Дидактические игры в речевом развитии детей.
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

 

У ребёнка есть страсть к игре ,и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь- это игра.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   А.С.Макаренко.

Вспомните, как загораются глаза у детей, когда вы говорите:» А сейчас мы поиграем в интересную игру!» Не нужно быть тонким психологом, чтобы понять , как важна игра в жизни ребёнка.

Для дошкольников, страдающими различными речевыми расстройствами, игровая деятельность- необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

 

Игра- основная деятельность дошкольника. В процессе игры ребёнок физически, умственно и нравственно развивается, углубляются его познавательные процессы: :восприятие, память, внимание, мышление и речь.

 

Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приёмов на разных этапах логопедической работы приобретает большое  теоретическое и практическое значение.

 

Вашему вниманию я предлагаю варианты авторских дидактических речевых игр, которые можно использовать в логопедической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160905_173113.jpg

Задачи: Развивать навык звуко-буквенного анализа, закрепить умение составлять слова из букв, делить слова на слоги, формировать положительную установку на участие в игре , самостоятельность.

Оборудование: Круги на подставке, набор букв, картинки.

Ход игры: Детям предлагается составить слово из букв, подходящее к картинке. Буквы вставляются в окошки на кругах. Также можно предложить детям разделить это слово на слоги и составить его звуковую схему.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задачи: Развивать способность ребенка к звуко-буквенному анализу и синтезу слов, закрепить умение составлять слова из букв.

Оборудование: Деревья, кружки с буквами.

Ход игры: Детям предлагается составлять слова из кружочков. Их цвет должен соответствовать звуковой схеме слова.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160906_080717.jpg

Задачи: Использовать предлоги  на, под, в, за, к, около; составлять с ними предложения.

Ход игры: Дети передают по цепочке куб, произнося считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будешь кубик ты вращать!

Ребенок, на котором остановилась считалка, вращает куб с закрытыми глазами, выбирает грань, называет её. Дети по очереди или по желанию придумывают предложения с этим “маленьким словечком”- предлогом. Педагог может задать тему, например: предложение про осень, в котором будет “ маленькое словечко” на .



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160906_080849.jpg

Задачи: Развивать мелкую моторику, фонематический  слух, автоматизировать звук “ж” в словах.

Ход игры: Ребенку предлагается помочь ёжику найти свои иголки(прищепки) и посчитать их. А можно попросить на каждую иголку подобрать слово со звуком “ж”.



Предварительный просмотр:

Задачи: Развитие артикуляционной моторики.

Оборудование: Сделан из пластмассового подноса, стоит на подставке. Язычок приклеен.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160905_174150.jpg

Задачи: Развитие артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха.

Оборудование: Собака связанная из ниток, надевается на руку. Ворона надета на колбу, она может проглотить цветные теннисные шарики( составление звуковых схем).

Ход игры: У собаки, надетой на руку, язычок помогает отработке определенных положений языка, необходимых для правильного произношения звуков.

Каркуша может проглотить цветные шарики, а также её можно снять с колбы и надеть на руку. Положение кисти может имитировать движения языка.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160906_153640.jpg

Задачи: Учить составлять слоги из букв, читать слоги.

Оборудование: Домик для животных, белки, ежи, фрукты  и овощи из фетра, с наклеенными буквами.

Ход игры: Ребенку предлагается накормить животное и прочитать получившейся слог.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160909_164013.jpg

Задачи: Использовать предлоги  на, под, за, к, в, около, составлять с ними предложения.

Оборудование: На тканевой основе пришиты вязаные предметы и отдельные элементы на липучках. Примеры составления предложений: Бабочка села на цветок. Улитка подползла к грибку.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160913_085342.jpg

Задачи: Развивать артикуляционную моторику.

Оборудование: На каждой грани куба наклеено зеркало и картинка, соответствующая одному из артикуляционных упражнений.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160906_153312.jpg

Задачи: Учить подбирать пропущенную букву в слове, учить чтению слов.

Оборудование: Для этого пособия использовала игру «Паркинг»                          

Ход игры: Ставлю буквы на “ балкончики”, а ребенок при помощи подъемного устройства подбирает пропущенную букву.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160906_152506.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160906_152657.jpg

Задачи: Развивать фонематический слух, учить звуко-буквенному анализу слов, составлять слова из букв, чтению слов. Подбирать картинки к соответствующей слоговой схеме.

Оборудование: Пластмассовые разноцветные листочки, с одной стороны наклеены буквы, с другой – картинки.

Ход игры: 1-й вариант. Предложить ребенку составлять слова из букв, подбирая цвет листочка в соответствии со звуковой схемой слова. 2-й вариант. Подбирать картинки к соответствующей слоговой схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически прав...

Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе

Дидактические игрыдля речевого развития детейв старшей группе1.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Поиграем в сказку»Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя»...

«Дидактическая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей. Изве...

Дидактические игры для речевого развития детей

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи и др....

Дидактические игры для речевого развития детей

*Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников....

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"

Интерактивная дидактическая игра  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...

Дидактические игры по речевому развитию детей в группе раннего возраста. Дидактические игры "Отгадай, кто к нам пришел?" и "Чудесная коробка".

Тема: "Планирование и проведение занятия по речевому развитию". Представлены дидактические игры по речевому развитию детей в группе раннего возраста. Дидактические игры "Отгадай, кто к ...