Обобщение опыта учителя-логопеда "ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboshchenie_ped_opyta.docx | 57.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Учреждение
«Управление образования Администрации города Лабытнанги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КАТЮША»
(МАДОУ «КАТЮША»)
Тема: «ИКТ в логопедической работе»
Учитель-логопед:
Кведер И.А.
г. Лабытнанги, 2016
Педагогический опыт Кведер Ирины Алексеевны,
учителя-логопеда муниципального автономного образовательного учреждения детский сад «Катюша»
Тема опыта: «ИКТ в логопедической работе»
Идея исследования: поиск более эффективных методов коррекции нарушений развития речи, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей логопатов.
1. Сведения об авторе
Ф.И.О.: Кведер Ирина Алексеевна
Образование: высшее, ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», 2009 год; специальность – специальная психология, логопедия; квалификация – специальный психолог, учитель-логопед.
Место работы: Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Катюша»
Должность: учитель-логопед
Педагогический стаж: 7 лет
Квалификация: I квалификационная категория
Ведомственные награды: Благодарность муниципального учреждения «Управление образования Администрации города Лабытнанги» 2013г.
Почетная грамота муниципального учреждения «Управление образования Администрации города Лабытнанги» 2016г.
2. Условия формирования опыта
Приоритетным направлением МАДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие воспитанников. Одной из наиболее актуальных проблем современной системы образования является значительное увеличение количества детей с нарушениями речевого развития (по разным данным от 40 до 60%), что обуславливает неуспеваемость детей, трудности приобретения знаний, навыков. При этом дети с нарушением речи представляют собой полиморфную группу. Речевая патология часто сочетается с нарушениями регуляторных и мнестических процессов, степень выраженности и характер соотношения которых в значительной степени обуславливает специфику формирования и особенности протекания любой когнитивной деятельности.
Применение в работе компьютерной техники оптимизирует педагогический процесс, индивидуализирует обучение детей с нарушениями развития и значительно повышает эффективность любой деятельности. Современные технические устройства активизируют и позволяют эффективно функционировать компенсаторным механизмам коррекции различных нарушений речи, формировать и развивать языковые и речевые средства, а также способствуют общему развитию детей.
Оптимальному решению данной задачи способствует внедрение инновационной специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры».
Использование в коррекционно-образовательном процессе адаптированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» способствует коррекции, формированию и развитию:
- длительности и силы речевого выдоха,
- громкости (интенсивности) и тембра голоса,
- темпо-ритмической организации,
- интонационной выразительности,
- четкости и разборчивости речи,
- эфферентного и афферентного звеньев речевой системы,
- неречевого слухового гнозиса,
- речевого слухового гнозиса,
- звукового анализа и синтеза,
- структуры значения слова,
- лексических связей слов (синтагматических и парадигматических),
- грамматического значения слова,
- коммуникативных навыков детей.
Системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации ребенка к логопедическим занятиям.
3. Теоретическая база опыта
В своей деятельности руководствовалась основными положениями Д.Б. Эльконина о возрастной периодизации, а также досконально изучила методики обучения детей с отклонениями развития Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Г.В. Чиркиной.
4. Актуальность и перспектива опыта
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса.
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во- первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.
Во- вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют ребенку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это даёт каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем.
В- третьих, активное и эффективное внедрение новых технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающим требованиям современного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.
ИКТ затрагивают все сферы жизни человечества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как открывают возможности совершенно новых методов преподавания, обучения и коррекции.
Я использую ИКТ в работе с детьми с целью оптимизации коррекционного процесса дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий для осуществления качественного логопедического воздействия на детей, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению.
Для реализации поставленной цели я определила для себя основные направления деятельности, через которые я могу использовать информационно-коммуникационные технологии:
- использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда;
- использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми;
- использование ИКТ во взаимодействии с педагогами;
- использование ИКТ во взаимодействии с родителями.
5. Новизна опыта
Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, главная его ценность в том, что изменен подход к организации коррекционно-развивающей деятельности, в основе которой современные эффективные методы коррекции нарушений развития речи, учитывающие общие закономерности и специфические особенности детей логопатов и применение ИКТ в работе с родителями (законными представителями) и педагогами.
6. Адресность опыта
Данный опыт может быть рекомендован для практической работы учителей-логопедов, воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и родителям.
Все методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе (профилактика нарушений речи), так и учреждениях коррекционной направленности V, VII и VIII вида.
7. Трудоемкость опыта
Специализированная логопедическая технология представлена на электронном носителе (CD-диск) и содержит описание и подробные методические рекомендации, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую деятельность дошкольников с применением компьютерной программы «Игры для Тигры». При организации консультативной работы с педагогами и родителями большое количество времени занимает поиск иллюстрационного материала, сбор аудио файлов для демонстрации той или иной тематики.
8. Технология опыта
Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя:
- компьютерную программу «Игры для Тигры»;
- методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.
Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение.
Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:
- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
- игровая форма обучения;
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
- дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
- объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;
- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
Структура программы.
Программа состоит из четырех больших блоков: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Упражнения внутри блоков сгруппированы в модули, 3-4 модуля в блоке.
Схема упражнений программы представлена ниже:
Блок | Модуль и его упражнения | Модуль и его упражнения | Модуль и его упражнения | Модуль и его упражнения |
Просодика | Дыхание | Слитность | Ритм | Темп |
Ветерок | Рыбка | Машина | Муравей | |
Кораблики | Облако | Пирамидка | Самолетик | |
Одуванчики | Пузыри | Мозаика | Клоун | |
Воздушный змей | Часы | Дом | ||
Звукопроизношение | Свистящие звуки | Шипящие звуки | Звук «Л» | Звук «Р» |
межзубный сигматизм | губно-зубной сигматизм | губно-зубной ламбдацизм | велярный ротоцизм | |
боковой сигматизм | боковой сигматизм | межзубный ламбдацизм | одноударное произношение | |
произношение из нижнего положения | ||||
Фонематика | Звуки | Слова | Анализ | Синтез |
Музыка | Звуковые часы | Поезд | Составь слово из 3 букв | |
Звук «О» | Четвёртый лишний | Составь слово | Составь слово из 4 букв | |
Звук «А» | Животные | Составь слово из 5 букв | ||
Цирк | Одежда | Составь слово из 6 букв | ||
Лексика | Слова | Словосочетания | Валентность | |
Разложи предметы | Кто сказал «Мяу!» | Чей домик? | ||
Четвертый лишний | Кто живёт в лесу? | Профессии | ||
Найди четвертого | Действия | |||
Что из чего? | Признаки |
Этапы обучения.
Первый этап «мотивационный»
Его главной целью является формирование мотивационной готовности ребенка с дизартрией к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием ИКТ. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.
Основные направления работы:
- создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе;
- преодоление его неречевого и речевого негативизма; ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа; преодоление непроизвольных насильственных движений, гиперсаливации.
При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе.
Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления компьютером, необходимо объяснить, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа «мышь» помогают в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем показать ребенку, как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Для установления контакта с детьми я стремлюсь увлечь их, заставить поверить в свои силы. Поэтому логопед сначала сам должен продемонстрировать, как нужно выполнять предложенные задания.
Второй этап «содержательно-формирующий».
Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи исследуемых детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений и развитием речевого дыхания, фонации, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи. При коррекции нарушений речевого дыхания у детей с дизартрией важно соблюдать следующие условия:
- нельзя переутомлять ребенка;
- необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу;
- следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движения диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота;
- все дыхательные движения ребенок должен производить плавно.
В ряде случаев логопед параллельно создает условия для координации дыхания и голосообразования. Воспитание правильной фонации начинается с общего расслабления. Важно было сформировать у детей правильное речевое дыхание, особенно навык длительного и экономичного выдоха воздуха. Для активизации голосовых складок ребенку предлагается ощутить напряжение звучащей гортани, прикладывая одну его руку к горлу логопеда, а другую — к его собственному, начинающему вибрировать, и фиксировать слуховое внимание пациента на звучании.
Третий этап «саморазвивающий».
Цель этого этапа - развитие самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи у детей с дизартрией. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. Чем успешнее самоконтроль, тем лучше ребенок обучается управлению собственным речевым аппаратом. На заключительном этапе продолжался процесс автоматизации звуков, детям предлагаются более сложные задания, направленные на развитие интонационной стороны речи. Все больше обогащается лексикон детей и развивается их связная речь.
Система приемов приведена в контексте методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать определенные выводы.
Разработанная система приемов дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению дизартрии у детей составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.
Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук.
Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.
Программа содержит четыре раздела:
• Неречевые звуки;
• Звукоподражание;
• Речевые звуки;
• Развитие связной речи.
Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.
Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:
• Развития фонематического слуха,
• Постановки звуков,
• Развития связной речи,
• Обучения чтению,
• Обучения счету,
• Общей дошкольной подготовки,
• Развития грамотности.
Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологии способствует коррекции, формированию и развитию:
- длительности и силы речевого выдоха,
- громкости (интенсивности) и тембра голоса,
- темпо-ритмической организации,
- интонационной выразительности,
- четкости и разборчивости речи,
- эфферентного и афферентного звеньев речевой системы,
- неречевого слухового гнозиса,
- речевого слухового гнозиса,
- звукового анализа и синтеза,
- структуры значения слова,
- лексических связей слов (синтагматических и парадигматических),
- грамматического значения слова,
- коммуникативных навыков детей.
Системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации ребенка к логопедическим занятиям.
Результативность работы 2012-2016гг.
Рассматривая диаграмму, мы видим, что динамика развития речевых процессов наблюдается уже через год работы с использованием специализированных ИКТ.
Использование ИКТ в научно-методической и коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда.
Информационно-компьютерные технологии могут использоваться в научно-методической работе учителя-логопеда, что облегчает организацию деятельности учителя-логопеда. Появилась возможность:
- оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса и средствами MicrosoftOffice (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т.д.);
- создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения.
- использования программы Excel для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований.
- использования различных графических редакторов и программ (WinRaR, PinnacleStudio Plus, Windows Movie Maker, Adobe Photoshop CS3, Microsoft Office) для обработки видеоматериалов, позволяющих презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ, брошюры, буклеты и информационные стенды.
В данном случае ИКТ является средством создания, хранения информации и инструментом её обработки. С целью систематизации и классификации компьютерных дидактических и методических материалов мной планируется создание медиатеки – собрание образовательных и игровых ресурсов, имеющих коррекционно–развивающее направление.
Компьютерные программы и игры, аудиозаписи, видеоролики, презентации в моей практике стали представлять собой единый программно-методический комплекс, поддерживающий коррекционно-развивающий процесс на различных этапах обучения и в целом – способствовать повышению эффективности процесса преодоления речевых нарушений и развития познавательных процессов у детей-логопатов.
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной.
Пользование информационной сетью Интернет даёт учителю–логопеду возможность:
- повышать своё профессиональное мастерство, узнавать самые последние новости в сфере коррекционной работы с детьми;
- находить нужные материалы для работы;
- презентовать себя в Сети, вести личный блог, создавая сайт или страницу на сайте учреждения;
- участие в Интернет-проектах, конкурсах, фестивалях, вебинарах, мастер-классах;
- повышать уровень самообразования и компетентности с помощью Интернет-ресурсов, дистанционных мероприятий, участия в работе сетевых сообществ.
Также появилась возможность создания электронного портфолио педагога.
В этом случае ИКТ помогает систематизировать наработанный педагогический опыт, обобщить его, проанализировать собранный материал, определить направления работы с педагогами, родителями и детьми.
Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы PowerPoint, Flash и других программ, т.е. реализовывать свои творческие проекты.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Использование ИКТ во взаимодействии с педагогами
Формы работы с использованием ИКТ: - мастер-классы с использование мультимедиа презентаций; - семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании; - презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных мероприятиях.
Использование ИКТ для взаимодействия с родителями
Главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ-грамотности и формировании ИКТ-компетентности всех участников образовательного пространства (педагоги и родители). Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия системы образования с семьей.
Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают учителю - логопеду разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность учителя-логопеда и воспитателя в целом.
Многолетний опыт работы позволил мне определить разнообразные формы работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков (с использованием ИКТ).
- Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей; (сбор анамнеза);
- Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний и групповых мероприятий;
- Оформление «родительских уголков» и информационных стендов, буклетов, памяток;
- Использование книг, рабочих тетрадей; методических пособий, журналов в электронном варианте (по работе над всеми компонентами речевой системы);
- Знакомство со сценариями праздников, логопедических мероприятий; (демонстрация творческих работ и достижений учащихся, а так же запись речи ребенка до коррекции и после и т. д.).
- Использование разнообразного иллюстративного материала, как статического, так и динамического ( для обследования, диагностики речи );
- Размещение информации на сайте МАДОУ «Катюша»; страничка логопеда на сайте (На личной странице логопеда в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей);
- Взаимодействие с родителями по сотовой связи, электронной почте. У каждого родителя есть номер сотового телефона учителя - логопеда, Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации. Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников.. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
Подводя итоги можно выделить следующие направления использования ИКТ в работе учителя-логопеда:
• подбор электронных пособий, специальных компьютерных игр, наглядных, демонстрационных, электронных материалов для организации занятий с детьми;
• создание базы данных по итогам диагностики речи воспитанников;
• оформление отчетной и текущей документации, планирование логопедической работы с детьми;
• оформление в электронном виде домашних заданий для закрепления воспитанниками речевого материала дома;
• отслеживание динамики работы;
• консультирование родителей детей на сайте ДОО;
• использование сети Интернет для самообразования;
• создание мультимедийных презентаций, видеоматериалов для участия в конкурсах, методических мероприятиях разного уровня;
• обмен опытом работы посредством электронной почты, участия в вебинарах, онлайн-конференциях.
В дальнейшем планируется создание медиатеки, которая будет включать:
1. Игротека – игры по разным направлениям, которая познакомит родителей с упражнениями и заданиями, направленными не только на развитие речи, но и внеречевых процессов (внимание, мышление, память и т.д). Выполняться задания должны строго с родителями.
2.Советы логопеда (Содержит конкретные рекомендации, памятки, буклеты, рекомендации).
3.Артикуляционная гимнастика, содержит рекомендации по развитию артикуляционной моторики, с рисунками и описаниями упражнений, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т.д
4. Адреса порталов и сайтов.
5.Презентации, компьютерные программы
6.Упражнения на закрепление материала, упражнения развивающего характера.
Список литературы:
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры дляТигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.
Приложение 1.
Учебно-тематический план адаптированной логопедической технологии «Игры для Тигры»
ОНР | ФФН | ФН | Профилактика нарушений речи | |
Характеристика нарушения | Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. | Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. | Нарушения в произношении отдельных звуков: [Л, Л' ] Ламбдацизм - искажение, параламбдацизм - замены [Р Р' ] Ротацизм - (велярное-многоударная,увулярное, кучерское [р], боковое[р], параротацизм – замены Р', Л', Г,Д. [С-З-Ц] [С'-З'-Ц'] Сигматизм свистящих (межзубный, губно-зубной, боковой) парасигматизм(шипящий, призубный) [Ж-Ш] Сигматизм шипящих (щёчное, нижнее, заднеязычное) [К-Г-Х] Йотоцизм, капацизм, гамацизм, хитизм. | Все компоненты речевой системы развиваются без особенностей ( без нарушений) или необходима работа против рецидивов развития речи. |
Задачи коррекции | Формирование: -полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков; правильного звукопроизношения; -слоговой структуры и фонематического восприятия; - лексических, грамматических средств языка и практическое их усвоение; -подготовка и овладение элементами грамоты; -развитие связной речи. | -Коррекция звуковой стороны речи и фонематического недоразвития -Исправление звукопроизношения и коррекция фонематического недоразвития. | Устранить (смягчить, нейтролизовать, исправить, скорректировать, преодолеть) -недостатки произношения звуков; -недостатки речевого выдоха; -нарушения речевого (фонематического) слуха; -нарушения подвижности органов артикуля- ции (артикуляционного аппарата, речевых органов) - недостатки строения органов артикуляции (артикуляционного аппарата, речевых органов) | -Профилактика (предупреждение) речевых нарушений. -Предупреждение нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Предупреждение рецидивов |
Используемые блоки | «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика» | «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика» | «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика» | «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика» |
Длительность реализации программы | 1-3 года | 1 год | 6 мес-1 год | В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка (до 1 года) |
Организация занятий | 3-4 занятия в неделю | 2-3 занятия в неделю | 2-3 занятия в неделю | 1-2 занятия в неделю |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта на тему: "Активизация познавательных и творческих способностей дошкольников на занятиях по математике".
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития различных видов...
Обобщение опыта по теме: "Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников"
В опыте представлен интегративный подход к организации работы по экологическому воспитанию дошкольников с использованием макетов природных зон и ландшафтов....
Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики
Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...
Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»
Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность. Органическое соединение движения, ...
Обобщение опытом "Дидактическая игра- как средство развития познавательной деятельности дошкольников
Дидактическая игра - как средство развития познавательной деятельности дошкольников...
Обобщение опыта воспитателя Бахиревой Н.С. по физическому развитию дошкольников.
Обобщение опыта воспитателя Бахиревой Надежды Сергеевны по физическому развитию дошкольников. Повышение заинтересованности детей физкультурой посредством обогащения развивающей среды, использования зд...
Обобщение опыта по теме: «Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста»
Мой опыт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.В этой статье несколько разработанных мною долгосрочных и короткосрочных проектов....