"Основные направления развития речи будущих первоклассников"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Данные рекомендации можно использовать на консультации для родителей или воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_budushchih_pervoklasnikov.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих         первоклассников.

Современные темпы развития общества диктуют новые условия и предъявляют новые требования к развитию и образованию людей. И каждый современный родитель, ребёнка дошкольного возраста, задаётся вопросом:    « Каким школьником будет его сын или дочь?»

Первый класс - это самый трудный период обучения в школе и насколько он будет успешен, напрямую зависит от речевого развития ребёнка. Так чему же должен научиться ребёнок до поступления в школу? Речевая готовность включает в себя:

 1. Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребёнок должен владеть правильным и четким звукопроизношением.

2. Полная сформированность фонематических процессоов, умение слышать и различать звуки родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е  определять гласный или согласный, твёрдость и мягкость звука, уметь выделять ударный гласный, первый и последний согласный звук в слове. Знать и правильно употреблять понятия «звук», «слог», «слово», «предложения». Умения работать со схемой слова, разрезной азбукой, иметь навык послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования и словоизменения: изменение слов по родам, числам и падежам, понимать и активно использовать в речи предлоги, знать название детёнышей животных, образовывать относительные и притяжательные прилагательные (ложка из дерева-деревянная, хвост лисы-лисий), образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (звезда-звёздочка), образовывать глаголы с помощью приставок (наливает, выливает, переливает), образовывать профессии (вставляет стёкла-стекольщик).

5. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, уметь правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложении, работать с деформированным предложением, составлять рассказ по картине и без опоры на наглядность, уметь пересказать  услышанное.

Родителям нужно знать, что нарушения и недостатки речевого развития, неизбежно ведут к недостаткам формирования письменной речи, т.е затрудняют процесс обучения чтению и письму. Необходима ранняя и своевременная коррекция проводимая специалистом совместно с родителями.

         

             Комплекс упражнений направленных на развитие речи.

1.Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д. :

· Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

· Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

· Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

· Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).

· Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).

· Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

2. Развитию навыков звукового анализа и синтеза помогут следующие задания:

- Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.

- Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.

- Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»

- Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».

- Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.

- Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.

- Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).

- Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)

- Назови последний звук в словах, родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.

- «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

- «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

- Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

- Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.

- Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.

-Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.

- Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).

   3.Развитие зрительно-пространственных представлений.

- «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

- Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

- На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.

- «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

- Предложите ребенку сложить по образцу какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

- «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

- «Чего не хватает?» . На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.

- «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

4.Развитие мелкой моторики.

Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:

- «Пальчиковые игры».

2. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.

3. Раскрашивание изображений и рисование.

4. Собирание мелкого конструктора и мозаики.

5. Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.

6. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.

7. Лепка из пластилина и глины.

8. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

9. Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.

Эти задания имеют хорошую развивающую направленность, а дети их воспримут как игру. Предложите им придумать похожие задания для вас и вы получите не только правильную речь ребёнка, но и совместное времяпровождение, общие интересы и много положительных впечатлений!

Рекомендации учителя-логопеда для родителей.

Родителям рекомендуется:

-вспомнить с ребёнком приметы зимы, зимние месяцы,  выучить стихи про Новый год, Деда Мороза, Снегурочку или новогоднюю ёлку;

-  побеседовать с ребенком о предстоящем празднике, что он обозначает;

-  совместно украсить новогоднюю ёлку,  рассмотреть её и рассказать, как и какими игрушками украшают лесную красавицу;

- сходить с ребёнком на новогодние представления.

Использовать каждую свободную минуточку для развития речи ребёнка, а помогут в этом не сложные упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в дет.сад, магазин и т.д.

1.«Один – много» (образование множественного числа)

Шар - шарыпраздник-…….ёлка - ……….гирлянда - ………игрушка - …………хоровод - ……

2. «Есть – нет» (родительный падеж ед. числа)

Шар – нет шарахлопушка -…мороз -…….снег - ………горка -……

3. Посчитайте

Один шар, два шара, три……, четыре…….., пять……..

Одна ёлка, две….., три…….., четыре……, пять……..

Одна лампочка, две….., три….., четыре……, пять…….

4.  «Какой?, Какая?, Какие?» Посоревнуйтесь, кто больше назовёт признаков предмета.

Шар какой? (Стеклянный, круглый, прозрачный, новогодний, красивый, блестящий).

Ёлка какая?................

Бусы какие?................

5. «Назови  ласково»

Шар – шарик

Подарок -………

Конфета - ………

Фонарь -………

                  Учитель-логопед: Калтыга Е.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи будущего первоклассника"

Консультативный материал для родителей....

Развитие связной речи будущих первоклассников.

Формирование связной речи - это важнейшее условие усвоения знаний, развития логического мышления и творческих способностей....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста.Речь – наиболее совершенное, ёмкое и точное средство общения. Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружаю...

На что следует обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника

На что следует обратить внимание в развитии речибудущего первоклассника...

Основные направления развития речи и познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

В статье описаны  приоритетные технологии речевого развития дошкольника...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...