Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи (родственные слова, предлоги)
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

Заець Наталия Богдановна

Игра помогает  учиться подбирать  семью родственных слов, ориентироваться в пространстве, знакомит с предлогами, их значением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Семья гномов».

Задачи: учить детей с помощью моделирования находить в тексте стихотворения родственные слова, объяснять их значение с помощью опорного слова, расширять словарный запас, подбирать антонимы,  совершенствовать знания детей о предлогах (в, на под, из-за, перед), учить ориентироваться  на плоскости.

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил дом.

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал домик.

Самый маленький гномишко

Под цветком сложил домишко.

Ну а старый мудрый гном-гномище

Выстроил большой домище!

Логопед читает стихотворение и выкладывает перед детьми модели различной величины и цвета.

-Ребята, вспомните и скажите, из каких слов стихотворения можно собрать семейку слов? Сколько семеек  получилось собрать?

Дети называют все слова из каждой семейки слов.

Кто такой гном? (сказочный персонаж)

А гномик? (маленький гном)

А гномишко? (очень маленький гном)

А гномище? (очень большой гном).

Что такое дом? (жилище).

А домик? (маленький дом)

А домишко? (очень маленький дом)

А домище? (очень большой дом).

Логопед читает концовку стихотворения:

А за печкой, за трубой
Жил у гнома
 домовой.

-Кто такой домовой?

Дети пытаются объяснить значение этого слова. При необходимости логопед делает вывод: домовой - это невидимый житель дома, он охраняет дом.

-Можем ли мы это слово внести в одну из семеек? Если да, то в какую?

Дети определяют, что слово домовой нужно с помощью синей полоски разместить  во вторую семью.

На игровом поле дети располагают плоскостные съемные  фигурки гномиков в соответствующих домиках. Называют,   кого и какие предметы они видят. С помощью предлогов под, из, из-за, над  определяют их местонахождение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Овощная азбука" Дидактический материал на развитие лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет.

Данный дидактический материал содержит комплекс заданий и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также на развитие строя ре...

Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема “Посуда”

Подборка игр позволит воспитателю с легкостью подготовиться к занятию и выручит на открытом уроке....

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста «Волшебные картинки»

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведения зн...

Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи

Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема “Посуда&rdquo...

Дидактические игры для развития лексико- грамматического строя речи.

     Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны с развитием всех компонентов речи: фонетико-...