Методическая разработка по ознакомлению детей средней группы с птицами.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Ознакомление с птицами детей средней группы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по ознакомлению детей средней группы с птицами.

Варианты ознакомления (поквартально).

1 квартал.

Наблюдения: птицы улетают, прилетают к нам, приспособление к условиям сезона. Труд на участке. Подкормка птиц.

Дети знакомятся с видами птиц своей местности, узнают их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения. Выясняют, чем питаются, как приспособлены к наземно-воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Узнают, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают прокормиться).

Приходя осенью в парк или сквер, обращайте внимание детей, на то, как тихо в парке. Дети замечают, что в парке нет птиц. Вспомните с детьми летние наблюдения за ласточками, которые ловили в воздухе мух и жуков и кормили своих птенцов. Уточняя ответы детей, воспитатель подтолкнет их к выводу, что птицы улетели. Дети заметят появление галок, сорок и ворон.

Наблюдение за сороками. Сорока привлекает ярким, контрастным оперением, черным с белым, своей подвижностью и веселым стрекотанием. Это зимующие у нас птицы. Они прилетают из лесов, где жили летом, поближе к жилью людей, чтобы прокормиться в холодную зиму.

Наблюдение за воронами. Вороны – наиболее крупные птицы, у которых клюв и ноги сильные, ноздри прикрыты щетинками, крылья широкие. Ворон мы водим в течение всего года и считаем их соседями. Питаются вороны животной и растительной пищей.

Галка меньше грача и вороны, но часто зимой образует шумные стаи возле населенных пунктов, где кормится на свалках и помойках.

Наблюдение за воробьями. На участке детского сада дети часто видят воробьев, прилетающих за кормом. У воробьев короткий, но крепкий клюв, позволяющий им раскусывать семена и зерна. Воробьи питаются как растительной, так и животной пищей. Дети спрашивают: «Почему воробьи нахохлились и не прыгают?».  Воспитатель объясняет, что им холодно, так они греются.

Загадайте загадку:

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шагает,

Крошки собирает.

Сделайте с детьми кормушку для птиц, выберете для нее место и начните подкормку. Пока кормушка не установлена , насыпьте зерно прямо на землю, чтобы птицы привыкли к месту прикормки. Место для кормушки лучше выбрать укромное, окруженное деревьями и кустарниками, на которых будут сидеть птицы в ожидании пищи. Прикармливая ежедневно утром птиц, беседовать с детьми, вызывая у них желание, помочь птицам пережить тяжелую, холодную и голодную зиму. Во время подкормки, предлагайте детям наблюдать, как птицы прилетают и улетают, рассматривайте их внешний вид, отмечайте, какие из них охотнее клюют тот или иной корм.

Утром дети идут к кормушке, расчищают метелкой пушистый снег и насыпают разнообразное угощение: зерно, ягоды, крошки сухого белого хлеба и немного речного песка.

 

2 квартал.

Повадки птиц. Вновь прилетевшие птицы. Поведение птиц во время подкормки на участке и в кормушке. Воробьи, вороны, сороки, синицы, снегири.

Дети хорошо знают повадки воробьев. Воспитатель предлагает последить за воробьями, посмотреть, где они живут. Дети узнают, что воробьи прячутся под крышей дома и в скворечниках. Предложите помочь воробьям пережить холодную зиму. Принесите для них теплые лоскутки, вату, перья. Эти предметы положите на кормушку или на ближайший забор. Дети увидят, как воробьи унесут все к себе.

Вот прилетела сорока. Дети внимательно смотрят, какой корм она себе выберет. Причтите народную потешку:

Стрекотунья белобока

Возле горницы моей,

Скачет пестрая сорока

И зовет ко мне гостей.

Прилетают к кормушке и синицы. У них клюв тонкий и острый, даже зимой они своим острым клювом ухитряются доставать насекомых из-под коры деревьев. Воспитатель объясняет, что летом мы синиц не видим – они держатся в лесу, гнездятся в дуплах деревьев. Зимой же синицы скапливаются в городах и поселках, они прилетают к кормушкам. Синицы всегда в движении. Крупные зерна синица зажимает в лапках и разбивает клювом на мелкие части.

В середине зимы кормушку посещают снегири. Они прилетают стайками, долго сидят на одном месте, поедая ягоды и тихо пересвистываются. Воспитатель обращает внимание на снегирей, предлагает понаблюдать за ними. Оперение у снегирей разное: одни с красными грудками и голубыми спинками, другие – серые.

3 квартал.

Представление о птицах, их образе жизни (на земле, в воздухе). Установление связей между изменениями условий и прилетом птиц. Размножение, поведение (стаи, гнезда).

Воспитатель предлагает детям посеять в ящиках овес и салат для птиц. Потому что птицам то же нужны витамины, а на улице, особенно ранней весной, очень трудно найти витамины. Как только пригреет весеннее солнышко, оживятся насекомые и вылетят из мест зимовок, поэтому надо подкормить птиц. Скоро начнут прилетать птицы из теплых краев.

Прилетели крупные черные птицы с большими клювами. Рассмотрите их внешний вид и предложите детям сравнить их с вороной и галкой: чем они похожи и чем не похожи. Грач – коренастая птица в оперении черного цвета с красивым темно-фиолетовым отливом. Самое заметное отличие грача от галки и вороны – окраска оперения. Грачи стаями летают на пашни, поля и луга, где в огромном количестве истребляют майских жуков, улиток, червей, куколок насекомых. Гнездятся они на тополях и березах. Покажите детям темные гнезда грачей на деревьях, расскажите, что скоро грачи заселятся в эти гнезда и будут выводить потомство.

Загадайте загадку:

Всех прилетных птиц черней,

Враг личинок, друг поле,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица - …(Грач).

Скворцы, прилет которых , наравне с грачами, знаменуют начало весны, большую часть времени кормятся на полях и лугах различными насекомыми.

Дети вместе с взрослыми устанавливают скворечники на деревьях. Воспитатель объясняет, кто будет жить в скворечниках и предлагает понаблюдать. Скворцы возятся в скворечниках: выбрасывают оттуда все старье, а иногда выгоняют поселившихся там воробьев. Рассмотрите скворца, когда он поет перед своим домиком. Загадайте детям загадку:

« На шесте дворец, во дворце певец. Кто это?» (Скворец).

Прочитайте небольшое стихотворение:

Зиме конец. Летит скворец.

И громко распевает:

Пришла весна, ясна, красна.

Смотрите, как все тает!

Очень заметен прилет ласточек. Понаблюдайте с детьми за ласточками. У нах острые крылья хорошо приспособлены для длительного быстрого полета. Ласточки пьют и купаются, ловят на лету насекомых. Клюв у ласточек короткий, но способный раскрываться широко, чтобы ловить насекомых в воздухе. Ходить они почти не могут, поэтому на землю садятся редко. Ласточек легко узнать по оперению: спинка темная, а горлышко и грудка – белые. Хвост напоминает вилку.

Немного позже ласточек прилетают стрижи. Предложите детям понаблюдать за ними и рассказать, чем они отличаются от ласточек. Дети замечают, что у ласточки брюшко и грудка белые, а у стрижа – темные. У стрижа крылья длиннее, чем у ласточки. Ласточка приятно щебечет, а стриж пронзительно кричит. Стриж тоже очень полезная птица: она ловит в воздухе вредных насекомых и только этим питается.

Расскажите детям, что весной у всех животных и птиц появляются детеныши и птенцы. Птицы заботятся о птенцах: кормят, охраняют от опасности. Пусть дети вспомнят, как долго гоняются за кормом стрижи и ласточки, грачи ищут в полях и на пашнях червяков, жуков.

Вспомните, какую большую пользу приносят людям птицы, сохраняя урожай.

Формы работы с детьми по ознакомлению с птицами.

Наблюдение.

Наблюдение за птицами осуществляется во время прогулки во дворе детского сада, в парках, на лугах, у берегов рек и озер, а также с родителями во время поездок за город в течение года.

Рассматривание картин.

Знакомство с птицами, которых нельзя увидеть возле детского сада, по художественной литературе, картинкам. Изучение лесных, полевых, болотных, морских птиц. Знакомство с их внешним видом, повадкам, особенностями.

Развивающие игры.

Построение птицы.

Рисование.

Роспись птицы. Дети во время занятий рисуют и раскрашивают птиц, которых увидели при наблюдении во время прогулки или знакомстве с птицами на занятиях с воспитателем.

Лепка.

Дети лепят из пластилина фигурки птиц.

Аппликация.

Дети выполняют аппликацию – клеят на листке бумаги сюжет «Птица на ветке»

Труд на участке.

Подкормка птиц, постройка кормушек и домиков для птиц.

Целевые прогулки.

Прогулка по территории детского сада.

Целевые экскурсии.

Выездные экскурсии в зоологический музей, в зоопарке с родителями.

Конструирование.

Конструирование птиц из природного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ознакомлению детей средней группы с птицами

Ознакомление детей с птицами  в разных видах деятельности...

Методическая разработка НОД для детей средней группы с ОНР. Тема: Пересказ адаптированного текста рассказа «Мышки» (по К.Д. Ушинскому)

Формирование связной речи - одна из основных задач логопедической работы, которая успешно решается  в процессе пересказа адаптированных текстов....

Картотека подвижных игр по ознакомлению детей средней группы с птицами

НазваниеигрыЦель игрыСодержание «Птички»Выполнять движения согласно тексту, быстро бегать; ориентироваться в пространствеДети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от дру...

Методическая разработка проект для детей старшей группы " Перелетные птицы"

Проект расширяет знание о перелетных птицах в осеннее время...

Методическая разработка по ознакомлению детей ясельной группы с окружающим миром с элементами сюжетно-ролевой игры

Формирование представлений о природных изменениях в родном крае и о труде человека....

Методическая разработка по ознакомлению детей ясельной группы с окружающим миром с элементами сюжетно-ролевой игры.

Формирование представлений о природных изменениях в родном крае и о труде человека....