паспорт к дидактической игре "Алаас" формирование лексико-грамматической речи у старших дошкольников
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Турдагина Светлана Васильевна

паспорт к дидактической игре "Алаас" формирование лексико-грамматической речи у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_igry_titul_-_kopiya.docx318.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №52 «Белочка».

Паспорт

к дидактической игре

«Алаас»

C:\Users\User\Desktop\дид ира по лексико грамматич строю речи\syDOPgeGRr8.jpg

Автор: воспитатель Турдагина Светлана Васильевна

Самойлова Надежда Романовна

г. Якутск

2018 г

Цель: формирование лексико-грамматической речи у детей дошкольного возраста;

Описание многофункциональной дидактической игры «Алаас»

Жилище: балаган, талах олоппос,  салама, камелек, сандалы, нары. папа-хозяин, мама-хозяйка, дочка.

Двор: атырдьах, вилы, стог сена, серег, ограда

Животные: корова, теленок, лошадь, жеребенок, белка, лиса, олень, утка, утят,караси

Лес: береза, ели, озеро,сети

Рекомендации к использованию  

«Исправь ошибки Джона»

Цель. Дифференциация мужского и женского рода, согласование прилагательного с существительным, глагола с существительным,  правильное употребление предлогов и местоимений.

Содержание. Педагог предлагает детям поиграть в игру, он подставляется иностранцем  по имени Джон. Сообщает детям, что он был в гостях в якутской деревне, жил в алаасе, ему там очень понравилось. И сейчас Джон поделится с ребятами своими впечатлениями, но поскольку он иностранец и плохо говорит по-русски, то просит ребят поправить ошибки в его рассказе.  

Я жил в якутская  деревня. Дом и двор называется алаас.  Меня там очень понравилось. Там живет добрый семья. Мама зовут Сардаана. Папу зовут Нюргун. Дочка зовут Айта. У них есть  корова  и у корова есть ребенок. Я забыл, как он называется. Папа любит ходить рыбалка. Он ловит рыба карась. Мама и дочка любят гулять в лес и искать там вкусные маленькие плоды. Они ходят лес с собака.  

«Потерянное слово».

Цель: учить ребёнка подбирать нужный по смыслу предлог

Содержание: У каждого ребенка набор схем предлогов. Взрослый предлагает детям найти потерявшееся слово и произнести предложение целиком, подобрав нужную схему предлога.

Олень живет … лесу.

Тарелку ставят … стол.

Ягоды собирают … корзинку.

Тапки ставят … кровать.

Собака сидит … столом.

Собака лежит … сене.

… столе стоит кастрюля.

Корова пасутся … лугу.

Девочка спешит … школу.

Земляника выросла … берёзой.

Мама стоит  … березой.

Папа рыбачет … лодке.

Салама  висит … стене.

Цветы растут … траве.

Утки плавают … озере.

Грибы растут … лесу, а брусника … лесу.

Мама, папа и дочка пошли … реку  и купались … реке.

«Кто больше назовет»

        Цели: Пополнять предикативный словарь, закреплять навыки согласования существительного с глаголом, совершенствовать навыки образования глагола от существительного.

Содержание. Детям предлагается назвать как можно больше действий, которые способен произвести предмет, изображённый на ней. Например: Берёза растёт, зеленеет, шумит, качается, сохнет и т. д. Белка  скачет, спит, запасается, грызёт и т. д. Выигрывает ребёнок, который собрал наибольшее количество фишек (фишка даётся за каждое названное действие).

«Угадай о ком говорю»

Цели: развивать умение детей определять предмет по ряду характерных для него действий.

Содержание.Педагог перечисляет ряд характерных для задуманного предмета действий, дети должны назвать (показать) этот предмет. Например:

лает, грызёт, кусается – собака;

булькает, кипит, варится - суп

растет, зеленеет, шумит - дерево

прыгает, грызет, прячется – белка

клюёт, вьёт гнезда, летает, чирикает – воробей

мычит, жует, пасется, бодает – корова

ржет, пасется, скачет – лошадь

скачет, бьёт копытом, бодает – олень

«Откуда доносится звук»

Цели: уточнять и пополнять предикативный словарь, формировать навык грамотного построения простого нераспространённого предложения.

Содержание. Дети рассматривают макет, животных и людей (утка плавает, в озере, лошадь пасется на лугу, корова стоит во дворе, мама стоит у стола в доме, на столе посуда, папа сгребает сено). Предполагается, что предметы и явления издают разнообразные звуки: «тук-тук», «гав-гав», «кря-кря» , «шух-шух» и т. д. логопед предлагает им определить, откуда доносится звук «тук-тук». Угадавший ребёнок  отвечает : «Девочка стучит в дверь: «тук-тук»!», «Утка плавает в пруду», «Собака лает во дворе» и т.д.

«Отгадай загадку».

Цель: развитие у ребёнка речевого внимания, развивать умение детей определять предмет по ряду характерных для него действий.

Содержание.  Педагог предлагает детям отгадать о ком он говорит

У кого рога и быстрые ноги …( у оленя )

У кого длинные уши и короткий хвост ? ….( у …

У кого зеленые глаза и длинные усы ? ….( у …

У кого рыжий пушистый хвост ? …( у …

У кого зубастая пасть ?... ( …

У кого хвост крючком и нос пятачком ? ….( у…

У кого рога и вымя ?...( у ….

У кого копыта и грива ?....( у….

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР на материале темы: «Домашние животные»

Цели: -Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое восприятие», «Общеречевые навыки», «Мелкая и общая моторика».-Интеграция образовательных облас...

Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразовани...

Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников посредством дидактических игр

Сообщение из опыта работы на тему "Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников посредством дидактических игр"...

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.

Советы родителям по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников....

Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»

Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»...