Главные вкладки

    Картотека игр на развитие мелкой моторики рук у детей в детском саду и дома.
    картотека по логопедии на тему

    Захаркина Марина Васильевна

    Мелкая моторика рук – умение выполнять точные, скоординированные движения кистями и пальцами рук. Чтобы ребенок смог выполнить упражнение для развития мелкой моторики, его мышечная, костная и нервная системы должны работать синхронно. Педагоги и психологи уже давно установили прямую зависимость между уровнем умственного развития малыша и уровнем развития его мелкой моторики рук. 

    Источник: http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/dlya-chego-nuzhno-razvitie-melkoj-motoriki-u-detej.php

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ школа № 41 ДСП 2.

    Составила

    Учитель-логопед

    Захаркина М.В.

    Москва 2016-2017гг.

    Картотека игр на развитие мелкой моторики рук в детском саду и дома.

     «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).

    «Сорока-белобока».

    Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил...» и т. д.

    Сорока-белобока

    Кашу варила,

    Деток кормила.

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала: «Ты воды не носил,

    Дров не рубил,

    Каши не варил,

    Тебе нет ничего».

    «Ладушки-хлопушки»

    Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

    Ладушки-хлопушки,

    Звонкие хлопушки.

    Хлопали в ладошки,

    Хлопали немножко.

    «Ладушки»

    Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами.

    Ладушки, ладушки!

    (Покажите малышу ладони.)

    Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.

    (Хлопайте в ладоши.)

    Кашка масленька,

    Бражка сладенька,

    Бабушка добренька.

    Попили, поели! Шу — полетели!

    На головку сели.

    (Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

    «Домик».

    Это домик.

    (Обе ладони приставьте друг к другу.)

    Это крыша.

    (Соедините ладони и переплетите пальцы.)

    А труба ещё повыше.

    (Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

    «Прятки»

    В прятки пальчики играются,

    Открываются,

    (Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

    Закрываются.

    (Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

    «Зайчики»

    (Поставьте все пальцы одной руки на стол).

    Вышли зайки на лужок,

    Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять...

    (Пересчитайте заек.)

    Будем лапками стучать.

    (Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

    Постучали, постучали

    И устали.

    Сели отдыхать.

    (Согните пальцы в кулак.)

    «Здравствуй, пальчик» 

    Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

    Здравствуй, пальчик дорогой,

    Вот и встретились с тобой.

    «Сильные пальчики»

    Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое.

    Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

    «Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант)

    «Рыбак»

    Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

    «Дорожка»

    Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

    «Волшебная ложечка»

    Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

    «Салют»

    Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

    «Сделай комочек»

    Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

    «Подзорная труба»

    Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

    «Собери палочки»

    Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

    «Рука – это инструмент всех инструментов». (Аристотель).

    «Лабиринт»

    Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

    «Бусы»

    Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

    «Пройди по дорожке»

    Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

    «Фигурки»

    С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

    «Сюрприз»

    Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

    «Прищепки на корзинке»

    Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

    «Разноцветные прищепки»

    На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного... цвета.

    «Угощение»

    Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

    «Котёнок» 

    Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

    Ты, котёнок, не пищи!

    Лучше маму поищи.

    «Белка»

    Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.

    Сидит белка на тележке

    Продаёт она орешки

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому.

    «Цап-царап» 

    Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

    По ладошке, по дорожке

    Ходит маленькая кошка,

    В маленькие лапки

    Спрятала царапки.

     Если вдруг захочет —

    Коготки поточит.

    Цап-царап!

    «Весёлые пальчики»

    Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

    Большой палец —танцевал,

    Указательный — скакал,

    Средний палец —приседал,

    Безымянный — всё кружился,

    А мизинчик — веселился.

    «Веер»

    Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.

    «Павлин»

    Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»),

    У весёлого павлина

    Фруктов полная корзина.

    В гости ждёт друзей павлин,

    А пока павлин один.

    «Бабочка»

    Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») — сначала одной, потом другой рукой.

    «На зарядку становись!»

    Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку — 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

    Пятый палец — крепко спал.

    Четвёртый палец —лишь дремал.

    Третий палец — засыпал.

    Второй палец — всё зевал.

    Первый палец бодро встал,

    На зарядку всех поднял.

    В.М. Бехтерев проводил исследования в данной области и доказал, что упражнения для пальчиков рук способны снять умственное напряжение и усталость, развивают речь ребенка, помогают лучше осваивать произношение многих звуков.

    «Шишки на тарелке»

    Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

    «Обведи предмет»

    Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

    «Волшебный узор»

    Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

    «Пришей пуговицу»

    Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

    «Разноцветные снежинки»

    Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

    «Зашнуруй ботинок»

    Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

    «Волшебная пипетка»

    «Маленький аптекарь»

    Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

    Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

    http://funforkids.ru/paint/baby/baby029.gif


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    В младшем дошкольном возрасте игры на развитие мелкой моторики очень важны для умственного развития детей....

    Развитие культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду и дома.

    Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

    Развитие культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду и дома.

    Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

    Развитие культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду и дома.

    Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

    Развитие культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду и дома.

    Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

    Картотека ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ

    22 ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ.В данную картотеку включены следующие игры с описанием: 1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.  2. ИГРА С ИЗЮМОМ. 3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ...

    игры на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

    Подборка игр на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Некоторые игры можно организовать даже пока мама занимается домашними делами....