Тема: "Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми с нарушением речи"
статья по логопедии на тему

Аннотация: Выявлена и обоснована необходимость использования метода биоэнергопластики для привлечения интереса детей к логопедическим занятиям. Помогает добиться положительных результатов в развитии общей, артикуляционной и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronina_s.v._-_statya.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Воронина Светлана Валерьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребёнка – детский сад «Калинка»

Аннотация: выявлена и обоснована необходимость использования метода биоэнергопластики для привлечения интереса детей к логопедическим занятиям. Помогает добиться положительных результатов в развитии общей, артикуляционной, пальчиковой моторики.

Ключевые слова: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика.

       В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация. Практика коррекционной работы показывает, что для  достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластики.

     Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителя – логопеда наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.   Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением моторики пальцев, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти.                                        

  Ценность  биоэнергопластики для детей с нарушениями речи:

   - Поддерживает положительный эмоциональный настрой;

   - Помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям;

   - Помогает длительно удерживать интерес ребёнка.

 Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает несколько этапов:

  - Диагностический: сбор анамнестических данных, проводится подробное обследование общей, мелкой, артикуляционной моторики. После обследования педагог подбирает необходимый комплекс артикуляционных упражнений.

  -  Эмоциональный: создание положительного настроя, вовлечение игрового персонажа, использование перчаточного театра («Волшебные перчатки»), действия под счёт, стихи, «теневой театр», фигурки фланелеграфа. Учитель-логопед сопровождает  артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки. Рука ребёнка не вовлекается в работу. Постепенно педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями руки с перчаткой.

- Основной: отработка артикуляционных упражнений с подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Этот период может длиться от двух до трёх месяцев, за это время ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения кистью ведущей руки. Затем подключается ведущая рука ребёнка в перчатке.

- Заключительный: ребёнок осваивает весь комплекс артикуляционных упражнений с движениями рук. Используются на данном этапе адаптированные сказки: А.И. Константиновой и А.Г. Назаровой и других. Сюжетные линии сказок сохранены, а герои уже подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики: «Сказка о глупом кузнечике», «Заяц-огородник», «Храбрый шмель».

Артикуляционную гимнастику с элементами бионергопластики дети выполняют весь учебный год. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, можно убрать зрительную опору – зеркало.

   Артикуляционные упражнения:

   Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями кисти руки, затем обеих рук, имитирующих движения челюсти, губ, языка (биоэнергопластика).

 Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке:

- усиливают кровообращение,

- укрепляют мышцы языка, губ,

- развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата,

- формируют координацию движений мелкой моторики рук.

- сочетание  движений речевого аппарата и кистей рук создают предпосылки к развитию произвольности поведения, развитию психических процессов.

 Тренировка мышц языка:

 Подвижность и точность работы языка является одним из условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень.

 Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Артикуляционные упражнения параллельно сопровождаются движениями рук: «Качели», «»Дворники», «Часики», «Дразнилки», «Чашечка», «Лошадка», «Деревья», «Корни» и другие.

 Тренировка мышц губ:

«Улыбка-Трубочка», «Почешем губки», «Нарисовать губами кружок», «Пятачок», «Птичка пьёт водичку».

 Тренировка челюстных мышц:

«Бегемотик», «Рыбка», «Окошко», «Фонарики» и другие аналогичные упражнения.

   Можно использовать элементы биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Изготовить совместно с воспитателями,  перчаточные куклы (мальчика и девочку, сказочных героев, животных: мишек, зайчиков, лягушек), подобрать сказку с необходимым комплексом упражнений.

  Литература: 

1. Бушлякова Р.Г., Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. / Р.Г. Бушлякова – Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2011.

2. Рычкова Н.А., Логопедическая ритмика. М., 2000

3. Савина Л.П.  Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999

4. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.

5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999.

(©) Светлана Валерьевна Воронина, 2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Использование кинезиологических методов с применением ИКТ для детей с нарушением речи

Использование кинезиологических методов с применением ИКТ для детей  с нарушением речи....

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Предлагаю вашему рассмотрению мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушения речи»,где педагоги узнали, что означает термин "биоэнергопластика", поз...

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи

ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....

семинар-практикум для воспитателей "использование элементов биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи"

На начальном этапе коррекционной работы дети знакомятся  с упражнением для губ, языка или челюсти, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается.На ...

Применение биоэнергопластики в работе с детьми с нарушениями речи.

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.   Провожу их с целью привлечения внимания детей  к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, язык...