Нетрадиционные формы развития мелкой моторики детей с нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Янченко Вера Александровна
Предлагаю конспект логопедического занятия в подготовительной группе с использованием Су-Джок массажёров.Буду рада, если кому-нибудь пригодится мой материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya._rmo.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

« Детский  сад № 15 г. Красноармейска  Саратовской  области»

КОНСПЕКТ     НОД

«Путешествие  к  Смешарикам»

Подготовила :

учитель – логопед

Янченко  Вера  Александровна

г. Красноармейск

2014 г.

ЦЕЛЬ: дифференциация  домашних  и  диких  животных; дифференциация звуков С-Ш

ЗАДАЧИ:

Коррекционно – образовательные: закреплять знания детей о домашних и диких животных и месте их обитания; учить детей характеризовать звуки С и Ш  с  опорой на различные виды контроля и различать их;

Коррекционно-развивающие: развивать у детей фонематический слух и восприятие: закреплять  навыки составления звуковых схем слов; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; расширять и  уточнять словарь; развивать наглядно-образное мышление.

Коррекционно-воспитательные: развивать у детей наблюдательность; прививать детям чувство любви к животным, желание им помочь.

Материалы и оборудование: звуковое письмо в конверте; игрушка мишка, миска для животных; слова  «мишка» и «миска»;  материал для составления звуковых схем; мячик ; су- Джок по количеству детей; стулья по количеству детей; стол; ноутбук.

ХОД    ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент.

Логопед: 

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся  с ними! В этот чудесный зимний день подарите друг другу улыбки! Улыбнитесь своим друзьям! Присаживайтесь на стульчики.

Сегодня утром почтальон принёс это письмо. Адресовано оно вам. От кого это письмо непонятно, очень неразборчиво написано. Давайте его откроем!  ( достаём диск). Похоже, что это необычное письмо, а звуковое, которое можно послушать (включаем запись)

« Здравствуйте ребята! Это Нюша!  Надеюсь. вы узнали меня? Мы с друзьями хотели прилететь к вам в гости, но дорога лежит через лес, а там животные разные и идти через этот лес мы боимся. Поэтому, мы приглашаем вас в деревню Смешариков и надеемся на скорейшую встречу!»

Логопед:

Ребята, а вы хотите отправиться в гости к Смешарикам? Какие животные живут в лесу? Как можно назвать их одним словом?

2. Акустико – артикуляционный  образ  звуков.

Логопед:

У меня есть друг Мишка, который очень хочет побывать в деревне Смешариков и может быть остаться там жить. Поэтому, Мишка взял с собой миску и уже готов к путешествию. ( На стол выставляются игрушки Мишка и миска. На доску слова «Мишка- миска»).

Логопед:

Давайте составим звуковые схемы этих слов. Чем отличаются эти слова? Какими звуками?

Ш- губы слегка округлены, язык находится за верхними зубами, воздушная струя тёплая.

С – губы слегка улыбаются, кончик языка находится за нижними зубами, воздушная струя холодная.

3. Развитие наглядно-образного мышления.

Логопед:

 Ну, вот , ребята, все в сборе. Пора отправляться в путь! А как вы думаете, на чём можно отправиться в деревню Смешариков? ( Дети перечисляют виды транспорта). На каком транспорте отправимся  с вами,  вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет,

Что же это? (Самолёт)

4. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: 

Самолёт готов, можем отправляться в путь! Занимайте свои места, пристёгивайте ремни, К полёту готовы? Тогда полетели…(звук самолёта) Покажите язычком, как летит самолёт, как он поднимается вверх и опускается вниз, вверх и вниз (упражнение «Качели» )

Логопед:

Ребята, пока мы летим, я предлагаю вам спеть песенку гласных звуков:

Открываем мы глаза,

Вдох- и долго тянем « А-а-а».

Утром солнышко встаёт,

Снизу вверх мы тянем « О-о-о».

Днём по горке едем мы « Ы-ы-ы».

Ночью смотрим на луну,

Сверху вниз слетает « У-у-у».

Закрываем мы глава,

Снова долго тянем « А-а-а».

5. Развитие лексико – грамматического  строя речи.

Логопед: 

Вот , ребята, мы с вами и прилетели в страну Смешариков, а вот и лес. Я вас приглашаю прогуляться по зимнему лесу.

Логоритмика:

« Прогулка в зимний лес»

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько  здесь вокруг чудес (развести руки в стороны)

Справа берёзка в шубке стоит (руки в правую сторону отводят)

Слева ёлка на нас глядит (руки отводят в левую сторону)

Снежинки в небе кружатся ( «фонарики, посмотреть вверх)

На землю красиво ложатся (кружатся, приседают)

Вот зайка проскакал, от лисы он убегал (прыжки на двух ногах)

Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет (наклоны в стороны)

Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас (закрыть лицо руками)

Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму и проспит (имитируют сон)

Пролетают снегири, как красивы они (имитируют полёт птиц)

В лесу красота и покой снежной морозной зимой (садятся на свои места)

Появляется  Старичок - Лесовичок.

Логопед: 

Кто это? Наверное, он хочет нам что-то сказать?

Лесовичок: 

Здравствуйте ребята! Вы хотите попасть в деревню Смешариков? А вы знаете, что в лесу можно встретиться с опасными хищными животными?» Проводится игра о правилах поведения в зимнем лесу.

«Ребята, давайте с вами поиграем».

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

Если встретишь ты ежа,

Зря его не обижай-

Против каждой злючки

Выставит колючки.

Не боится ёж в лесу

Ни медведя, ни лису,

Ни лося, ни волка-

Вот какой он колкий!

Лишь увидит он врага

Вмиг свернётся и ага!

« Молодцы! Теперь я вижу, что настоящие друзья леса! Будьте осторожны!»

Логопед:

Ребята, вы готовы отправиться дальше? Тогда продолжаем наше путешествие.. Посмотрите, кто это там на поляне? (Лиса) – Опишите её, какая она? (рыжая, хитрая, умная, пушистая, быстрая, осторожная). Молодцы! Идём дальше? Вот посыпался с густой ёлки снег. Кто это там скачет? (Белка) – Какая она?(рыженькая, пугливая, прыгучая, красивая. А теперь тихо. Посмотрите, кто это там на поляне? (Волк- серый, злой, хищный).Продолжаем наше путешествие. Ребята, посмотрите, кто это спрятался за кустом?(Заяц – белый, пушистый, трусливый).Где живёт заяц? (под кустиками, камнями, норку делает только в сильные морозы и может проводить в них весь день и покидает лишь при опасности ). Кто из встретившихся животных меняет зимой цвет шубки?

6. Развитие лексико – грамматических категорий.

Логопед: 

Вот мы с вами и добрались до деревни Смешариков. Посмотрим, как живут Смешарики.

Крош: 

« Ребята, пока Копатыч спит, я ухаживаю за его домашними животными. Угадайте, какие животные живут на ферме.»

(Звучат голоса домашних животных)

Логопед: 

Голоса каких животных вы слышали: диких или домашних? Чем дикие животные отличаются от домашних?

Подойдите к столу. На столе лежат пазлы, давайте, соберём их и узнаем, какие же животные живут на ферме у Капатыча.(Дети собирают пазлы)

7. Дифференциация звуков С – Ш.

Логопед:  Посмотрите , Нюша гуляет на полянке.

Нюша: 

«Ребята, хорошенькие швинки и лосадки живут на ферме у Копатыча. Ой, опять я неправильно говорю. Ребята, объясните, почему у меня звуки путаются?»

Логопед: Ребята, давайте расскажем Нюше, что она перепутала.

(Выставляются схемы – обозначения звуков С – Ш.)

Нюша: Понятно, надеюсь, что больше не буду путать эти звуки.

Логопед: 

Давайте поиграем вместе сНюшей.

Игра « Весёлый мяч»

Ты катись весёлый мяч

Быстро, быстро по рукам,

У кого весёлый мячик

Прошипи-ка громко нам «Ш-ш-ш»,

Просвисти- кА громко нам « С-с-с».

Нюша:  Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Я всё запомнила  и теперь говорю правильно.

Логопед: Молодцы, ребята! Надеюсь, теперь Нюша больше не будет  ошибаться и будет правильно, говорить!

8. Развитие мелкой моторики Су – Джок терапия.

Появляется Ёжик:

Ребята, вы, наверное, устали? Давайте разомнём наши ладошки.( Дети подходят к столу, берут в руки шарики су-джок )

Сказка « Ёжик на прогулке»

( с использованием компьютерной презентации)

Жил да был ёжик в лесу, в своём домике –норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ёжик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.

Улыбнулся ёжик солнышку ( улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился-катился и прибежал на красивую, круглую поляну (ладошки соединить в форме круга). 

Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).

Вдруг набежали тучки ( зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться ) и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ёжик под большой грибочек (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним ) и укрылся от дождя,  а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, рыжики, опята  и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ёжику обрадовать маму, собрать их домой, а их так много…Как понесёт их ёжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголочки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Логопед: 

Это ёжик непростой, посмотрите, что находится внутри.

Дети достают колечки:

Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальчики по одному)

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый  сильный, самый толстый и большой,

Этот пальчик для того, чтоб показывать его,

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине,

Этот пальчик безымянный и избалованный самый,

А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

Ёжик: 

Молодцы, ребята! Мы с вами так хорошо поиграли, А знаете, я подарю вам этих ёжиков, чтобы вы смогли разминать свои ручки и дома и хорошо подготовились к школе.

Логопед: Спасибо, Ёжик. Мы обязательно будем разминать свои пальчики!

- Ребята, нам пора возвращаться домой и на прощанье Смешарики приглашают вас на танец!

Смешарики вместе с детьми танцуют танец под песню « Круглая планета»

Логопед: 

Ну что ж , ребята, занимайте места в самолёте, Садитесь поудобнее на стульчики, расслабьтесь, дышите спокойно. Закройте глаза. (звучит релаксационная музыка )

Хорош лес зимой. Глубокие, чистые сугробы лежат под деревьями. Тёмно-зелёные ветви елей и могучих сосен покрыты тяжёлыми шапками белого цвета снега .  Деревья как будто спят. На лесных полянах видны следы диких животных. Но наш полёт подходит к концу. Вы узнаёте родные места, смотрите вот и наш родной город Красноармейск. А вот и наш детский сад № 15.

9. Итог занятия.

Логопед: 

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Перед вами лежат весёлый и грустный смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению после нашего путешествия.

- Мне тоже было очень приятно с вами побывать в деревне Смешариков. Вы все большие молодцы и я надеюсь это не последнее наше путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Использование традиционных и инновационных технологий в развитии мелкой моторики детей с нарушениями речи"

традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики детей с нарушениями речи...

« Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на цент...

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи через нетрадиционные техники изодеятельности"

Уважаемые коллеги я расскажу Вам о корейском исскустве «Ханди». Бумага – в переводе на корейский – Ханди. Бумага один из самых распространенных материалов......

"Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию"

Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию....

Статья на тему: "Тестопластика как одна из форм развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

В своей статье я попыталась немного раскрыть важность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Ведь в наше время очень сказывается плохо развитая моторика детей, для дальнейшего обучения в...

Нетрадиционные формы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Публикация содержит информацию для родителей и педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, о том, как развивать у ребенка мелкую моторику рук с помощью природного и бр...

Мастер-класс для воспитателей: «Нетрадиционные формы развития мелкой моторики рук»

Мастер-класс для воспитателей: «Нетрадиционные формы развития мелкой моторики рук» Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствую...