Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии на тему

Солянник Ирина Викторовна

Только у ребёнка, обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь. Обладая развитой речью, ребёнок легче воспринимает знания, меньше будет проблем при общении со сверстниками. В данном материале предложены игры и упражнения для обогащения словарного запаса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Словарь ребенка является основой развития речи детей.

         Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом  может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться  ощутимых результатов. Детям интересна смена деятельности и  поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

 В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим, с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления. 

Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Таким образом, особенностью программы развития речи и словаря является то, что она по существу связана со всеми разделами программы воспитания в детском саду и осуществление её предусматривается в разных видах деятельности детей. 
          Так, во второй младшей группе основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.
 В этом возрасте значительное место отводиться использованию наглядности (игрушки, картины), а также речи воспитателя.

                            «Чудесный мешочек"        с 3 лет

Цель: развивать словарь, закрепить названия предметов.

Оборудование: мешочек, разные предметы по форме и величине

Ход игры: Перед игрой ребенка знакомят с предметами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» предметы, называет их. Затем он отвечает на вопросы педагога о цвете, форме, величине овощей.

                 «Кому угощение?»            3-4 года

Цель:  употребление трудных форм существительных)

Ход игры: Педагог говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки  с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

                    «Назови три слова»                  3-4 года

Цель: активизация словаря

Ход игры: Дети становятся в шеренгу. Педагог каждому участнику по очереди задаёт вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

  • Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
  • Что можно варить?
  • Что можно читать?
  • Чем можно рисовать?
  • Что может летать?
  • Что может плавать?
  • Что  (кто) может скакать? И т. д.

Олины помощники

Цель: образовывать форму мн. числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход.

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)


             В средней группе необходимо особое внимание уделять правильному пониманию слов и их употреблению, расширению активного словаря детей. В этой группе продолжается работа по формированию обобщающих понятий, большое внимание уделяется вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами.
              Вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью можно использовать сравнение игрушек, предметов.
              В этом возрасте всё ещё значительное место занимает всякого рода наглядность, однако следует больше использовать лексические упражнения, словесные дидактические игры.

«Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход.

Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

- Зевают, отдыхают, спят…

- Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

- обедают, благодарят…

- одеваются, прощаются…

- лепят снежную бабу, катаются на санках

    «Модельное агенство»

Детям предлагаем «демонстрировать» свою одежду, рассказывают, из какой ткани она сшита, называют детали одежды.

Платье из ситца. У него есть рукава, карманы, воротник, пуговицы, лиф и юбка.

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на  части этого предмета

Детям предлагается следующий речевой материал:

- Ствол, ветки, листья, кора, корни — дерево

- Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая — корова

- Кабина, крылья, мотор, хвост — самолет

- рука, туловище, нога, волосы – человек.

Игра «Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).

Игра «Посылка» (для детей от четырех лет)


Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

                                               «Добавь слово»

 (цель: находить нужное по смыслу слово (глагол) ; кукла Гена.

Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.

Гена:

Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать.

Я умею пол… (подметать) .

Я умею пыль… (вытирать) .

Я умею посуду… (мыть, полоскать) .

Я умею постель… (застилать) .

Я умею цветы… (поливать) .

Я умею стол… (накрывать) .

Я помогаю тарелки (расставлять) .

Я помогаю вилки… (раскладывать) .

Я помогаю крошки… (сметать) .

Я помогаю комнату… (убирать) .


           В группе старшего дошкольного возраста ведущей задачей в развитии словаря является уточнение понимания смысла слов, активизация лексики. В этих целях проводятся специальные лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5 – 7 мин. на каждом занятии. 

Сказка «Ярмарка слов»

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, поэтому продавали их целыми партиями.

- кому, кому иголки? Иголки понадобились многим: дикобразам, ежам, кактусам, соснам, елям и конечно же портным.

- нашлось много разных покупателей и на слово язык. За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных и птиц. Даже костру понадобилось это слово.

- слово нос шло на расхват. Оно было необходимо людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам.

- а вот слово шляпки! Кому шляпки? – кричали продавцы. К ним подбежали женщины, неуклюже приковыляли грибы и гвозди. (грибам – хрупкие и разноцветные, гвоздям – крепкие, железные)

- только у нас и только сейчас – ножки. За ножками поспешили столы, стулья, шкафы, кровати, диваны. Одним словом мебель. Весело прибежали дети, охая приковыляли грибы.

После проведения этой ярмарки дети стали встречать одно и тоже слово в нескольких местах, да и значения у них самые разные.

Игра «Кому принадлежит фраза?»

Взрослый. А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?». Вы будете отвечать, человек какой профессии мог сказать данную фразу.
- Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер.)
- Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель.)
- Несите кирпичи, цемент. (Строитель.)
- Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник.)
- Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.)
- Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.)
- Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)
Молодцы, вы правильно отгадали все профессии.

                       5 – 7 лет "Шагайка – называйка"

Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и одновременно делай шаги вперед.

Я знаю молочные продукты…

Я знаю комнатные растения…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю луговые цветы…

Я знаю лиственные деревья…

Я знаю умывальные принадлежности…

Я знаю головные уборы…

Я знаю явления природы…

Я знаю виды спорта…

Я знаю кондитерские изделия…

Я знаю опасные профессии…

Я знаю музыкальные инструменты…

Я знаю животных жарких стран… 

"Вот так магазины! "

Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.

«Лакомка» «Всё для душа»

«Каблучок» «На старт! »

«Свет» «Мотор»

«Школьник» «Золотая рыбка»

«Три толстяка» «Мелодия»

«Верный друг» «Шкатулка»

«Океан»

«Твой дом»

                                    "Пуговки – помощницы"

К каждому слову – действию подбери названия пяти предметов. Считай слова с помощью пуговок.

Можно стирать…

Можно пить…

Можно жарить…

Можно рисовать…

Можно мыть…

Можно гладить…

Можно фотографировать…

Можно дарить…

Можно надевать…

Можно отодвигать…

Можно вешать…

                                               "Три части"

Назови по три части указанных предметов. Если назовешь пять частей, ты – победитель!

Я знаю 3 части машины…

Я знаю 3 части дома…

Я знаю 3 части вертолета…

Я знаю 3 части телевизора…

Я знаю 3 части компьютера…

Я знаю 3 части дивана…

Я знаю 3 части часов…

Я знаю 3 части стиральной машины…

Я знаю 3 части велосипеда…

Я знаю 3 части корабля…

Я знаю 3 части грузовика…

"Забавные превращения"

Назови – в кого превратится обычный человек, если окажется:

На переходе улицы…

На собственных именинах…

В школе…

На рынке…

В седле…

В походе…

На стадионе…

В бассейне…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа: "Развитие мелкой моторики как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"

В настоящее время проблема речевого и сенсомоторного развития дошкольников  является одной из важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с недостаточно развитой речью...

Консультация для родителей. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Консультация для родителей.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средств...

Перспективный план работы над темой « Загадки , как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста »

Перспективный план работы по самообразованию над темой  "Загадки,как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"...

Картотека дидактических игр по обогащению словарного запаса у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по обогащению словарного тзапаса у детей дошкольного возраста (младшая группа, средняя группа, старшая группа)....

Обогащение словарного запаса у ребенка дошкольного возраста

Обогащение   словарного  запаса у ребенка дошкольного возраста В настоящее время,  к сожалению, нечасто можно встретить ребёнка с богатым словарным запасом и правильной постро...

Презентация по теме "«ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР»

Словарный запас у детей дошкольного возраста  с ЗПР, характеризуется:•малым объемом активного и пассивного словаря;•бедностью ассоциативных связей;•затруднением в подборе сходных и...

Консультация для родителей.«Приемы обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста»

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произ...