Главные вкладки

    Методическая разработка НОД для детей средней группы с ОНР. Тема: Пересказ адаптированного текста рассказа «Мышки» (по К.Д. Ушинскому)
    план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

    Формирование связной речи - одна из основных задач логопедической работы, которая успешно решается  в процессе пересказа адаптированных текстов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл myshki.docx21.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка НОД для детей средней группы с ОНР

    Тема:  Пересказ адаптированного текста рассказа «Мышки»

    (по К.Д. Ушинскому)

    Подготовила и провела: учитель-логопед Гончарова А.С.

    Вид НОД: Формирование связной речи.

    Задачи:

    • Формирование навыка пересказа текста рассказа с помощью графических схем.
    • Формирование положительного эмоционального контакта между педагогом и ребенком с целью учебно – игрового взаимодействия.
    • Формирование простейших навыков грамматического согласования слов.
    • Обучение отгадыванию загадок.
    • Формирование умения правильно отвечать на вопросы простой фразой.
    • Учим вслушиваться в речь взрослого, четко выполнять речевые инструкции.

    Методические приемы:

    Чтение текста, беседа; рассматривание панно «Мышки и кот», предметных картинок, графических схем; выстраивание графической мнемодорожки; лексико-грамматические упражнения, подвижная речевая игра.

    Предварительная работа:

    • Чтение художественной литературы.
    • Изучение лексической темы «Домашние животные».
    • Рассматривание иллюстраций и картинок по изучаемой теме.
    • Разучивание подвижной игры «Кот Вася».

    Оборудование: 

    Фланелеграф, панно «Мышки и кот»; игрушка - Кот; предметные картинки: кот, мышка, корова, утка, лошадка, собачка, петух; набор графических схем, схемы для развития интонационной выразительности речи (рисунки: барабан —громко, зачеркнутый барабан —тихо).

    Ход

    Индивидуально-дифференцированный подход

    1.Организационный момент.

    Создание эмоционального фона занятия. Развитие словесно-логического мышления.

    Логопед: Сегодня я хочу вам прочитать рассказ. Хотите узнать о ком?

    Тогда отгадайте загадку.

    Меленькие зверьки—

    Остренькие зубки,

    Серенькие шубки,

    Черненькие глазки,

    Длинные хвосты.

    (Мышки)

    Прием: отгадывание загадок

    Загадывание загадки с опорой на наглядность

    Для детей с 1 уровнем – поэтапное представление картинки (или на фланелеграфе, или рисовать)

    Для детей со 2 уровнем- выбор правильного ответа из 4 картинок(мышка,собака, кошка, коза)

    2.Чтение адаптированного текста рассказа без установки на запоминание. Развитие произвольного внимания и слухоречевой памяти.

    — Послушайте рассказ о мышатах.

    Чтение адаптированного рассказа.

    Собрались мышки у своей норки. Глазки у них черненькие, лапки маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, хвостики длинные по земле волочатся.

    Думают мышки: «Как сухарь в норку  принести?»

    Ох, берегитесь, мышки! Кот Вася недалеко. Он вас очень любит, хвостики вам помнет, шубки вам порвет.

    Прием: чтение текста

    3.Выделение действующих лиц произведения. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

    Логопед раскладывает на столе предметные картинки: кот, мышка, корова, утка, лошадка, собака, петух.

    -Перед вами картинки. Отберите те, которые подходят к нашему рассказу.

    Отобранные картинки с мышкой и котом дети выставляют на наборное полотно.

    Прием: дидактическая игра

     « Кто лишний?»

    1. уровень – сопряжено проговаривать, договаривать слова
    2.  уровень – «Назови, кто лишний?»

    4. Беседа по содержанию.

    Рассматривание картинки «Мышки и кот». Развитие диалогической речи. Формирование умения правильно отвечать на вопросы простой фразой.

    Логопед выставляет панно «Мышки и кот», дети отвечают на вопросы по содержанию текста.

    -Кто это? (Это мышки.)

    -Где мышки собрались? (Мышки собрались у своей норки.)

    -Какие у мышек глазки? (Глазки у них черненькие.)

    -Какие у них лапки? (Лапки у них маленькие.)

    -А зубки, какие? (Зубки у них остренькие.)

    -Шубки, какие? (Шубки у них серенькие.)

    -А хвостики, какие? (Хвостики длинные, по земле волочатся.)

    -О чем мышки думали? (Они думали, как сухарь в норку протащить.)

    -Кого мышкам надо бояться? (Мышкам надо бояться кота Васю)

    -Почему кота Васю надо бояться? Что он может сделать мышкам? (Он их очень любит, он может им хвостики помять, шубки порвать.)

    Прием: беседа; договаривание слов, фраз

    1.  уровень-  на вопрос логопеда выбор ребенком фрагмента на картине, затем сопряженно, отраженно повторять слова, фразы
    2.  уровень – беседа  с опорой на картинку. Показ фрагмента картинки логопедом, помощь в построении фразы

    5. Повторное чтение рассказа педагогом с установкой на запоминание и пересказ. Выстраивание графического плана рассказа.

    Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

    -Я расскажу рассказ еще раз, а вы постарайтесь его запомнить. Помогут вам в этом схемы.

    Прием: выстраивание графической мнемодорожки

    1   уровень - логопед рассказывает рассказ и составляет графическую мнемодорожку.

    2   уровень - логопед рассказывает рассказ и вместе с детьми составляет графическую мнемодорожку.

    6.Пересказ рассказа детьми. Развитие связной речи, памяти.

    Дети пересказывают рассказ по цепочке, индивидуально.

    Прием: дидактическая игра «Исправь ошибку»

    1. уровень -  договаривать слово, сопряженно, отраженно фраза, слово
    2. уровень – пересказ по схеме, давать образец  ответа («Собрались мышки у норки?»)

    «Исправь ошибку?» - неправильно

    выложенная последовательность

    мнемодорожки

    7.Итог занятия. Оценка деятельности детей. — Чему вы сегодня научились?

    Логопед  дает дифференцированную оценку деятельности детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению детей средней группы пере-сказу Тема: Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину)

    Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем....

    Методические разработки по рисованию детей средней группы.

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

    Методическая разработка. Танец для детей средней группы «Весна-красна».

    Методическая разработка. Танец для детей средней группы «Весна-красна»....

    Методическая разработка "Проект для детей средней группы "День Земли"

    Материал для работы с детьми средней группы по знакомству с праздником "День Земли"...

    Методическая разработка занятия для детей средней группы «Путешествие по стране безопасности!» на конкурс по противопожарной безопасности «Неопалимая купина»

    Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благо...