"Использование традиционных и нетрадиционных методик для развития мелкой моторики у дошкольников"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Архиреева Елена Анатольевна

Мастер-класс предназначен для родителей детей, посещающих группу для компенсирующей направленности (с общим недоразвитием речи). В мастер-классе освещены проблемы нарушения мелкой моторики рук и пути их преодаления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_publikatsii.odt81.06 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

"Использование традиционных и нетрадиционных методик для развития мелкой моторики у дошкольников".

Цель: показ родителям способы и приемы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес у детей.

2. Обучать ловкости в обращении с карандашом и ручкой, формировать правильный захват карандаша, тренировать мышцы рук детей.

3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать индивидуально и в коллективе.

Ход мастер – класса

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

 В. А. Сухомлинский

Вступление:

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой  моторики пальцев рук.

Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного и речевого развития. Это прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве).

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В старину наши предки пели детям песенки, играли в “Ладушки”, “Идет коза рогатая”, “Сорока-воровка”, “Этот пальчик старичок” и т.д., сопровождая речь с движениями рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и мышление. Психологи, педагоги, медики постоянно подчеркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма. Для развития мелкой моторики руки много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. К ним относятся:

1. Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука дает много информации: о весе, мягкости – твердости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

- органов движения

- органов познания

- аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

Если ребенок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

2. Пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.

Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребенка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребенок сосредотачивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребенка быстро устает, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

3. Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

4. Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.

5. Бисерография – упражнения с бусинами, работа с ниткой бисера.

6. Пальчиковый театр в руке.

7. Оригами.

8. Работа с пластилином, бумагой, тканью и другими художественными средствами.

9. Работа с природным и бросовым материалом.

10. Графические диктанты.

11. Штриховка.

В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму - это благоприятно влияет на речевое развитие в целом.

Рекомендации способов и приемов развития ручной моторики в домашних условиях:

1. Под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу, вязать крючком.

2. Игра "Помогаю маме". Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

3. Игра "Волшебные палочки". Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

4. Игра "Мастерская золушки". Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.

5. Застегивать и расстегивать пуговицы.

6. Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.

7. Завязывать шарф, бант.

8. Выполнять изображения из пуговиц, спичек; называть колечки, чередуя их по величине, ... и т.д.

Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать!

Практическая часть мастер-класса.

Предлагаем игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

1. Статические упражнения:

"Кольцо": соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счет до 10 (3 раза).

Задания выполняются в медленном темпе, 1-2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.

"Коза": вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счет до 10).

"Три богатыря": поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счет до 8).

"Заяц": вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счет до 10).

"Вилка": вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счет до 10).

 "Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня" (сила тонуса).

2. Кинезиологические упражнения, направленные на координацию движения:

1. "Ножницы - собака - лошадь".

2. "Гусь- курица - петух".

3. "Кулак - ребро - ладонь".

4. "Зайчик - коза - вилка".

Если вы думаете, что это нетрудно, попробуйте-ка потренироваться сами в довольно быстром темпе. Поверьте, пересчитать в определенном ритме пальцы на руке, просто сгибая и разгибая их по очереди, задача не из легких даже для взрослых. А 5-7- летний ребенок с первого раза с ней точно не справится.

Но уже через несколько дней эта зарядка у него будет получаться все лучше и лучше. Вы удивитесь, обнаружив, что буквально на глазах непослушные прежде пальчики рук приобретают завидную ловкость.

3. Выполнение творческого задания:

Изготовить картину (поделку), используя различные материалы (клей ПВА, бисер, различные крупы, пластилин, шерстяные нитки, вата, бисер и т.д.).

4. Раздаточный материал для родителей:

Памятка для родителей "Игры и упражнения с нетрадиционным материалом для развития мелкой моторики пальцев рук".

1. Раскладывание крупы, макаронных изделий в ячейки, формочки.

2. Завязывание узелков на шнурке, тесьме.

3. Развязывание узелков.

4. Нанизывание пуговиц на леску или шнурок.

5. Закручивание и откручивание гаек с болтиков.

6. Переливание воды из одного сосуда в другой.

7. Извлечение бусин и пуговиц ложкой из емкости с водой.

8. Наматывание ниток на катушку, карандаш - разматывание.

10. Сматывание ниток в клубок.

11. Выкладывание изображений из мягкой проволоки или шнурков.

12. Соединение и разъединение скрепок.

13. Складывание крупы в трубочку из-под сока, фломастера.

14. Катание орехов, шишек или каштанов в ладонях.

15. Плетение косичек из шнурков.

16. Наматывание проволоки на карандаш.

17. Нанизывание гороха, ягод рябины на зубочистку.

18. Выкладывание контуров предметов из семечек, крупы, фасоли, гороха.

19. Скомкивание листа бумаги, его разглаживание, проведение пальцем по линиям комкания.

20. Отщипывание небольших кусочков ваты, их комкание, катание.

21. Катание маленького шарика двумя пальцами вокруг чего-либо (стопы, предмета, по телу и т.д.).

22. Энергичное постукивание карандашом или пальцем по обозначенным на листе точкам.

23. Скольжение по листу бумаги скрепкой, фасолькой («Горные дороги»).

24. Отстреливание пластмассового шарика щелчком («Пальчиковый бильярд»).

25. Перебирание пальчиками натянутых «струн» (из резинок, нитей).

26. Раскладывание пуговиц по цвету, размеру, составление из них различных изображений.

27. Выкалывание изображения по контуру («Необычный узор»).

28. Пощелкивание кнопочками на полиэтиленовых упаковках.

29. Подбрасывание и ловля крышек, пробок от пластмассовых бутылок и других мелких предметов.

30. Откручивание и закручивание крышек на баночках, пузырьках и флаконах.

31. Выкладывание фигур из зубочисток, счетных палочек или спичек.

32. Поиск спички, ключика, любой мелкой игрушки в спичечных коробках.

33. Перевод стрелок часов, заведение механических часов.

34. Игры с колесиком от сломавшейся машинки.

35. Игры с ключами и замками.

36. Раскладывание пластмассовых пробок, крышек на шахматной доске, их передвижение по доске.

37. Надевание наперстка, пробочек от флаконов на каждый пальчик по очереди.

38. На любое изображение с пятнышками (жираф, божья коровка, далматинец) ребенок приклеивает кусочки пластилина. В конце игры можно пересчитать приклеенные пятнышки.

39. Массаж рук грецким орехом.

Расскажите ребенку сказку про орех, как он свалился с дерева от ветра (пусть ребенок подует, изображая ветер, тем самым тренируя долгий выдох). Потом орех встретил детишек, которые с удовольствием стали играть с ним. Они прятали орех в кулачке и находили его там (кулачок сжимается и разжимается), катали на карусели (одной ладонью с усилием движем по другой по кругу), спускали с горки (рука прижата к столу тыльной стороной ладони, образуя горку, другой рукой катим орех от кончиков пальцев к запястью и обратно). Потом орех катают по ковру ладошкой вперед и назад, как машинку. Проделаем все несколько раз одной рукой, потом другой.

40. Рисование пальчиками.

Отличной тренировкой мелкой моторики является рисование пальчиками или ладошками. Покажи малышу, что нужно делать: обмакни свой палец в краску и что-нибудь нарисуй. Затем предложи ребенку  нарисовать целую картину. Можно обмакнуть в краску не только пальчик, но и всю ладошку, а потом оставлять на бумаге свои отпечатки. Обычно деткам очень нравится это занятие.

Приятного Вам времяпровождения!


Мастер-класс подготовила учитель-логопед: Архиреева Е. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Использование традиционных и инновационных технологий в развитии мелкой моторики детей с нарушениями речи"

традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики детей с нарушениями речи...

Использование традиционных и нетрадиционных методов по формированию мелкой моторики у детей с нарушением речи

Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Поэтому...

К вопросу об использовании традиционных и нетрадиционных технологий в развитии певческих навыков у дошкольников

Актуальность поиска инновационных музыкально-педагогических технологий, обеспечивающих   творческое развитие целостной личности каждого ребёнка очевидна. Среди разнообразных видов  ...

Мастер-класс для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методик для развития мелкой моторики у дошкольников"

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой  моторики пальцев рук...

Нетрадиционный материал для развития мелкой моторики руки дошкольника

Вопрос развития мелкой моторики детей в современное время довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальн...

Обобщение опыта «Развитие моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования традиционных и нетрадиционных методик»

В статье рассмотрены возможности применения традиционных и нетрадиционных методик моторного развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной работе учителя-дефектолога. Пре...

Развитие моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования традиционных и нетрадиционных методик

В статье рассмотрены возможности применения традиционных и нетрадиционных методик моторного развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной работе учителя-дефектолога. Пре...