улыбке, поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами, 4-5 раз), «Пароход гудит» (рот открыт, губы в улыбке, кончик язык упереть за верхние зубы, длительно произносить звук ЫЫЫ, 3-4 раза).
  2. «Лодка качается на волнах» (медленно поднимать и опускать уголки губ сначала при помощи пальцев, затем без их помощи), «Сломанная машина» (выразить мимикой огорчение).

К теме «Профессии»

  1. Профессии.

Профессии все важны,

Профессии все нужны.

Только браться надо за дело

Очень старательно и смело.

Идти по кругу, взявшись за руки.

Идти по кругу, поднимая и опуская руки.

  1. Кем ты хочешь быть?

Воспитатель и учитель,

Повар, доктор, продавец.

Кем ты хочешь быть?

... (ответ ребенка) Молодец!

На каждую профессию загибать пальцы, начиная с большого, на обеих руках.

Показать на одного ребенка указательным пальцем.

Прохлопать слово «молодец» по слогам.

  1. Изображать, как повар готовит еду, портной шьет.
  2. Выложить из шнурка очки, игра с пуговицами «Светофор», игра с фетром «Вертолет».
  3. Обведение по точкам почтового ящика, закрашивание.

  1. П/и «Шофер».

Качу, лечу во весь опор.

Я сам – шофер, я сам – мотор.

Нажимаю на педаль –

И машина мчится вдаль.

Идти по кругу, крутят воображаемый руль.

Остановиться, нажать правой ногой на воображаемую педаль, идти в противоположную сторону.

  1. «Повар мнет тесто» (рот открыт, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, пошлепать язык губами Пя-пя-пя), «Иголка» (рот открыт, вытянуть узкий, напряженный язык, под счет до 5, 3-4 раза), «Лопата» (рот открыт, положить широкий язык на нижнюю губу, под счет до 5, 3-4 раза), «Полицейский» (рот открыт, губы растянуть в улыбке, тянуть кончик языка к левой, правой щеке, 4-5 раз).
  2. «Хорошая работа» (изобразить мимикой гордость), «Трудная работа» (изобразить мимикой усталость).

К теме «Цветы»

  1. Одуванчик.

Как воздушный шар на ножке,

Одуванчик у дорожки.

Одуванчик – шарик белый.

Дунул я. И улетел он!

Стоять на носочках, сомкнув руки над головой.

Наклоны вправо, влево.

Опять встать на носочки.

Подуть на ладошки, ладошки развести в стороны.

  1. Цветок.

Солнце поднимается –

Цветочек распускается.

Солнышко садится –

Цветочек спать ложится.

Кисти прижаты друг к другу, пальцы развести.

Свести пальцы вместе.

  1. Изображать руками цветок.
  2. Выкладывание из палочек цветка, игра с прищепками «Ромашка», «Тюльпан», игра с пуговицами «Цветок».
  3. Обведение по точкам цветка.
  4. П/и «Погуляем в садике».

Погуляем, погуляем в садике своем,

Из желтых одуванчиков букет мы наберем.

Погуляем, погуляем в садике своем,

Из ромашек белых букет мы наберем.

Погуляем, погуляем в садике своем,

Из синих колокольчиков букет мы наберем.

Погуляем, погуляем в садике своем,

Из красных маков букет мы наберем.

Дети водят хоровод.

Наклон к полу, поднять руки вверх.

Аналогично.

  1. «Стебель» (рот открыт, тянуться языком к носу, под счет до 5, 3-4 раза), «Лепесток» (рот открыт, положить широкий или узкий язык на нижнюю губу, под счет до 5, 3-4 раза), «Корешок» (рот открыт, тянуть широкий язык вниз к подбородку, под счет до 5, 3-4 раза), «Клумба» (рот открыт, упереть широкий кончик за нижние зубы, спинку языка выгнуть вверх, под счет до 5, 3-4 раза), «Ах, как пахнет» (вдох носом, на выдохе несколько раз произносить АХ!).
  1. «Идет дождь» (выразить мимикой радость), «Срезают цветы» (выразить мимикой испуг), «Цветы завяли» (выразить мимикой грусть).

К теме «Насекомые»

  1. Кузнечики.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Тихо сели под кусток и молчок: «Ч-ч-ч-ч!»

Дети поднимают и опускают плечи.

Прыгают на двух ногах.

Сесть на корточки.

  1. Кто прилетал?

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела,

А за нею – шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

На каждое название насекомого разгибать или загибать пальцы на обеих руках.

Сделать кружки из указательных и больших пальцев и поднести к глазам.

  1. Изображать пальцами комара.
  2. Выкладывание из палочек паука, игра с пуговицами «Гусеница».
  3. Дорисовывание карандашами крыльев у насекомых.

  1. П/и «Бабочки».

Над цветами, над цветами

Быстро бабочки летали.

Тут серый, шустрый воробей

Прилетал

И бабочку поймал (не поймал).

Дети бегают, взмахивая руками.

Один ребенок ловит, остальные убегают.

  1. «Кузнечик прыгает» (рот открыт, положить широкий язык на нижнюю губу, пошлепать язык губами пя-пя-пя, 4-5 раз), «Червяк» (рот открыт, вытянуть узкий язык под счет до 5, 3-4 раза), «Паук плетет паутину» (рот открыт, кончиком языка тянуться вверх, вниз, влево, вправо по команде), «Комарик» (вдох носом, на выдохе длительно произносить ЗЗЗ), «Сдуй бабочку с цветка».
  2. «Оса» (изобразить мимикой испуг), «Таракан» (изобразить мимикой брезгливость).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей дошкольного возраста "Мой весёлый, звонкий мяч"."

Данная  методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей  подготовительной к школе группы, предназначена для инструкторов физкультуры детских садов, воспитателей ...

Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы".

Консультация для педагогов   "Использование игровых упражнений  при обучении грамоте детей  подготовительной к школе группы". Материал содержит описание практических упражнений, ре...

Консультация для родителей. Тема «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».

Упражнения артикуляционной гимнастики ,игры для развития лексико0грамматических представлений....

игровые упражнения для музыкального развития детей.Практический материал для развития детей в МДОУ.

Картотека музыкаьно-дидактических игр для работы с дошкольниками....

ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возм...

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....