консультация для педагогов "Использование традиционных и инновационных технологий в развитии мелкой моторики детей с нарушениями речи"
консультация на тему

Язовских Алёна Валерьевна

традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики детей с нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  для педагогов

«Традиционные и инновационные технологии

в развитии мелкой моторики рук дошкольников с нарушением речи».

                                                 Истоки способностей и дарования детей –на

                                                      кончиках их пальцев. От пальцев, образно                      

                                                      говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

                                                     которые питают источник творческой мысли.

                                                 Другими словами, чем больше мастерства в          

                                детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

        В последнее десятилетие детей, страдающих нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать–сорок лет тому назад. В чем же причина? Оказалось, что производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей завязывать шнурки. Но за

все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!

        Изучая особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, есть основание утверждать, что наши предки, забавляя детишек играми в ладушки и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлекшись ранним развитием детей по Глену Доману и Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому

не нужным изобретением стародавних времен и перестали играть с детьми в

игры «дореволюционных бабушек». И совершенно напрасно.

        Уже давно доказано, что ребѐнок, мелкие мышцы рук которого недостаточно развиты, испытывает огромные трудности при овладении речью, причѐм не только звукопроизношением, но и лексико-грамматической, фонетической, смысловой стороной речи.

Проводя коррекционную работу с детьми-логопатами, я обнаружила, что

веселых и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий явно недостаточно. Предлагаемые в литературе пальчиковые игры создавались в основном для малышей. Но, работая с детьми старшего дошкольного возраста, поняла, что успех коррекционной работы зависит от правильной подборки упражнений и игр для развития мелкой моторики рук с учетом возраста ребенка.

        Подробно изучив новинки методической литературы, я решила наряду с

общепринятыми приёмами и принципами использовать инновационные, оригинальные, творческие методы в своей работе. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, направленные на развитие мелкой

моторики рук, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

        С чего же я начала? Сначала я предложила детям позаниматься пальчиковой гимнастикой.

        Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

        Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «над», «под».

        Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, фантазию и речь.

        В своей повседневной логопедической работе с детьми мы занимаемся

развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения,

словарного запаса, грамматического строя, связной речи.

        И здесь на помощь приходят пальчиковые игры. Они помогают расширить и активизировать словарь дошкольников, обогатить речь ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, развить у ребенка экспрессивную речь.

        Так, в пальчиковой игре «Помощники», решается целый комплекс

коррекционных и образовательных задач: закрепление обобщающего слова «посуда», активизация словаря по лексической теме, закрепление слов–действий, развитие мелкой моторики рук, развитие внимания, памяти.

Раз, два, три, четыре,                          Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.

Мы посуду перемыли:                           Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Чайник, чашку, ковшик, ложку           Загибают пальчики по одному.

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                       Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,                Загибают пальчики по одному.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть–чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Для детей логопедической группы проговаривание стихов одновременно с движениями имеет ряд преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

        Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме

физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности

предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика, на мой взгляд, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

        Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, стараюсь использовать разнообразные направления в работе:

- пальчиковую гимнастику (игры с пальцами);

- различные приспособления (массажные мячики, валики, “ѐжики”,

“скалочки”, семена);

- игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки,

спички, мелкие игрушки): перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.); выкладывание из крупы на фоновой бумаге различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров);

- составление картинки из частей;

- игры с прищепками;

- завязывание бантиков, шнуровка, застѐгивание пуговиц, замков;

- игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание,

плетение);

- работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание

узоров);

- работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение

графических заданий, графический диктант);

- игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или

цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь;

- песочная терапия;

- применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для

воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук;

-новая технология «пластилинография».

        Все эти компоненты могут сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. Вся работа базируется на инновационном, комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений с применением всевозможных средств. Благодаря такому разнообразию ребенок получает всякого рода сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

        Детям старшей логопедической группы в ходе изучения лексической темы «Овощи» я предлагаю следующие виды работ на развитие мелкой моторики рук.

1. Пальчиковая гимнастика: “Засолка капусты”

2. Игра с прищепками «Свекла», «Репка»

3. Фигурки из палочек (машина везѐт урожай с полей).

4. Физминутка «В огороде»

5. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).

6. Игра с мячиком су-джок, удерживание между пальцами.

7. Дорисуй узор.

Еще одно инновационное направление в моей работе – это «сопряжённая  гимнастика».Она разработана на основе методических рекомендаций И. Г. Выгодской и Н. В. Берковской. Сопряженная гимнастика заключается в создании комплекса упражнений для одновременного участия пальцев и языка. Это способствует проведению одновременной работы над всеми нарушенными звуками, развитию имитации руками артикуляционных упражнений, формированию опоры на кинестетические ощущения ребёнка, положительному воздействию на эмоциональную сферу ребёнка. Такую гимнастику рекомендуется проводить, занимаясь с детьми второй год обучения или во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики. 
Начинать разучивание необходимо медленно, постепенно увеличивая темп. Некоторые упражнения специально подобраны нами с одинаковыми текстами для того, чтобы не перегружать детей часто меняющимися стихами, что способствует лучшему запоминанию, даёт возможность автоматизировать поставленные звуки на знакомом материале, позволяет сосредоточиться на качественном выполнении самомассажа.

        Работа с различными по фактуре материалами – еще один прием

совершенствования мелкой моторики детей. Дети любят выкладывать контур из природного материала (семян яблок, арбуза, кедровых орешков, т.п.) из камешков, пуговиц, сделать из бумаги, путем обрывания, из ниток, из пальчиков (пальчиковый алфавит). Это ли не развитие моторики?

        В развитии графической моторики особое место отвожу штриховке, обведению по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Предлагаю детям трафареты на все лексические темы:  овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т. д.

        Результатами использования данных традиционных и инновационных технологий является в первую очередь показатель уровня развития речи наших воспитанников: у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей; обогатился и активизировался словарь в процессе игр с пальчиками; сформировались элементарные графические навыки. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла

скованность движений.

        Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повысили работоспособность головного мозга, дали мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствовало развитию внимания, мышления, памяти, оказало благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук стали более подвижными и гибкими, что поможет будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Библиографический список

1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии / В. М. Акименко. –

Ростов-н/Д., 2008.

2. Аствацатуров, Г. О. Учимся говорить правильно / Г. О. Аствацатуров, Л. Е.

Шевченко. – М., 2008.

3. Белякова, Л. И. Использование новых технологий в логопедии / Л. И.

Белякова // Школьный логопед. – 2007. – № 3. – С. 55–58.

4. Инновационные технологии. – URL: // http://ru.wikipedia.org.

5. Кукушкина, О. И. Информационные технологии в обучении произношению / О. И. Кукушкина и др. – М., 2004.6. Лизунова, Л. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий  в логопедической работе. – URL: // http://sputnik.master telecom.ru/Seans/Pedsovet/forum/indexb1e2.html showtopic=405.

7. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов / И. В. Никишина. – Волгоград, 2008.