Методическая разработка НОД для детей средней группы с ОНР. Тема: Пересказ адаптированного текста рассказа «Мышки» (по К.Д. Ушинскому)
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Формирование связной речи - одна из основных задач логопедической работы, которая успешно решается  в процессе пересказа адаптированных текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshki.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД для детей средней группы с ОНР

Тема:  Пересказ адаптированного текста рассказа «Мышки»

(по К.Д. Ушинскому)

Подготовила и провела: учитель-логопед Гончарова А.С.

Вид НОД: Формирование связной речи.

Задачи:

  • Формирование навыка пересказа текста рассказа с помощью графических схем.
  • Формирование положительного эмоционального контакта между педагогом и ребенком с целью учебно – игрового взаимодействия.
  • Формирование простейших навыков грамматического согласования слов.
  • Обучение отгадыванию загадок.
  • Формирование умения правильно отвечать на вопросы простой фразой.
  • Учим вслушиваться в речь взрослого, четко выполнять речевые инструкции.

Методические приемы:

Чтение текста, беседа; рассматривание панно «Мышки и кот», предметных картинок, графических схем; выстраивание графической мнемодорожки; лексико-грамматические упражнения, подвижная речевая игра.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы.
  • Изучение лексической темы «Домашние животные».
  • Рассматривание иллюстраций и картинок по изучаемой теме.
  • Разучивание подвижной игры «Кот Вася».

Оборудование: 

Фланелеграф, панно «Мышки и кот»; игрушка - Кот; предметные картинки: кот, мышка, корова, утка, лошадка, собачка, петух; набор графических схем, схемы для развития интонационной выразительности речи (рисунки: барабан —громко, зачеркнутый барабан —тихо).

Ход

Индивидуально-дифференцированный подход

1.Организационный момент.

Создание эмоционального фона занятия. Развитие словесно-логического мышления.

Логопед: Сегодня я хочу вам прочитать рассказ. Хотите узнать о ком?

Тогда отгадайте загадку.

Меленькие зверьки—

Остренькие зубки,

Серенькие шубки,

Черненькие глазки,

Длинные хвосты.

(Мышки)

Прием: отгадывание загадок

Загадывание загадки с опорой на наглядность

Для детей с 1 уровнем – поэтапное представление картинки (или на фланелеграфе, или рисовать)

Для детей со 2 уровнем- выбор правильного ответа из 4 картинок(мышка,собака, кошка, коза)

2.Чтение адаптированного текста рассказа без установки на запоминание. Развитие произвольного внимания и слухоречевой памяти.

— Послушайте рассказ о мышатах.

Чтение адаптированного рассказа.

Собрались мышки у своей норки. Глазки у них черненькие, лапки маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, хвостики длинные по земле волочатся.

Думают мышки: «Как сухарь в норку  принести?»

Ох, берегитесь, мышки! Кот Вася недалеко. Он вас очень любит, хвостики вам помнет, шубки вам порвет.

Прием: чтение текста

3.Выделение действующих лиц произведения. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Логопед раскладывает на столе предметные картинки: кот, мышка, корова, утка, лошадка, собака, петух.

-Перед вами картинки. Отберите те, которые подходят к нашему рассказу.

Отобранные картинки с мышкой и котом дети выставляют на наборное полотно.

Прием: дидактическая игра

 « Кто лишний?»

  1. уровень – сопряжено проговаривать, договаривать слова
  2.  уровень – «Назови, кто лишний?»

4. Беседа по содержанию.

Рассматривание картинки «Мышки и кот». Развитие диалогической речи. Формирование умения правильно отвечать на вопросы простой фразой.

Логопед выставляет панно «Мышки и кот», дети отвечают на вопросы по содержанию текста.

-Кто это? (Это мышки.)

-Где мышки собрались? (Мышки собрались у своей норки.)

-Какие у мышек глазки? (Глазки у них черненькие.)

-Какие у них лапки? (Лапки у них маленькие.)

-А зубки, какие? (Зубки у них остренькие.)

-Шубки, какие? (Шубки у них серенькие.)

-А хвостики, какие? (Хвостики длинные, по земле волочатся.)

-О чем мышки думали? (Они думали, как сухарь в норку протащить.)

-Кого мышкам надо бояться? (Мышкам надо бояться кота Васю)

-Почему кота Васю надо бояться? Что он может сделать мышкам? (Он их очень любит, он может им хвостики помять, шубки порвать.)

Прием: беседа; договаривание слов, фраз

  1.  уровень-  на вопрос логопеда выбор ребенком фрагмента на картине, затем сопряженно, отраженно повторять слова, фразы
  2.  уровень – беседа  с опорой на картинку. Показ фрагмента картинки логопедом, помощь в построении фразы

5. Повторное чтение рассказа педагогом с установкой на запоминание и пересказ. Выстраивание графического плана рассказа.

Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

-Я расскажу рассказ еще раз, а вы постарайтесь его запомнить. Помогут вам в этом схемы.

Прием: выстраивание графической мнемодорожки

1   уровень - логопед рассказывает рассказ и составляет графическую мнемодорожку.

2   уровень - логопед рассказывает рассказ и вместе с детьми составляет графическую мнемодорожку.

6.Пересказ рассказа детьми. Развитие связной речи, памяти.

Дети пересказывают рассказ по цепочке, индивидуально.

Прием: дидактическая игра «Исправь ошибку»

  1. уровень -  договаривать слово, сопряженно, отраженно фраза, слово
  2. уровень – пересказ по схеме, давать образец  ответа («Собрались мышки у норки?»)

«Исправь ошибку?» - неправильно

выложенная последовательность

мнемодорожки

7.Итог занятия. Оценка деятельности детей. — Чему вы сегодня научились?

Логопед  дает дифференцированную оценку деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей средней группы пере-сказу Тема: Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину)

Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем....

Методические разработки по рисованию детей средней группы.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Методическая разработка. Танец для детей средней группы «Весна-красна».

Методическая разработка. Танец для детей средней группы «Весна-красна»....

Методическая разработка "Проект для детей средней группы "День Земли"

Материал для работы с детьми средней группы по знакомству с праздником "День Земли"...

Методическая разработка занятия для детей средней группы «Путешествие по стране безопасности!» на конкурс по противопожарной безопасности «Неопалимая купина»

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благо...