« Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме

Жукова Татьяна Вячеславовна

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Инновационные  технологии по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которые используем в нашем детском саду: воскотерапия, войлоковаляние, Су-Джок терапия, песочная терапия и др. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 муниципального образования Усть-Лабинский район Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушением речи Учитель-логопед МБДОУ №16 Т.В.Жукова 2016 год

Слайд 2

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.» С.А. Сухомлинский

Слайд 3

Цели : Укрепление здоровья детей Коррекция речевых нарушения у детей с нарушением речи Создание комфортных условий для ребёнка Повышение интереса и мотивации к занятиям Задачи: Воздействие на биологически активные точки организма Стимулирование речевых зон коры головного мозга

Слайд 4

Традиционные : пальчиковая гимнастика шнурование конструирование ручной труд изобразительное искусство применение мозаики пазлов и т.д.

Слайд 5

Инновационные : воскотерапия Су-Джок терапия войлоковаляние спирографы песочная терапия бросовый материал природный материал (соломка)

Слайд 6

Воскотерапия

Слайд 7

Дидактические пособия с использованием Су – Джок массажеров

Слайд 8

Войлоковаляние

Слайд 9

Спирографы

Слайд 11

Песочная терапия

Слайд 12

Использование бросового материала (крышек)

Слайд 13

Изделия из природного материала (соломки)

Слайд 14

Мастер-классы для родителей

Слайд 15

Желаю Вам творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Презентация на тему

« Традиционные и инновационные технологии

в развитии мелкой моторики  дошкольников с нарушением  речи»

Подготовила:

                                                                                       учитель-логопед

                                                                                  МБДОУ № 16

                                                                                         г. Усть-Лабинска

                                                                                       Жукова Татьяна

                                                                                   Вячеславовна

     

       Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Хочу вам представить   инновационные  технологии по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которые используем в нашем детском саду. Одной из них является  воскотерапия.

      Изучая методическую литературу и пособия по изодеятельности, развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста, опыт работы педагогов, воспитателей по изодеятельности, учителей–логопедов, мы пришли к выводу, что занятия по ручному труду, конструированию и изобразительной деятельности в детском саду, в основном, включают в себя конструирование из бумаги, строительного и природного материала (шишек, сухих листьев, семян), рисование, аппликацию, лепку из пластилина и глины.       Воск, являющийся природным материалом, не используется на занятиях.      Занимаясь с детьми лепкой, воспитатели, как правило, используют пластилин, в то время как работа с природным материалом - воском, способствует не только развитию мелкой моторики, но и оказывает терапевтическое воздействие на организм ребенка (т. к. воск содержит прополис и пигменты цветочной пыльцы, ароматические и минеральные вещества, которые проникая в организм ребенка, способствуют его оздоровлению). Помимо этого, в процессе занятий воскотерапией формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира (т. к. она является составляющей арттерапии).

      Цель воскотерапии -развитие речи и ознакомление младших дошкольников с доступным их возрасту видом ручного труда – лепкой из воска.

       В результате проведения коррекционной работы дошкольники  научились основным формообразующим движениям, некоторым способам и приёмам лепки из воска, а так же оречевлять собственные действия и договариваться друг с другом при выполнении коллективных работ.

Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по формированию мелкой моторики, на занятиях воскотерапией способствует не только развитию моторики пальцев рук и речевых процессов, но так же и познавательной деятельности .

        Су - Джок терапия  считается одной из лучших систем самооздоравления.
      Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

 В результате использования Су-джок терапии:
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
• развивается координация движений и мелкая моторика;
• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
     Мы применяем  вариативность использования Су-Джок массажёров Изготавливаем дидактические  пособия, которые  выполнены для закрепления сенсомоторных навыков. Благодаря таким чувствам, как зрение, слух, осязание ребенок закрепляет понятия цвет, величина, форма, поверхность предмета в игре с колючим шариком Су-джок-массажером. Данные приёмы мы  используем в своей работе и можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, что подтверждают результаты диагностики.

      Для развития мелкой моторики мы используем спирографы. Спирограф, по сути - это линейка, прямоугольная, с вырезами-кругами и фигурными вставками, которая позволяет делать удивительные орнаменты, легко и просто.

     Пользоваться спирографом могут и дети, и взрослые.

С его помощью можно оформлять рисунки, открытки, и т.п.

- стоит он недорого, цвета - в ассортименте, но цвет спирографа значения не имеет  (также как не имеет значения цвет обычной линейки).

Узоры получаются круговыми, идеально ровными. В зависимости от выбранной вставки и выреза-круга - очень разные узоры. У детей спирограф развивает не только мелкую моторику и координацию движения кисти, но и  воображение, фантазию, творческое и логическое мышление, способность к рисованию. Улучшает характер почерка и увеличивает скорость письма. Учит моделированию цветов и пространственному мышлению. Совершенствует эстетические способности и повышает интеллект.

     Как пользоваться спирографом.

Выбираем вырез-круг в прямоугольнике, берём одну из вставок (так, чтоб она по диаметру была меньше выреза), вкладываем вставку в вырез так, чтобы зубчики вставки закрепились, ставим ручку в любую из "дырочек" круга-вставки, и начинаем вращать круг внутри выреза по или против часовой стрелки. Ручка будет оставлять след-узор, удивите.

Если поставить ручку в другую "дырочку" - узор получится другой, даже если снова использовать тот же круг-вырез линейки и ту же вставку. А поскольку на каждой вставке дырочек много, узоров при помощи спирографа можно сделать огромное количество, очень разных. (Показ работ)

Раздаём заготовленные шаблоны, предлагаем украсить определённые места  узорами.

       Песочная терапия является одним из технологий развития мелкой моторики детей с нарушениями речи. В нашей стране песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Она представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит свой собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.

Песочная терапия - это игра. Именно игра помогает детям дошкольного возраста учиться строить отношения с внешним миром, познавать его и выражать свои чувства.

     Игровые упражнения с песком – это, прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов, кроме того, песочная терапия является одним из средств развития мелкой моторики детей с нарушениями речи.

     Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница, песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик. Размером 50х70х8 (где 50х70 размер поля, а 8 - глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.

     Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо.

       Игровые занятия с песком могут проходить как индивидуально, так и в малых группах (2 – 4 человека). Периодичность занятий 1- 2 раза в неделю. В процессе занятий можно использовать игрушки, вспомогательные предметы, макеты предметов домашнего обихода. Возможно построение фигур из песка, добавление воды.

     Сначала ребенку можно предложить поиграть с мокрым песком, а затем играть с сухим песком, используя при этом ведерко, грабли, лопатку, формочки. Пластические свойства песка способствуют тактильной стимуляции и развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

    Также мы используем  техники беспредметного рисования, которые позволяют детям не только развить мелкую моторику, но и преодолеть чувство страха в данном виде творчества, выразить в рисунке чувства и эмоции.

  • Оттиск паролоном или жёсткой полусухой кистью

- это точки, которые  наносят на предварительно намеченный рисунок. Удобно использовать густую гуашь, обмакивая в неё «печатку». Кроме «печатания» «тычка» можно использовать «растяжку» - это скольжение «печаткой» по листу – получаются красивые перистые облака, морские волны, дождевые струи.

  • Тычковое рисование
  • Монотипия - техника рисования  с помощью отпечатка ,при которой гладкую поверхность покрывают краской, а потом делают  отпечаток на листе бумаги. После этого полученные изображения дополняют недостающими деталями.
  • Кляксография
  • Набрызг
  • Рисование пальчиками, ладонью
  • Скрапбукинг - вид рукоделия, при помощи которого красиво оформляются фотоальбомы, открытки и рамки. При этом используются дыроколы. Мы используем элементы скрапбукинга. Игры с применением скрапбукинга развивают не только мелкую моторику, но и развивают зрительное восприятие, логическое мышление,воображение, память. Можно предложить сделать фигурки и поиграть в такие игры, как «Одинаковые фигурки», «Заплатки», «Весёлая считалочка», «Чего не стало?», «Что изменилось?» и т.д.

     

    Мы проводим семинары и обучающие мастер-классы для родителей.

          Таким образом, традиционно проводимая работа по развитию мелкой моторики, на наш взгляд, оказывается недостаточной и во многом снижает эффективность логопедической работы по преодолению нарушений мелкой моторики, поэтому её необходимо дополнять инновационными технологиями.

       Данные технологии развивают у детей все психические процессы, в том числе и речь, что очень важно для нас, как для логопедов, развивается мелкая моторика и мускульная память, повышается работоспособность детей, а также улучшается качество образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Использование традиционных и инновационных технологий в развитии мелкой моторики детей с нарушениями речи"

традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики детей с нарушениями речи...

Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.

Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....

Использование инновационных технологий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Использование инновационных технологий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....