Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Игнатьева Екатерина Геннадьевна

Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема “Посуда”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_formirovanie_leksiko.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема “Посуда”

Дидактическая игра «Один –много»

Цель: Формировать представление о множественном числе существительных, преобразование из единственного числа во множественное.

 Оборудование: картинки с разными предметами посуды.

Эта игра упражняет детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; учит их подбирать к словам определения и действия, согласовывать их.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — кастрюля, а у вас — кастрюли, тарелка- тарелки т. д.

Сковорода … Вилка…Тарелка… Чайник…Чашка…Блюдце…Нож…

 Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: Формировать представление об образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Нож- ножик… Вилка-вилочка… чашка-чашечка…. И т.д.

Дидактическая игра «Дом посуды»

Цель: Актуализация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Оборудование. Магнитная доска, магниты, предметные картинки с изображениями посуды.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в «магазин» и размещает на магнитной доске предметные картинки с изображениями посуды. Он объясняет детям, что «купить» посуду сможет тот, кто сумеет сказать, какая она по материалу: из металла — металлическая, из стекла — стеклянная, из фарфора — фарфоровая, из дерева — деревянная. Дети «покупают» посуду, образовывая словосочетания: металлическая кастрюля, деревянная доска, и т. п. Побеждает тот, кто «покупает» наибольшее количество предметов посуды.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: Формировать представление детей в подборе слов противоположных по значению.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует картинки, на которых изображены пары посуды к примеру большая кастрюля и рядом маленькая ложка, тяжелая сковорода и легкий нож, высокий кувшин и низкая чашка. Дети подбирают противоположную пару и говорят ответ воспитателю.

Дидактическая игра “Чего не стало?”

Цель: Формировать представление о формах родительного падежа единственного и множественного числа.

Ход игры: Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не стала? (Не стало кастрюли, чашки. Нет ложки, тарелки, ножа)

Дидактическая игра “Что где?”

Цель: формировать представление о правильном употреблении пространственных предлогов: В-На-Под-Около, тем самым обучать правильному использованию разных падежных форм.

Ход игры: Воспитатель раскладывает игрушечную посуду на стол перед детьми (тарелку, блюдце, ложку), сковородку кладет под стол, чашку ставит в шкаф. Воспитатель спрашивает детей применяя элементы игры при помощи куклы-где находятся предметы? Дети отвечают на вопросы воспитателя, тем самым формирую представления о правильном употребление пространственных предлогов в активной речи. Игра повторяется несколько раз.

Дидактическая игра «А что в мешочке?»

Цель: формировать представление детей о предметах, их отдельных частях и основных свойствах.
Ход игры: Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка, нож. Все эти предметы можно назвать одним словом — посуда. Запускайте руку в мешочек и не вытаскивая называйте предмет, его отдельные части и их основные свойства.

Дидактическое упражнение «Что это?»

Цель: Формировать представление о составлении коротких рассказов по опорным картинкам.

Оборудование: картинки с разными предметами посуды.

Это кастрюля. В ней можно сварить суп. Это тарелка. В нее можно положить еду. Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот. Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его. Это нож. Им можно резать хлеб. Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.


Дидактическая игра «Кто больше назовет действий»

Цель: формировать представления о подборе глаголов, обозначающих действия. Воспитатель спрашивает о самых разных предметах и явлениях, а дети называют действия.

-Что можно делать ложкой? (кушать, стучать, играть).

-Для чего нужна кастрюля? (готовить, варить, играть)

Дидактическая игра “Закончи предложение”

Цель: формировать представление о подборе глаголов, обозначающих окончание действий.

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает.

- Мама взяла чашку и ...(налила себе чаю,  стала пить чай, пошла пить чай).  -- Костя взял ложку и…(стал есть суп, стал стучать , стал мешать сахар).

- Бабушка взяла кастрюлю и …(налила в нее воды, стала варить суп, поставила на плиту)

Незавершенность предложений взрослый показывает интонацией.

Дидактическая игра “Накорми”

Цель: формировать умение образовывать повелительную форму глагола.

В гости к ребенку на машине приезжает игрушки: мишка, мышка. Игрушки очень голодные. Хочешь, чтобы мишка покормил мышку с ложки? Надо попросить его: “Мишка покорми мышку”! А сейчас попроси мишку, чтобы он постучал ложкой об стол. А теперь мышке скажи, чтобы она налила себе чаю, взяла ложку.

Можно давать мышке и мишке разные задания: приготовить суп, разлить суп по тарелкам и т.п.

 Дидактическая игра “Скажи, какой”

Цель: формировать представление об основных признаках предметов (согласование существительных с прилагательными).

Воспитатель достает из коробки предметы, называет их: “Это чашка”. Ребенок называет признаки: “Она белая, маленькая, с ручкой”. – “Это кастрюля”. - “Она большая, глубокая, серая” и т.д.

Дидактическая игра “Какая посуда”

Цель: формировать представление детей о разнообразии признаков внешнего вида объекта.

Взрослый говорит, что посуду считают старомодной, некрасивой и посуда очень огорчается. Надо ей помочь и рассказать какая она красивая, чистая, нужная.

-Что это? (Чашка), Какая она? (белая с цветочком). А для чего она нужна? (пить с нее чай, сок, молоко). Давай вместе расскажем про нашу чашку.

 Воспитатель начинает: “Наша чашка… (самая нужная вещь)”. Без нее… (мы бы не могли пить чай, сок, молоко, какао)

Работу выполнила

Воспитатель младшей группы №2

Рогачева О.С.

ГБДОУ№44 Василеостровского района

г. Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей c ОНР.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей....

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

перечень игр по развитию лексико-граматического строя  речи по темам...

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

ОСЕНЬ1. «Что бывает осенью?» Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.Ход. На с...

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей....

паспорт к дидактической игре "Алаас" формирование лексико-грамматической речи у старших дошкольников

паспорт к дидактической игре "Алаас" формирование лексико-грамматической речи у старших дошкольников...

Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема “Посуда”

Подборка игр позволит воспитателю с легкостью подготовиться к занятию и выручит на открытом уроке....