О важности артикуляционной гимнастики.
статья по логопедии на тему

Ставила Любовь Александровна

Что такое артикуляционная гимнастика? Для чего она нужна? Какие виды артикуляционной гимнастики существуют?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_ns_portala.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

О важности артикуляционной гимнастики.

У детей все чаще наблюдаются нарушения звукопроизношения. В силу возрастных особенностей речь 3-4 летнего ребенка еще недостаточно развита, звукопроизношение еще не достигло совершенства, со временем в норме, недостатки звукопроизношения исчезают. Однако, бывает, что и к 6-7 годам не все звуки произносятся «чисто». У ребенка может быть достаточно развиты память, внимание, мыслит ребенок вполне логично, но нарушение звукопроизношения может вызывать, в первую очередь у ребенка, неудобство, чувство стеснения. В дальнейшем, уже в школьном возрасте, проблемы нарушения звукопроизношения могут привести к проблемам в письме и при чтение. К сожалению, причин нарушения звукопроизношения множество, да и выявив причину, проблема не исчезнет. Что же делать в таком случае? Конечно же, не стоит ждать, что ребенок подрастет и все пройдет как-нибудь само, нарушение не только может не исчезнуть, но и закрепиться. Начинать коррекцию необходимо как можно раньше.

Для начала надо понять какие условия необходимы для четкого произношения звука: достаточно подвижные мышцы языка, губ, движения нижней челюсти, мягкого неба.

Для развития мышц языка и губ существует артикуляционная гимнастика. Артикуляция одного звука это сложный комплекс: положение губ, языка, сила  и место выдыхаемой воздушной струи. Артикуляционная гимнастика позволяет разложить трудно артикулируемый уклад на мелкие, простые элементы, отработать их и закрепить, затем отработать следующий уклад, закрепить и лишь после этого соединить все элементы воедино.

Статистические упражнения для языка.

«ЛОПАТОЧКА»            Рот открыт. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе,     удерживать 10-15 сек.

                                                               

«ЧАШЕЧКА»                 Рот широко открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты,

                                        но  не касаются зубов, удерживать 10-15 секунд

«ИГОЛОЧКА»               Рот  открыт. Узкий, напряженный язык выдвинут вперед, удерживать 10-                              15 секунд

«ГОРКА»                    Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх, удерживать 10-15 секунд

«ТРУБОЧКА»                     Рот  открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК»                Рот открыт. Широкий язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

«ЧАСИКИ»     Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка тянуться к

          уголкам рта.

«ЗМЕЙКА»     Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

«ФУТБОЛ»    Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щёки.

«БАНТИК»           Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята    вверх. Прикрыть рот, зажав выгнутый язык между зубами.

«ЛОШАДКА» Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать с разным темпом.

«ГАРМОШКА» Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, открывать рот, сильно   \          

                              оттягивая  вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР»        Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой ведем от верхних  резцов

                           до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»  Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ»  Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» Приоткрыть рот. Положить язык на нижние зубы и, жуя его зубами произносить та-та-та.

Упражнения для губ.

«УЛЫБКА»              Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК»    Губы растянуты в улыбке. Видны верхние и нижние зубы сомкнутые вместе.

«ХОБОТОК»     Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«БУБЛИК»       Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние

     резцы видны.

«ЗАБОРЧИК» - « БУБЛИК» - «ХОБОТОК» - выполняются комплексно.

Упражнения необходимо выполнять ежедневно, перед зеркалом (для самоконтроля).

По 5-10 раз каждое.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.     Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2.     Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

3.     Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

4.     Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положение).

5.     При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

6.     Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

7.     Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

8.     Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

И помните, ваше терпение и положительный настрой создадут необходимую атмосферу для занятий с ребенком и будут залогом успеха.

Терпения, удачи, успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

Буклет "Важность артикуляционной гимнастики"

Буклет  будет полезен как для родителей, так и для педагогов, занимающихся с детьми...

буклет "Важность артикуляционной гимнастики"

Буклет будет полезен и как родителям и педагогам, работащим с детьми....

Важность занятий артикуляционной гимнастикой с детьми

В данном информационном материале расписано, для чего необходима артикуляционная гимнастика, чему способствуют регулярные занятия, когда необходимо заниматься и как правильно ее выполнять....

Рекомендации для родителей дошкольников: "Важность занятий артикуляционной гимнастикой с детьми"

В данном информационном материале расписано, для чего необходима артикуляционная гимнастика, чему способствуют регулярные занятия, когда необходимо заниматься и как правильно ее выполнять. ...

Важность артикуляционной гимнастики в развитии произносительной стороны речи детей 3 – 4 лет.

Своевременное устранение недостатков      произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Работа над  формированием правильного звукопроизношения...

Польза и важность артикуляционной гимнастики.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями з...