Консультация "Фитбол- гимнастика в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР".
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Мезенцева Анжела Григорьевна

Материал для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fitbol-gimnastika_dlya_detey_s_onr.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: "Фитбол - гимнастика в коррекционной работе
с детьми дошкольного возраста с ОНР".


Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. 

Количество детей с речевой патологией растет из года в год. Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80% от всех детей. 

Полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению. 

Дети с нормальным речевым развитием к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, самостоятельно составляют сложные предложения. К этому времени у них окончательно формируются правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу, навыки словообразования и словоизменения, накапливается достаточный словарный запас. У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. 

Коррекционно-развивающее направление в становлении речи в нашем детском саду представлено: коррекционными подгрупповыми и индивидуальными занятиями, занятиями по логоритмике, занятиями по развитию мелкой моторики для детей с ОНР. Во все эти занятия включаются техники, направленные на сбережение здоровья детей. 
Развитие речи и улучшение их здоровья в процессе обучения, особенно в логопедических группах, одна из основных задач. Наши дети нуждаются в особых программах, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого. Пытаясь найти решение этой проблемы я обратилась к опыту работы с фитболами.

Это новое современное направление оздоровительной работы. Эффективность работы с использованием мячей больших размеров подтверждено опытом коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы.

Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.

Третий год в своей логопедической работе для поддержания здоровья детей и коррекции речи использую пособие, такие как мячи большого размера чудо-мячи-фитболы. 

В рамках работы по формированию дыхания у дошкольников эта идея показалась интересной, так как мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных целей. 

Для достижения этих целей необходимо решать следующие 
задачи:http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/28/27577/27577_html_m2a7690f7.gifhttp://shkolnie.ru/pars_docs/refs/28/27577/27577_html_m2a7690f7.gifhttp://shkolnie.ru/pars_docs/refs/28/27577/27577_html_m2a7690f7.gif


  • Формировать навык правильной осанки; 

  • Развивать мышечную систему через упражнения на фитболах; 

  • Развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания и просодики у детей с нарушением речи; 

  • Развивать физические качества (координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка); 

  • Развивать коммуникативную и эмоционально-волевую сферы; 

  • Стимулировать развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности. 


Целенаправленная работа с использованием фитбол-гимнастики позволяет достичь следующих результатов:


  • систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки;

  • занятия с использованием дыхательной гимнастики, приемов кинезиологии и просодики способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушениями речи;

  • упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость;

  • использование фитболов оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.


^ Классификация упражнений по использованию фитбола.


Как правильно выбрать фитбол?


  • Размеры фитбола могут колебаться от 30 до 75 см, диаметр шара определяется ростом того, кто будет на нем заниматься. При выборе мячей для детей следует помнить, что их оптимальные размеры должны быть следующими:

  • ■ диаметр 45 см - для детей 3-4 лет;

  • ■диаметр 50 см - для детей 5-6 лет;

  • ■диаметр 55 см - для детей 7-8 лет.



В идеале, сидя на мяче, ноги должны быть надежно и устойчиво размещаться на полу, а колени должны быть согнуты под прямым углом.  

Поддерживать равновесие на большом мяче сложно, поэтому продолжительность выполнения упражнения, сидя на мяче, должна быть для детей 3-5 лет не более 3-4 минут, а для детей 5-7 лет не более 5-7 минут. При обучении детей посадке и удержанию равновесия на мяче начинать необходимо с движений ногами, а потом руками. Именно при такой последовательности обучения ребенок чувствует себя уверенно. 

Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета. 


  • Теплые цвета ( красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы. Так же стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.

  • Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, улучшают скоростно- силовые качества.

  • Зеленый цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени.


Помимо цветового влияния на организм человека фитболы оказывают также вибрационное воздействие. Механическая вибрация стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая- возбуждающе.

На занятиях с детьми используется легкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча).

Упражнения выполняются в разных исходных положениях. Покачивания, сидя на мяче, как верховая езда, благотворно влияет на межпозвонковые диски, улучшает кровообращение и лимфоток. При сидении на фитболе правильная посадка способствует формированию навыка правильной осанки. 

Выполнение упражнений лежа на животе или на спине гораздо тяжелее, чем на устойчивой опоре, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса.

Разработанные игры и упражнения, игровые настрои проводятся с использованием фитболов, которое в силу своих функциональных возможностей не только обогащает сенсомоторный опыт детей, но и улучшает тренировочный эффект.

В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется длительный, сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со звуком и без него. Без звука хорошо тренируются мышцы во всех упражнениях, рассчитанных на укрепление и развитие гигиенического дыхания. При смысловой и эмоциональной речи организация работы дыхательных мышц весьма многообразна. 

Фитбол-гимнастика в коррекционной работе нацелена на дыхательные и звуковые упражнения и упражнения, используемые при постановке, автоматизации и дифференциации звуков. В начале дыхательные упражнения направлены на координацию речевого и носового дыхания, они проводятся без музыки одновременно с освоением детьми исходных положений на мяче. Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. 

Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъемом вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперед, приседания, сведение и опускание рук . После того как освоены исходные положения и ребенок контролирует свое дыхание переходим к звуковой гимнастике. На выдохе произносим звуки, слоги, слова. Освоению каждого упражнения способствуют стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения, речь. 

Закрепление правильного речевого дыхания синхронизируется с движениями пальцев рук и глаз, а также в ходе упражнений совершенствуются зрительно-пространственные ориентации, способность к переключению и тактильные ощущения.

Работа по развитию речевого дыхания проводится в общепринятой последовательности согласно следующим разделам:

1. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

2. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков.

3. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

4. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов, предложений и фраз.
Таким образом, игровые упражнения с фитболами, которые способствуют развитию осмысленной моторики, воображения, созданию положительного эмоционального настроя и одновременно активизации биологически активных точек кожи путем своеобразного массажа, релаксации, обогащению сенсомоторного опыта детей с тяжелыми нарушениями речи.
Полифункциональное оборудование позволяет учителям-логопедам расширить арсенал средств коррекционных воздействий на дыхательно-голосовую систему, отвечающую за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование, голосоведение, просодия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фитбол-гимнастики в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Новая форма непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию, коррекции осанки у детей с нарушенем опорно-двигательного аппарата  -  фитбол-гимнастика....

Консультация «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития».

В настоящее время, в связи увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педа...

«От воздушного шара до фитбола – «использование мячей в работе с детьми дошкольного возраста»

Доклад и презентация на тему «От воздушного шара до фитбола – «использование мячей в работе с детьми дошкольного возраста»...

Консультация: Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...

Консультация для педагогов: Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие у...