Главные вкладки

    консультация для родителей Развитие речи детей 4-5 лет
    методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

    Жданова Ольга Алексеевна

    буклет содержит рекомендации для родителей детей среднего дошкольного возраста по развитию активной речи, звукопроизношения, дыхания и ритма речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon рекомендации для родителей42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дифференцированные движения органов артикуляции

    Мы прижмем язык зубами – та-та-та,

    У кого четыре лапы? У кота!

    А теперь сожмём мы губы – па-па-па.

    Песенки припев весёлый – па-па-па!

    Язык кверху – ша-ша-ша,

    Очень песня хороша.

    Язык книзу – са-са-са,

    Зазвенели голоса.

    Развитие речевого дыхания

    Упражнение «Ныряльщики»

    Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

    (Ребенок повторяет упражнение не больше двух-трех раз)

    Игра «Дятел»

    Произносим слова:

    Дятел клювом дуб долбит,

    На весь лес он стучит.

    («д-д-д...» постукивающие движения кулаком о кулак)

    Игра «Дождик»

    Капля раз, капля два,

    Капли медленно сперва…

    Кап, кап, кап, кап.

    (сопровождаем слова медленными хлопками.)

    Стали капли поспевать.

    Капля каплю подгонять -

    Кап, кап, кап, кап  

    (хлопки учащаются.)

    Зонтик поскорей раскроем,

    От дождя себя укроем

    (поднимаем руки над головой, имитируя зонтик.)

    Развитие фонематического слуха

    Астра, азбука, айва

    Начинаются на А.

    И кончаются на А.

    Астра, азбука, айва. 

    (Н. Костарёв)

    Осёл в кустах осу нашёл.

    Надев очки, глядит осёл.

    Кто это? Птица? Тигр? Лиса?

    Осла ужалила оса.

    (Г. Сапгир)

    Улитка просит Уточку:

     Закинь-ка в речку удочку.

    Уточка закинула –

    Уклейку – рыбку вынула.

    (Г. Сапгир)

    Для развития речи детей огромное значение имеет развитие тонкой моторики руки – дифференцированных движений пальцев и кисти ребенка, а также точные и правильные движения органов артикуляции. От этих компонентов напрямую зависит правильность и красота речи ребенка.

    Словарный запас

    К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900 – 2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» – царапнул).

    В этом возрасте детей нужно учить активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учить правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, означающие временные и пространственные понятия.

    Мы с игрушками играем,

    Мы игрушки называем:

    Неваляшка, мишка, гномик,

    Пирамидка, кубик, домик…

    А ещё машина, мяч,

    Самолетик и тягач…

    Кукла, формы для песка,

    Заводная есть юла…

    Неваляшка не лежит,

    А качается, звенит.

    Катится машина, даже без бензина.

    Мячик скачет, кукла спит,

    Шар воздушный вверх летит,

    А юла жужжит, юлит…

    Грамматический строй речи

    Дети четырех лет пользуются более

    усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Нужно  учить детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

    Кто где живет?

    Туча – в небе

    Дождик – в туче,

    Жук в большой песчаной куче

    Стриж – в гнезде,

    Оса – в дупле,

    Дождевой червяк в земле,

    В доме – кошка,

    В норе – мышка,

    А в капусте кочерыжка!

    (М. Яснов)

    Доскажи  словечко

    Самолётом правит… лётчик,

    Трактор водит… тракторист,

    Электричку – …машинист,

    Стены выкрасил…маляр,

    Доску выстрогал…столяр,

    В доме свет провёл…монтёр,

    В шахте трудится…шахтёр,

    В жаркой кузнице –…кузнец,

    За прилавком – …продавец

    Кто всё знает – молодец!

    (А. Шибаев)

    Звукопроизношение

    У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

    • исчезает смягченное произношение согласных;
    • многие звуки произносятся более правильно и четко;
    • исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д
    • исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч,  щ свистящими с, з, ц.

    Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть ещё не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л и р.

    Жук жужжит:

     - Я шёл и шёл

    Жёлтый камешек нашёл

    «Это жёлудь, ты не прав»

     - Говорит жуку жираф.

    Что ж, повесь его на сук.

    Говорит жирафу жук.

    Я вам быстро перечислю,

    Что я каждой щёткой чищу:

    Этой щёткой чищу зубы.

    Этой щёткой, - башмаки,

    Этой щёткой чищу брюки,

    Все три щётки мне нужны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей " Развитие речи детей пятого года жизни"

    Материал о речевых особенностях детей пятого года жизни: состояние лексики, грамматики, звукопроизношения....

    Консультация для родителей "Развитие речи детей пятого года жизни"

    Особенности речи детей данного возраста, некоторые практические рекомендации...

    Консультация для родителей.Развитие речи детей 4-5 года жизни

    Особенности речи детей  данного возраста, некоторые практические рекомендации....

    Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

    Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

    Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

    Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....

    Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

    Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей....