Формы и организация индивидуальных логопедических занятий с дошкольниками.
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Олейникова Татьяна Викторовна

Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действи­тельно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный арти­куляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тя­жело дается постановка звука и каждый, даже самый незна­чительный, шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тог­да логопеду в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отра­батываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положитель­ная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy.org_._ind._zan.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и организация индивидуальных занятий.

(«Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками» Е.А.Борисова)

Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный, шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда логопеду в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Рассмотрим формы занятий, точнее, формы их организации и проведения.

Итак, в какой форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Приведем несколько вариантов.

К нам пришел гость:

  1. он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;
  2. гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или
    произносить правильно звук и просит его научить;
  3. гость принес с собой разные задания для ребенка и про
    сит их выполнить.

В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.

Идём в гости

В гости отправляется сам ребёнок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей.

 (Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.) Мы пришли в гости:

  1. удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем
    им, что умеем делать;
  2. поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то
    разобраться.
  3. Посылка
  4. Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.
  5. Письмо
  6. Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде, а ребенок вместе с логопедом выполняет их, используя имеющийся в кабинете наглядный и дидактический материал.
  7. План
  8. Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например: «Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого...» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее — посмотри по плану»).
  9. Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад» )
  10. Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (хорошо использовать игрушки из киндер-сюрприза), ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.
  11. Поле чудес
  12. Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.

Стройплощадка

Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной картинки строит дом (детский сад, школу или любое другое здание). При этом, чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребенок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в отведенное для занятия время (например, домик может быть из нескольких кубиков и готовой крыши, а картинку можно предложить из шести-девяти частей в зависимости от возраста ребенка).

Проявляющаяся картинка

Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания.

Цирк

Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.

Веселая школа

В одном случае ребенок попадает в необычную школу (например, лесную) и вместе с другими учениками учится сам, помогает другим, выполняя задания логопеда, который является учителем этой школы или выступает от лица учителя. В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание.

Занятие-сказка

В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребёнку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнить различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На таком занятии может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

Конечно, это далеко не полный список форм индивидуальных занятий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Каждый логопед может продолжить его своими наработками и идеями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками с использованием рисованных карт. Методическое пособие.

Проведение индивидуальных логопедических занятий с использование  рисованных карт.Часто логопедам, бывает трудно подобрать дидактический материал, конспект индивидуального занятия, что...

Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками с использованием рисованных карт. Методическое пособие.

Проведение индивидуальных логопедических занятий с использование  рисованных карт.Часто логопедам, бывает трудно подобрать дидактический материал, конспект индивидуального занятия, что...

Индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника с ДЦП по теме: Автоматизация звука [M] в слогах.

У большинства детей с церебральным параличом возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложно организованных психических функций – речи. Как отмечает в своих публикациях И.А. Смирнова, канд...

Конспект индивидуального логопедического занятия с дошкольником старшей логопедической группы на тему «Автоматизации звука [Р] в словах, в предложениях, в чистоговорках».

Цель: формировать умение произносить звук «Р» в словах. Задачи: упражнять в правильном произнесении звука «Р»;формировать умение правильно произносить звук «Р»...