Рабочая программа учителя - логопеда для детей с ТНР 2016 - 2017 учебный год.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (старшая группа) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы МБДОУ «ЦРР детский сад «Мечта», утвержденной 15.09.2015 года, приказ № 130.
Рабочая программа разработана на период 2016-2017 учебного года (с 01.09.2016 по 30.05.2017 года).
Целью программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи для устранения речевых недостатков, способствующей дальнейшей социализации детей в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_bohan_o.a.2016-17g.doc | 394 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана «Центр развития ребёнка детский сад «Мечта» |
|
Принята: на Педагогическом совете протокол № 1от 29.08.2016г. | Утверждено приказом МБДОУ «ЦРР – д/с «Мечта» от 29.08.2016г. Приказ № 90 |
Рабочая программа
учителя-логопеда
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР
Составитель —
О. А. Бохан
учитель-логопед
высшая кв. категория
Абакан - 2016
Содержание
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка ……………………………………………………………………….………3
1.2 Характеристика особенностей развития детей с ТНР……………………………………….………4
1.3 Планируемые результаты реализации программы………………………………………….……..5
II. Содержательный раздел.
2.1 Система коррекционно-развивающей работы………………………………………………………6
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы……………….…….19
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………………………………………..21
2.4 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы ….22
III. Организационный раздел
3.1 Структура образовательного процесса……………………………………………………………….23
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды………………………………….24
3.3 Методическое обеспечение Программы…………………… ………………………………… .…26
Литература…………………………………………………………………………………… ……………28
Приложение 1………………………………………………………………………………………………29
Приложение 2………………………………………………………………………………………………31
Приложение 3………………………………………………………………………………………………36
Приложение 4………………………………………………………………………………………………37
Приложение 5………………………………………………………………………………………………38
Приложение 6………………………………………………………………………………………………46
Приложение 7 ……………………………………………………………………………………………..47
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- 1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (старшая группа) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы МБДОУ «ЦРР детский сад «Мечта», утвержденной 15.09.2015 года, приказ № 130.
Рабочая программа разработана на период 2016-2017 учебного года (с 01.09.2016 по 30.05.2017 года).
Целью программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи для устранения речевых недостатков, способствующей дальнейшей социализации детей в обществе.
В связи с этим логопедическая работа с детьми с ОНР направлена на решение задач:
1. Развитие коммуникативности и успешности в общении.
2.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
3. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
4. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса.
5. Формирование грамматического строя речи.
6. Развитие связной речи.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип партнерского взаимодействия с семьей
1.2 Характеристика особенностей развития детей с ОНР.
Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР (формы и продолжительности занятий). В теории и практике логопедии ОНР рассматривается в двух значениях:
1.ОНР как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи. В данном случае симптоматика ОНР наблюдается при различных по механизмам формах речевых нарушений: моторной алалии (F 80.1), сенсорной алалии
(F 80. 2), детской афазии (F 80.3), дизартрии (R 47.1), ринолалии (R 49.2)
2.ОНР как самостоятельная форма расстройства речи (см.. Особенности психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи АООП ДОУ)
При разработке программы учитывался контингент детей группы. Комплектование группы осуществлялось на основании заключения территориальной психолого - медико - педагогической комиссии г. Абакана. На начало обучения в группе 20 детей из них с ОНР –II уровня с клиническим проявлением дизартрии -3 человека, ОНР – II уровня с клиническим проявлением моторной алалии – 2 человека, ОНР – II - III уровня с клиническим проявлением дизартрии – 3 человек, ОНР – III уровня с клиническим проявлением дизартрии - 10 человек, заикание – 1 человек, ОНР – III уровня -1 человек. (Приложение №1)
Для детей II уровня (дизартрия, моторная алалия) характерно. Нарушена общая и мелкая моторика. Активный словарный запас ограничен рамками бытовой лексики. В речи присутствуют аграмматизмы управления, согласования в роде, числе, падеже. Фонематическое восприятие не сформировано. Полиморфное нарушение звукопроизношения всех групп звуков (каппацизм, йотизм, свистящий, шипящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм, дефект смягчения, дефекты оглушения, нетипичные замены типа «м-н», нечеткое проговаривание гласных, нарушено до 20 звуков.). Слоговая структура слов нарушена по типу упрощения, недоговаривания слов. Движения артикуляционного аппарата вялые, объём движений неполный, в замедленным темпе, с появлением содружественных движений, гиперкинезов, саливации. Навыки звукового анализа не сформированы. Голос тихий, исякающий, слабо-модулированный Дыхание поверхностное, верхнеключичное. Испытывают значительные затруднения при составлении рассказа, пересказа, выражающиеся в нарушении последовательности передачи сюжета, в его упрощении, иногда задания выполнить совсем не могут.
Для детей ОНР –II - III-уровня, с клиническим проявлением дизартрии характерны следующие нарушения. Активный словарный запас ограничен. Аграмматизмы, согласования в роде, числе, падеже. Фонематическое восприятие не сформировано. Полиморфное нарушение звукопроизношения (свистящий, шипящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм до 15 звуков). Слоговая структура сложных слов нарушена по типу упрощения. Движения артикуляционного аппарата вялые, объём движений неполный, в замедленным темпе, с появлением содружественных движений, гиперкинезов. Речь «смазанная», нечеткая. Навыки звукового анализа не сформированы. Голос слабо-модулированный. Испытывает затруднения при составлении рассказа, пересказа, выражающиеся в нарушении последовательности передачи сюжета, в его упрощении.
Для детей ОНР –III-уровня, с клиническим проявлением дизартрии характерны следующие нарушения. Активный словарный запас ограничен. Аграмматизмы согласования в роде, числе, падеже. Фонематическое восприятие не сформировано. Полиморфное нарушение звукопроизношения (свистящий парасигматизм , шипящий сигматизм, ламбдацизм, ротацизм, йотизм до 10 звуков). Слоговая структура слов нарушена по типу упрощения, перестановке звуков, слогов. Движения артикуляционного аппарата вялые, объём движений неполный, в замедленным темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов. Навыки звукового анализа не сформированы. Голос слабо-модулированный. Испытывают затруднения при составлении рассказа, пересказа, выражающиеся в нарушении последовательности передачи сюжета, в его упрощении.
Для детей ОНР –III-уровня . Активный словарный запас ограничен. Аграмматизмы согласования в роде, числе, падеже. Фонематическое восприятие не сформировано. Полиморфное нарушение звукопроизношения (шипящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм до 6 звуков). Слоговая структура сложных слов нарушена по типу упрощения. Артикуляционная моторика не сформирована Объём движений артикуляционного аппарата неполный. Навыки звукового анализа не сформированы. Голос тихий, слабо-модулированный. Испытывают затруднения при составлении рассказа, пересказе, выражающиеся в нарушении последовательности передачи сюжета, в его упрощении.
Для ребенка с заиканием характерно. Активный словарный запас приближен к возрастной норме. Негрубые аграмматизмы согласования в роде, числе, падеже. Фонематическое восприятие не сформировано. Нарушение звукопроизношения (ротацизм). Артикуляционная моторика не сформирована. Навыки звукового анализа не сформированы. Голос тихий, слабо-модулированный. Речь на вдохе. Судороги артикуляторной формы, тонического типа. Испытывает затруднения при составлении рассказа, пересказе, выражающиеся в нарушении последовательности передачи сюжета, в его упрощении.
1.3 Планируемые результаты реализации программы.
В результате коррекционной работы дети научатся:
- II уровень речевого развития:
- соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
- узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
- сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
- понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
- фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [г], [х], ([с], [з], [сь], [зь]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
- воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
- правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
- общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
- III уровень речевого развития:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи ( свистящие, шипящие);
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи ( 5,6,7,8
уровень);
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными сложными предложениями,
владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных.
II.Содержательный раздел.
2.1 Система коррекционно-развивающей работы
Логопедическая работа в старшей группе направлена на решение задач, связанных с развитием и формированием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовкой детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. При этом логопеду необходимо обладать четкими представлениями о:
- Сохранных компонентах языка ребенка, которые послужат базой для дальнейшего совершенствования его речевого развития;
- Степени и характере остаточных проявлений недоразвития речи ребенка;
- Особенностях психического и моторного развития ребенка, важных для полноценного преодоления недоразвития речи.
В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей:
- способности к сосредоточению;
- умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;
- умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;
- возможности использования помощи партнера по работе.
- формированию кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития ручной и артикуляторной моторики.
- совершенствованию кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.
- развитию кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.
- совершенствованию кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.
- развитию кинетической основы артикуляторных движений.
- совершенствованию движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.
- формированию слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур
- обучению детей умению правильно слушать и слышать речевой материал.
- формированию четкого слухового образа звука.
Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и упрочение соответствующих навыков в актах речевой коммуникации. Направления коррекционно-развивающей работы:
- совершенствование звукопроизносительной стороны речи;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.
Основные направления логопедической работы
- Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти,
зрительно-пространственных представлений.
- Развитие лексико-грамматических средств языка
- Учить детей вслушиваться в обращенную речь.
- Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.
- Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала).
- Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
- Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).
- Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).
- Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.
- Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания, растениям, различным материала. Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. – Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
- Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем».
- Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.
- Расширять значения предлогов: к употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.
- Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» —«подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.).
- Учить образовывать прилагательные; прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-.
- Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами
(«добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.).
- Уточнять значения обобщающих слов.
- Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
- Учить составлять разные типы предложений:
• предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»;
• сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность
- Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»).
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:
• существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (сок, молоко)», «читает книгу (газету)»;
• существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».
- Формировать навык составления короткого рассказа.
- Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).
- Расширять навык построения разных типов предложений.
- Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.
- Учить составлять короткие рассказы по картине.
Формирование произносительной стороны речи
- Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.
- Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией)
– Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
- Уточнять у детей произношение сохранных звуков. Вызывать отсутствующие звуки закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.
- Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях .
- Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
- Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость - звонкость; твердость - мягкость.
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения
- Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
- Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа.
- Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.
- Определять наличие звука в слове, в начале и конце слова. Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.
Тематическое планирование.
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
| 1.Урожай собирай и на 2. зиму запасай (Овощи, Фрукты) « А», « А, У», «О» 3.Краски осени «П» 4.Перелетные птицы, «И» | 1. Одежда « Обувь» «М» 2. Я человек «Н» 3. «Мебель» «Мой дом» «Т-ТЬ» 4. Моя семья. «К-Кь» 5. Продукты питания «К-Т-П» |
Декабрь | Январь | Февраль |
1 Здравствуй, зимушка -зима. «М-Н» 2.Зимующие птицы. «Б» 3.Кто,как готовиться к зиме. «Бь» 4.Новогодний калейдоскоп «Звуки». | 1. Каникулы 2.Обследование. 3.Домашние животные. «Э» 4.Дикие животные. «ЛЬ» | 1. Зоопарк «Д-Дь» 2. Посуда. «В-ВЬ» 3. Ориентировка во времени. «Ф-ФЬ» 4. Защитники Отечества. «Ы» |
Март | Апрель | Май |
1.Весна. 8 Марта «Х-ХЬ» 2. «Птицы» «С» 3. Профессии «Сь» 4. Инструменты в быту. «З» 5 Обитатели моря Рыбы. «Зь» «З-ЗЬ»
| 1.Наземный транспорт « Ш» 2.Воздушный транспорт «Ж» День космонавтики. 3. Водный транспорт. «Ш-Ж» 4. Хакасия. Наш город. «С-Ш» | 1. Моя страна. День Победы. «З-Ж» Звуковой анализ. 2. Деревья, кустарники, цветы. «З-Ж» 3.Насекомые «Повторение звуков» 4. Здравствуй лето! 5.Обследование |
Примерное календарно – тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
Месяц | № | Тема образовательной деятельности | Программное содержание, игры |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 | Игрушки Сущ-ые с уменьшительно-ласкательным значением. Глаголы 3-го лица прошедшего времени. | Катя и Катенька, «Большой, маленький». С какой игрушкой ты играл?» Договаривание предложений. Развитие диалогической речи. Полные ответы на вопросы. |
2 | Детский сад Именительный падеж мн.ч. существительных. | «Назови ласково» Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам по образцу. | |
О К Т Я Б Р Ь | 3 | Овощи Винительный падеж сущ-х в ед.- мн. числе. | « Вижу на грядке..» «Найди и назови предметы Развитие и понимание речи. Составление предложений по картинкам. Катя и Катенька, Большой, маленький. |
4 | Фрукты Родительный падеж сущ-х в ед. числе. | Один-много» вопрос «Что это?» Парные картинки, Назови предметы. Договаривание предложений. Развитие диалогической речи. Полные ответы на вопросы. «Какого фрукта не стало?» | |
5 | Краски осени Понятие слово. | Путаница, Потерялись слова. Составление простых предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам | |
6 | Перелетные птицы. Одушевленные и неодушевленные сущ-ые. | «Живые и неживые». «Кто это?» «Что это?» Постановка вопросов к простым сюжетным картинкам с одушевленными и неодушевленными предметами. | |
Н О Я Б Р Ь | 7 | Одежда. Согласование числительных один, одна с сущ-ми. Обувь Притяжательные местоимения мой-моя. | «Что шьют, а что вяжут?», «Чего не хватает у пальто» «Маши или Саши?» Составление предложений по двум опорным картинкам с союзом –А-- «Что не обуешь осенью?», «Жадина» |
8 | Я человек Именительный падеж мн.ч. сущ-ых. Согласование сущ-х с числительными. | Один-много» вопрос «Что это?», «Сосчитай до пяти» «Найди ошибку» исправь деформированное предложение. | |
9 | Мебель. Притяжательные местоимения мой-моя. Согласование сущ-х с числительными. | «Волшебный мешочек» Схема 1 Рассказ описание «Стул» | |
10 | Моя семья. Сущ-ные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Согласование прилагательных с сущ-ми в роде и числе. | «Кто кем приходится?», «О ком можно сказать?» Работа с деформированным предложением. | |
11 | Продукты питания Усвоение категории творительного падежа | «Чем угостишь друга?» Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию. | |
Д Е К А Б Р Ь | 12 | Здравствуй, зимушка зима. Относительные прилагательные. | Составление рассказа по сюжетной картинке «Саня и снеговик» Упражнения: Выделение родственных слов к слову СНЕГ из текста, Образование родственных слов (Зима, Снег, Снегурочка),
|
13 | Зимующие птицы Родительный падеж ед. мн. Числа. Одушевленные и неодушевленные сущ-ые. | «Живой- неживой» «Каких птиц много на дереве?», «Какой птички не стало?» Координация речи с движением. Заучивание четверостишия. | |
14 | Кто, как готовиться к зиме. | Работа с деформированным предложением. «Один-много» Упражнения в согласовании количественных числительных и существительных, образовании родственных слов.
| |
15 | Новогодний калейдоскоп Работа с деформированным предложением. | «Исправь ошибку» Объединение предложений в связный и описательный рассказ. | |
Я Н В А Р Ь | 16 | Домашние животные Притяжательные прилагательные с суффиксом ИЙ.- | « Чей хвост?»
Развитие монологической речи. Составление и проговариванием реплик и коротких монологов по образцу. |
17 | Дикие животные. Согласование сущ-х род-го падежа с сущ-ми в именит. падеже ед. числа. | «Что у кого?» «Угадай и повтори» Упражнения в постановке вопросов к картине. Беседа по содержанию стихотворения. | |
Ф Е В Р А Л Ь | 18 | Зоопарк. Падежные конструкции. Дательный падеж ед. числа | Схема 1. «Накормим зверей» «Найди ошибку» Составление сложных предложений с союзом –а- |
19 | Посуда Усвоение категории творительного падежа с предлогом –с- | «Что с чем?» Составление рассказа по демонстрируемому действию. | |
20 | Ориентировка во времени. Простое распространенное предложение. | «Скажи наоборот» Составление предложений по сюжетным картинкам. | |
21 | Защитники Отечества Падежные конструкции. Изменение сущ-х в ед.числе по падежам. | Схема 1. «Кому, что нужно?» Пересказ рассказа «Найда» работа в подгруппах. | |
М А | 22 | Весна. 8 Марта Подбор определений к предметам. | «Скажи правильно» «Подбери слова» Составление рассказа о весне по схеме. |
23 | Птицы. Падежные конструкции Сущ-ые с уменьшительно-ласкательным значением. | «Один-много» «У кого кто» Схема 1 Пересказ рассказа «Грач» | |
24 | Профессии. Падежные конструкции. Дательный падеж ед. числа | «Кому это нужно?» Составление предложений по сюжетным картинкам. | |
Р Т | 25 | Инструменты в быту. Творительный падеж ед. и множ числа | «Помогу папе чем…» Составлдение предложений с союзом а. |
26 | Обитатели моря. Рыбы Образование сравнительной степени прилагательных. Предлог –в- | «Было как, стало как?» Работа по картинно-графическому плану. | |
А П Р Е Л Ь | 27 | Наземный транспорт. Приставочные глаголы. Согласование сущ- х с числит-ми. | «Скажи правильно» схема 1 Заучивание стих-ния «Шутка» |
28 | Воздушный транспорт. Образование прилагательных от сущ-ных. Одушевленные и неодушевленные сущ-ые. | «Какой, какая, какие?» «Кто это?» «Что это?» Распространение предложений путем ведения однородных определений. | |
29 | Водный транспорт. Предлоги –на-, -под-Составление предложений по схемам. | Схема 3 Составление 2-х, 3-х, 4-словных предложений. | |
30 | Хакасия. Наш город. Слоговая стр-ра слов. | «Какое слово короче?» Составление рассказа по предметным опорным картинкам «Город в котором я живу». (работа в парах) | |
М А Й | 31 | Моя страна. День Победы. Распространение предложений путем ведения однородных сказуемых. Глаголы наст., прош-го времени мужского и женского рода ед. и мн. числа. | «Повтори без запинки» Составление предложений с союзом потому что «Что делаю, что делаем, что делал?» |
32 | Деревья. Кустарники. Цветы. Распространение предложений путем ведения однородных определений. | «Какой, какая, какие?» Составление предложений по сюжетным картинкам. | |
33 | Насекомые. Предлоги –на-, -под- Приставочные глаголы | «Куда спрятались насекомые?» Схема 3 Составление предложений по сюжетным картинкам. | |
34 | Здравствуй лето. Распространение предложений путем ведения однородных сказуемых. | «Повтори без запинки» Составление предложений с союзом потому что | |
Июнь. | |||
Повторение пройденного материала на индивидуально-подгрупповых занятиях, в свободном общении, в играх, развлечениях, на прогулках, праздниках. |
Примерное календарно – тематическое планирование по формированию фонетической стороны речи.
Месяц | № | Тема образовательной деятельности | Програмное содержание. |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 | Звуки, которые нас окружают | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу. |
2 | Звук У | Выделение заданного гласного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия | |
О К Т Я Б Р Ь | 3 | Звук А Звуки А,У | Выделение заданного гласного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия. |
4 | Звук О | Выделение заданного гласного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия. | |
5 | Звук П | Выделение заданного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия. Анализ звуковых сочетаний типа (АУ,АУ,УО) Определение кол-ва звуков | |
6 | Звук И | Выделение заданного гласного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия. Анализ звуковых сочетаний типаИА, ИО, ИУ | |
Н О Я Б Р Ь | 7 | Звук М | Выделение заданного гласного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия. Выделение заданного гласного звука из потока звуков |
8 | Звук Н | Выделение заданного гласного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия. Выделение заданного гласного звука из потока звуков | |
9 | Звук Т- ТЬ | Выделение заданного гласного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия. Выделение заданного гласного звука из потока звуков. Дифференциация звуков по твердости – мягкости. | |
10 | Звук КЬ | Выделение заданного гласного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия. Выделение заданного гласного звука из потока звуков. Дифференциация звуков по твердости – мягкости. | |
11 | Звуки К,Т, П | Формирование фонематического восприятия Определение или отсутствие заданного согласного звука в слове Выделение гласного звука в середине односложных слов | |
Д Е К А Б Р Ь | 12 | Звуки М-Н | Выделение заданного гласного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия. Выделение заданного гласного звука из потока звуков. Дифференциация звуков по твердости – мягкости, артикуляции.. |
13 | Звук Б | Выделение заданного гласного звука из потока звуков Выделение согласного звука в начале слова | |
14 | Звук Бь, Б-БЬ | Выделение заданного согласного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков по твердости – мягкости. | |
15 | Звуки | Повторение характеристик пройденных звуков, Дифференциация звуков по твердости – мягкости. | |
Я Н В А Р Ь | 16 | Звук Э | Выделение заданного гласного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия. |
17 | Звук Ль | Выделение заданного согласного звука из потока звуков. Характеристика звука. Определение места звука в слове. Звуковой анализ типа аль, оль, уль | |
Ф Е В Р А Л Ь | 18 | Звуки Д-ДЬ | Выделение заданного согласного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков по твердости – мягкости. Звуковой анализ: до, ду, дом, дым |
19 | Звуки В -ВЬ | Выделение заданного согласного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков по твердости – мягкости.Звуковой анализ: ава, аво, вот, ву | |
20 | Звуки Ф-ФЬ | Выделение заданного согласного звука из потока звуков. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков по твердости – мягкости. Звуковой анализ: фа, фо, аф, фу. | |
21 | Звук Ы | Выделение заданного гласного звука из потока звуков, слогов, слов. Развитие фонематического восприятия. | |
М А Р Т | 22 | Звуки Х-Хь | Выделение заданного согласного звука из потока звуков, слогов, слов. Развитие фонематического восприятия. Анализ междометий АХ, ОХ, УХ |
23 | Звук С | Выделение заданного согласного звука из потока звуков, слогов, слов Выделение согласного звука в начале слова. Анализ и синтез обратного слога. Анализ слов сок, сук, сом. | |
24 | Звук СЬ | Выделение заданного согласного звука из потока звуков, слогов, слов Дифференциация звуков по твердости – мягкости. Анализ слогов са-ся, си-сы и т.д. | |
М А Р Т | 25 | Звук З | Выделение заданного согласного звука из потока звуков, слогов, слов. Анализ прямого слога., слов зуб, |
26 | Звук ЗЬ | Выделение заданного согласного звука из потока звуков, слогов, слов Дифференциация звуков по твердости – мягкости. Анализ слогов за-зя, зи-зы и т.д. | |
А П Р Е Л Ь | 27 | Звук Ш | Выделение заданного согласного звука из потока звуков, слогов, слов Анализ и синтез прямого обратного слога. Слов шум, шаг, ваш |
28 | Звук Ж | Выделение согласного звука в начале слова. Анализ и синтез прямого слога (типа СГ) Полный анализ односложных слов | |
29 | Звуки Ш-Ж | Формирование фонематического восприятия. Различение звуков по глухости-звонкости. Звуковой анализ и синтез слов шар –жар, шить - жить | |
30 | Звуки С-Ш | Формирование фонематического восприятия. Дифференциация звуков по месту образования. Анализ и синтез прямого слога, слов сок-шок, усы – уши | |
М А Й | 31 | Звуки З-Ж | Формирование фонематического восприятия. Дифференциация звуков по месту образования. Выделение заданного согласного звука из потока звуков, слогов |
32 | Звуки З-Ж - С-Ш | Формирование фонематического восприятия. Дифференциация звуков по месту образования. Выделение заданного согласного звука из потока звуков, слогов Выделение заданного согласного звука из потока звуков, слогов. | |
33 | Повторение пройденных звуков | Звуковой анализ и синтез на материале пройденных звуков | |
34 | Повторение пройденных звуков | Звуковой анализ и синтез на материале пройденных звуков |
Планирование занятий по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи по подгруппам (количество 6-4 воспитанника)
Месяц | № | Тема | Содержание деятельности. |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
1 | Игрушки Притяжательные местоимения мой-моя | «Волшебный мешочек» Составление описательного рассказа «Кукла» по схеме. предложений в игре «Четвертый лишний» по образцу. |
2 | Детский сад Закрепление понятия о действии. | Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам. | |
О К Т Я Б Р Ь | 3 | Овощи Понятия предмет и действие | «Назови ласково» Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным однофигурным картинкам по образцу. |
4 | Фрукты. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
| « Назови ласково» «Что ты любишь?»-составление предложений по картинкам. Составление и проговаривание словосочетаний количественных числительных, (один-одна) с существительными. | |
5 | Осень Отработка падежных окончаний. | «Что бывает осенью?» Исправим ошибки гнома. Составление предложений по 2-м опорным предметным картинкам, постановка | |
6 | Перелетные птицы Приставочные глаголы. Родительный падеж ед.ч. и мн. числа сущ-ых | «Какой птички не стало?» «Каких птиц много на дереве?» Составление предложений с приставочными глаголами по демонстрации действий. Договаривание предложений | |
Н О Я Б Р Ь | 7 | Одежда Обувь. Родительный падеж мн. числа сущ-ых | «Много чего?, «Посчитай», «Одень куклу» Составление простых предложений «Парные картинки» «Кто самый внимательный» Составление описательного рассказа по простым сюжетным картинкам по схеме. |
8 | Я человек Преобразование глаголов 3 лица ед. числа в форму 1 лица. | «Он и Я», Составление предложений по предметной картинке. | |
9 | Мебель. Предлоги –на-, -за-, -под- | «Куда спрятались игрушки?» схема 3. Психоречевая гимнастика. Дай полный ответ. «Что с чем и с кем «дружит»?» «Исправь ошибку» | |
10 | Мря семья. Притяжательные прилагательные. Образование сравнительной степени прилагательных. | Чье это платье?», «Кто сильнее?» Составление рассказа о своей семье по схеме. «Чей, чья, чье, чьи?» | |
11 | Продукты питания. Родительный падеж ед. числа с предлогом –из- | «Что из чего?» Составление рассказа «Гости» по опорным картинкам. | |
Д Е К А Б Р Ь | 12 | Здравствуй, зимушка зима. Подбор сущ-х к прилагательным. | «Найди зимние слова» , составление предложений с союзом потому что |
13 | Зимующие птицы Притяжательные прилагательные | Упражнения: В согласовании притяжательных прилагательных с существительными.Развитие диалогической речи, постановка вопросов Чей?, Чья?, Чье?, Чьи? | |
14 | Кто, как готовиться к зиме. Относительные прилагательные. | Развитие диалогической речи, постановка вопросов Чей?, Чья?, Чье?, Чьи? | |
15 | Новогодний калейдоскоп Творительный падеж в ед. и мн. числе. | «Дед Мороз угостит чем?» Составление рассказа по предметным опорным картинкам. | |
Я Н В А Р Ь | 16 | Домашние животные Изменение сущ- х в ед. числе по падежам. | Схемы 1, 2. Составление короткого рассказа по предметным опорным картинкам. |
17 | Дикие животные. Падежные конструкции. Творительный падеж сущ-х в ед. числе. | «Кто кем будет?» Составление короткого рассказа по предметным опорным картинкам «Кто как зиму проводит» | |
Ф Е В Р А Л Ь | 18 | Зоопарк Родительный падеж ед. числа. | «Кто около?» Составление рассказа сравнения «Морж и ёж» |
19 | Посуда Родительный падеж ед. числа с предлогом –из- | «Из чего?» Составление предложений по моделям. | |
20 | Ориентировка во времени. Простое распространенное предложение. | «Что я делаю?» Составление предложений по демонстрации действий. | |
21 | Защитники Отечества Подбор определений к предметам. | «Какой, какая, какие?» Пересказ рассказа на серию сюжетных картин | |
М А Р Т | 22 | Весна. 8 Марта. Родительный падеж ед. числа. Сложные слова. | «Чего не бывает весной?» «Хлопни в ладоши» Составление предложений с союзом потому что. |
23 | Птицы. Предлоги –на-, -за-, -под- | Схема 3 «Где птица?» Составление описательного рассказа. | |
24 | Профессии Простое распространенное предложение. | «Кто что делает?» «Скажи два (три) слова» «Исправь ошибку» | |
25 | Инструменты в быту сущ –е с уменьшительно – ласкательными суффиксами | «Кто что делает? И чем», «У папы, а у меня» | |
26 | Обитатели моря. Рыбы Подбор определений к предметам и объектам. | «Какой, какая, какие?» Составление короткого рассказа по предметным опорным картинкам. (работа в парах) | |
А П Р Е Л Ь | 27 | Наземный транспорт. Глаголы-антонимы | «Скажи наоборот» Составление описательного рассказа по предметной картинке. |
28 | Воздушный транспорт Приставочные глаголы Согласование числительных с существительными | «Сосчитай»схема 1 Составление описательного рассказа по предметной картинке. | |
29 | Водный транспорт Предлоги –к-. –от-. Приставочные глаголы | «Что сделал кораблик?» Рассказ о кораблике» | |
30 | Хакасия. Наш город Уточнение пройденный обобщений. | «Что, где, когда?» Составление предложений с предлогами.(схемы) | |
М А Й | 31 | Моя страна. День Победы. Согласование числительных с существительными | Доскажи предложение «В моей стране много …. Пополнение словарного запаса по изучаемой теме Глаголы наст., прош-го времени мужского и женского рода ед. и мн. числа. |
32 | Деревья. Кустарники. Цветы Слоговая стр-ра слов. Деформированное предложение. | «Какое слово длиннее?» «Составь правильно» | |
33 | Насекомые. Распространение предложений путем ведения однородных определений. Согласование числительных с существительными | Схема 1 «Какой, какая, какие?» Составление описательного рассказа по предметной картинке. | |
34 | Лето. Антонимы. Образование прилагательных от сущ-ны | «Какой, какая, какие?» Составление рассказа по картинно-графическому плану. | |
Июнь | |||
Коррекционно-развивающие индивидуальные занятия. |
Содержание работы по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза). (подгруппа 4-6 детей )
Развитие просодической стороны речи
Сформировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Сформировать навык мягкого голосоведения.
Сформировать стремление к правильному умеренному темпы речи (по подражанию логопеду), к ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, закрепить готовность его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады заднеязычных, свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Слоговой структурой слова
Сформировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Сформировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Сформировать умение правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
Сформировать умение выделять из ряда звуков гласные звуки.
Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза.
Сформировать умение выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
Сформировать умение выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
Сформировать умение выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов,
Сформировать умение производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).
Сформировать умение подбирать слова с заданным звуком.
Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
(Приложение № 2)
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Все логопедические занятия по преодолению нарушения речи включают в себя обязательные упражнения на развитие тонкой моторики рук, артикуляционного аппарата, дыхательную гимнастику, различные виды упражнений, подвижные игры, развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, логоритмические упражнения. Программа предполагает решение коррекционных задач в форме: - подгрупповых, (деление группы на две подгруппы с учетом уровня речевого развития) занятий; занятий в микро группах (6-4 ребенка); - индивидуальных занятий.
Подгрупповая логопедическая ОД позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи. В основе планирования лежат тематический и концентрический подходы. При планировании и проведении фронтальных подгрупповых логопедических ОД:
- определяются тема и цели;
- выделяется словарь, который дети должны усвоить в активной речи;
- отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;
- обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
- учитывается зона ближайшего развития дошкольников;
- многократное повторение усвоенного речевого материала.
На занятия в микрогруппах подбираются дети, имеющие сходную речевую патологию. Направления работы: уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, автоматизация, дифференциация поставленных звуков, развитие навыков звуко – слогового анализа, мелкой моторики.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию, дифференциацию, и введение в связную речь. Развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий, коррекцию слоговой структуры слова. Формирование просодической, темпо – ритмической стороны речи, навыков звукового анализа и синтеза. (Приложение № 3)
Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным планом коррекции звукопроизношения. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов, разными способами, принятыми в логопедической практике. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. При коррекции нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций особое внимание уделяется:
- развитию орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений, отработке объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений.
- формированию двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений.
- формированию и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.
- формированию речевого дыхания.
- обучению умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (упражнения «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [Х], [С], [Ш], [Щ], слогов с согласными
звуками).
- постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением места ударения).
- постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы.
- совершенствование основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи (в работе с детьми, страдающими дизартрией, заиканием снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче).
- закрепление мягкой атаки голоса. (Заикание)
Кроме того, учитывается следующее:
- для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются; окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Образовательная деятельность, осуществляется в процессе: организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.) с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии детей; режимных моментов; самостоятельной деятельности детей; взаимодействии с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.
Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные АООП, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей. Воспитатели закрепляют приобретённые речевые навыки, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание других образовательных областей (познание, художественное творчество, коммуникация, ознакомление с окружающим миром через наблюдения за явлениями природы и экспериментальную деятельность) а так же в режимные моменты. Закрепление звукопроизносительных навыков в логопедический час. Совместно с музыкальным руководителем реализуется программа по логоритмике «Поем, играем, говорим», программа «Умные звуки»
2.3 Взаимодействие учителя-логопеда и семьи
Взаимодействие с родителями как участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
- Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников:
- Создание единого коррекционно-развивающего пространства
- Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи
- Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми
- Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи
Формы работы с родителями
Формы | Виды | Цели |
Индивидуальная |
Работа в течение года Консультации 2 раза в неделю | Довести до сведения каждого родителя результаты обследования ребенка. Заручится поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития ребенка. Повышение компетентности родителей теоретическими и практическими знаниями о методах и приемах коррекционной работы Обучить родителей формам совместной деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность (артикуляционная, пальчиковая гимнастика…) |
Совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализ причин незначительного продвижения (если есть) в развитии различных сторон речевой деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии речи ребенка. | ||
Домашняя тетрадь | Закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. | |
«Педагогическая библиотечка» (в течение года) | Ознакомление с популярной педагогической и психологической литературой по различным проблемам (книги предлагаются для домашнего чтения) | |
Коллективная | Групповые собрания 3 раза в год | Сообщить об особенностях развития воспитанников с различными речевыми нарушениями. Повышать родительскую компетентность, интерес к коррекционно- образовательному процессу в ДОУ |
Родительский стенд «Советы логопеда» | Дать практические рекомендации по вопросам развития речи воспитанников дошкольного возраста. | |
Организация и проведение совместных родительско - детских праздников | Формирование умения сотрудничества со своими детьми, обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения. | |
План работы с родителями (Приложение № 4)
2.4 Система мониторинга
Мониторинг: На основе мониторинга построена система индивидуальной коррекционной работы и осуществление дифференциального подхода к детям-логопатам, отслеживание динамики развития всех компонентов речи на конец учебного года и оценка эффективности коррекционного воздействия. Проводится 2 первые недели сентября , 2 неделя января (обследование звукопроизношения, при необходимости корректировка программ индивидуального плана), 5 неделя мая. Данные мониторинга заносятся в листы динамики.
Мониторинг включает:
1. Методика обследования речи на начало года
2. Промежуточный мониторинг звукопроизношения.
3. Диагностика речевого развития на конец года
Форма проведения - индивидуальная.
Обследование речи детей проводиться по следующим направлениям:
Звукопроизношение. Фонематический слух. Фонематический анализ и синтез. Словарный запас. Грамматический строй речи (словообразование и словоизменение). Связная речь (Приложение № 5)
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Структура образовательного процесса в старшей группе компенсирующей направленности.
Учебный год в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май. В сентябре (первые 2 недели) проводится диагностика развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.
Организованная образовательная деятельность с детьми начинается с 3 недели сентября. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами. В старшей группе компенсирующей направленности планируется 2 подгрупповых (фронтальных) КОД, подгрупповые (4-6 детей) – 2 раза в неделю. В соответствии СанПин продолжительность занятий с детьми 6-го года жизни – 20-25 минут. Занятия проводятся логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года. Индивидуальные занятия ежедневно.
Состав детей по подгруппам, индивидуальные занятия (Приложение № 6) Циклограмма деятельности учителя-логопеда .(приложение №7)
Схема коррекционно-развивающей ООД
День недели | Формы работы, виды занятий |
Понедельник | Подгрупповые (4-7 детей) (Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи) Индивидуальные |
Вторник | Подгрупповые (Звуковая культура речи. Фонетико-фонематическое развитие ) Индивидуальные |
Среда | Подгрупповые (Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи) Индивидуальные |
Четверг | Подгрупповые (4-7 детей) Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа. Индивидуальные |
Пятница | Логоритмика Индивидуальные |
3.2 Организация предметно – развивающей среды.
В логопедическом кабинете имеется все необходимое для проведения эффективной коррекционной работы. Средства обучения:
• столы и стулья по количеству детей на подгруппу;
• доска, расположенная на высоте, соответствующей росту дошкольника;
• шкафы для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы;
• настенное зеркало 50/90 см. для индивидуальной работы над звукопроизношением;
• зеркала 9/12 см. для коррекции звукопроизношения по количеству детей на подгруппу;
• цветные карандаши;
Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие
• зрительного восприятия;
• слухового восприятия;
• тонкой (мелкой) моторики рук;
• физиологического (диафрагмального) дыхания;
• звукопроизношения; а также материалы:
• на формирование лексики;
• на формирование грамматического строя речи;
• на формирование связной речи.
Список средств обучения:
1. По обследованию речевого и общего развития детей.
а) материал на обследование интеллекта:
• счетный материал;
• разрезные картинки из 2-4-6 частей;
• пирамидки разной степени сложности;
• исключение 4-го лишнего предмета;
• картинки и тексты со скрытым смыслом;
• картинки-шутки (что нарисовано неправильно?);
• предметы для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп;
• почтовый ящик с геометрическими фигурами;
• мелкий строитель, мозаика;
б) материал на обследование всех компонентов речи
• фонетики • лексики по всем темам, • грамматики • связной речи
Уроки логопеда» тесты Косинова Е.
2. Развитие общего внимания, памяти и логического мышления.
а) упражнения на классификацию предметов и их группировку по цвету, форме и т.д.
б) на развитие речевого внимания
г) на развитие логического мышления
3. Формирование звукопроизношения:
а) артикуляционные упражнения (карточки, ширма);
б) набор пособий для работы над речевым дыханием;
в) предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы;
г) материал на автоматизацию поставленных звуков
д) настольно-печатные игры на автоматизацию поставленных звуков;
е) пособия для формирования слоговой структуры слов;
ж) тексты на автоматизацию поставленных звуков.
4. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа:
• символы звуков
• сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
• схемы на звуко-слоговой анализ слов;
• пособия для определения позиции звука в слове
5. Грамота:
• азбука в картинках;
• кассы букв;
• схемы для анализа предложений;
• наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
6. Работа над словарём:
а) предметные картинки по темам:
«Овощи» «Грибы» «Фрукты» «Ягоды» «Одежда» «Обувь» «Головные уборы» «Дом и его части» «Квартира и ее части» «Мебель» «Посуда» «Продукты питания» «Рыбы» «Игрушки» «Животные и их детеныши» «Птицы» «Насекомые» «Транспорт» «Семья» «Профессии» «Инструменты» «Времена года» «Растения» «Деревья» «Школьно-письменные принадлежности»
Методические рекомендации ко всем темам
б) предметные картинки на подбор антонимов (большой - маленький).
7. Формирование грамматического строя речи.
а) пособия на все предложные конструкции (составление предложений с простыми и
сложными предлогами: на, з. у, из, за, над, под, от, с /со/, к, по, без, через, около, из-за,
из-под);
в) материал на согласования (прилагательных, глаголов, числительных и местоимений с существительными);
г) материал для формирования фразы (работа над структурой предложения).
8. Развитие связной речи.
• серия сюжетных картинок;
• сюжетные картинки;
• наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов;
• наборы текстов для пересказывания и пособия облегчающие этот процесс и др.)
9. Настольно-печатные игры:
- Мозаика-азбука
- Азбука-математика
- Лото «Шесть картинок»
- Лото детское (обобщение)
- Азбука на кубиках
- По дорожке слов
- Лото «Кто, где живет?»
- Лото «Поиграем в магазин» (обобщение)
- «Чей малыш?» (животные)
- Ребусы
- «Что сначала, что потом?»
- Аналогии - развиваем логическое мышление.
- Весёлые шнурочки- внимание, мелкая моторика
- Логопедическое лото «Магазин» звуки С-Ш»
- «В гостях у бабушки» загадки
- «Подбери по цвету»
- «Подбери по форме»
- Логопедическое лото «Подбери и назови»
- «Маленькая хозяйка»
- Настольный театр «Лиса и журавль»
- Настольный театр «Семеро козлят»
- Говорящие кубики
- «Гексамино»
- Разрезные картинки – пазлы
- Деление слов на слоги
- Мозаика
3.3 Методическое обеспечение программы.
Технологии и методики, используемые в коррекционной деятельности, представлены в таблице 1
Таблица 1.
«Логопедическая гимнастика» | Буденная Т.В. | Спб: Детство-Пресс, 2001 |
«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»» | Ткаченко Т.А. | Спб: Детство-Пресс, 1998 |
«Воспитание у детей правильного произношения» | Фомичева М.Ф. | М: Просвещение, 1989 |
«Логопедия в детском саду» занятия с детьми 6-7 лет | Смирнова Л.Н. | М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2003 |
«Говорим правильно в 6-7 лет» Альбомы 1,2,3 | Гомзяк О.С. | М: Гном и Д, 2013 |
« Учимся правильно и четко говорить» | Лозбякова М.И. | М: Вентана-Граф, 2003 |
«Волшебный мир звуков и слов» | Пожиленко Е.А. | М: Владос, 2003 |
«Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» | Колесникова Е.В. | М: Гном и Д, 2000 |
«Сборник заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» | Агранович З.Е. | Спб: Детство-Пресс, 2003 |
Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» | Ткаченко Т.А. | М: Гном и Д, 2001 |
«Логопедическая ритмика» | Волкова Г.А. | М: Владос, 2002 |
«Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ» | Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. | М: Айрис-Пресс, 2004 |
«Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Альбомы 1,2,3,4. | Теремкова Н.Э. | М: Гном и Д, 2010 |
«Методические рекомендации по постановке у детей звуков «С», «Ш»,»Р», «Л» | Пожиленко Е.А. | Спб:КАРО 2006 |
«Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» | Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши | М: ТЦ «Сфера», 2008 |
«Развитие речи в детском саду» | .Рыжова Н.В | Ярославль Академия развития, 2010 |
Литература:
1 «Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития», Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова Москва «Просвещение» 2009
2. «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития», Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина «Просвещение» 2009
3. Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова «Дети с общим недоразвитием речи»--М.:
«Издательство Гном и Д», 2000.
4 Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2000.
5. Е.А Пожиленко «Методические рекомендации по постановке у детей звуков: Пособие
для логопедов». – СПб.: КАРО, 2006.
- 3.А. Репина, В.И Буйко «Уроки логопедии». – Екатеринбург, 2000.
- Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой. М.: «Просвещение», 1989.
8. «Коррекционно—педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с
нарушениями речи» под ред. Ю.Ф. Гаркуши--, М.,Сфера, 2008.
9 Е.А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»--
М., Сфера, 2006.
10. «Логопедия в детском саду», занятия с детьми 5-6 лет Л.Н.Смирнова, Москва Мозаика – синтез 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа старшей группы (5-6лет) на 2016-2017 учебный год
Настоящая рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учётом...
Рабочая программа первой младшей группы № 5 на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа первой младшей группы № 5на 2016-2017 учебный год...
Рабочая программа по развитию детей старшей группы 2016-2017 год
Рабочая программа по развитию детей старшей группы 2016-2017 год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА второй младшей группы № 7 на 2016 - 2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "От Рождения до Школы"...
Рабочая программа воспитателя 1ой младшей группы на 2016-2017 учебный год по программе "От рождения до школы"
Рабочая программа воспитателя 1ой младшей группы на 2016-2017 учебный год по ФГОС по программе "От рождения до школы" под редакцией Вераксы...
Рабочая программа первой младшей группы "Смешарики" на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа рассчитана на 2016-2017 учебный год...
Рабочая программа младшей группы №9 "Фантазёры"" на 2016 - 2017 учебный год
Рабочая программа младшей группы №9 "Фантазёры" на 2016 - 2017 учебный год...
- Мне нравится (1)