Проект по теме: Словообразование притяжательных прилагательных с детьми, имеющими речевую патологию.
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Студеникина Галина Валерьевна

Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском сло­вотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррек­тивы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному язы­ку. В случае если созданное слово совпадает с су­ществующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка (С. Н. Цейтлин).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prityazhatelnye_prilagatelnye.docx74.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

ТЕМА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВУЮ ПАТОЛОГИЮ.

План

  1. Словообразование.
  1. Словообразование притяжательных прилагательных
  2. Суффиксы притяжательных и относительно-притяжательных прилагательных по Гвоздеву.
  1. Онтогенез формирования словообразования у дошкольников.
  2. Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  3. Этапы работы над образованием притяжательных прилагательных.
  4. Принципы подбора наглядного материала к занятиям. Тексты. Слова. Игры. Картинки. Игрушки.
  5. Игры.
  6. Литература.

1.  Словообразование –раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования.

Образование новых слов путём соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определённым моделям, существующим в данном языке.

Процесс образования слов в языке:

Лексико-семантический способобразование новых слов в результате распадения слова на омонимы, т. е. приобретение одной и той же лексической единицей разных значений. Мир (вселенная) – мир (состояние без войны).

Лексико-синтаксический способ образование новых слов в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов. Быстротекущий (из быстро текущий).

Морфологический способ основной способ обогащения словарного состава русского языка. Заключается в создании новых слов путём сочетания морфем, на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных аффиксов.

Словообразовательные модели – при их помощи, используя различные суффиксы, приставки или окончания, одно слово можно превратить в другое.

Продуктивные (регулярные) словообразовательные модели – служат образцом для любых новообразований (образование различных частей речи от заимствованных, искусственных и вообще новых слов), а также способны переводить под свой образец языковые факты,  функционирующие по непродуктивным моделям.

  1. Притяжательные прилагательные

Если с помощью прилагательного нужно показать принадлежность предмета (или) лица другому лицу, то употребляют притяжательные прилагательные.

Они отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чьё? Чьи?

Притяжательные прилагательные образуются:

  1. От названий лиц (главным образом родственников), собственных имён и названий профессий с помощью суффиксов – ин (-ын) и ов (ев)

Таким образом, образованы от имён собственных, прозвищ и наименований профессий и многие русские фамилии

Иван Петров (сын Петра), Николай Кузнецов (сын кузнеца), Андрей Соколов (сын человека, которого называли Сокол).

  1. От названий лиц и животных с помощью окончаний – ий, ья, ье, ьи:

лиса – лисий хвост, корова – коровье молоко, рыбак – рыбачья лодка, волк – волчьи следы.

При образовании притяжательных прилагательных последние согласные основы чередуются по правилу:

К, Т, Ц = Ч

Х = Ш

Д, Г = Ж

  1. Суффиксы притяжательных и относительно-притяжательных прилагательных.

Притяжательные прилагательные, выражающие только принадлежность без осложнения другими относительными и качественными значениями, являются малопродуктивной группой, ограниченной и по лексическому составу, и по употреблению только в стилях разговорной и художественной речи. Они располагают только тремя суффиксами: - ОВ -, - ИН -, - Й-, употребляемыми в ряде форм с краткими окончаниями. Эти прилагательные обозначают принадлежность единичному лицу.

Особенно малочисленны прилагательные с суффиксом - ОВ -, к ним относится ряд слов, образованных от названий родства и собственных имён: отцов, дедов, родителев, Петров, Николаев, Сергеев; с просторечием связаны образования от названий профессий: учителев, извозчиков.

С морфологической стороны они характеризуются. Как видно из примеров тем, что образуются от существительных мужского рода 2-го склонения.

Эти суффиксы употребляются для образования фамилий в основном с тем же морфологическим разграничением; при этом от слов среднего рода используются такие же структуры, как от слов мужского рода: Озеров, Маслов, Стеклов, Морев, Горев.

С суффиксом - ИН – бытует несколько больше прилагательных тех, же разрядов по значению, образуемых от основ существительных 1-го склонения: мамин, папин, тётин, дядин, сестрин; Марусин, Верин, Надин, Любин, Петин, Володин, Борин, Мишин; портнихин, соседкин, подругин.

Суффикс - ИН – образует прилагательные от существительных как мужского, так и женского рода: звериный, львиный, козлиный, ослиный, орлиный, ястребиный, лебединый, соловьиный, комариный, мышиный, куриный, утиный, совиный, пчелиный, осиный, мушиный.

Суффикс – ОВ – образует прилагательные от существительных мужского рода: слоновый, бобровый, ежовый, китовый, осетровый, окунёвый, сомовый, ершовый.

Суффиксы – ОВ – и - ИН – с полными окончаниями совмещают значение принадлежности со значением свойства. Они образуют прилагательные от названий животных и обозначают принадлежность целому виду животных, в связи, с чем указывают на специфические особенности, характерные для данного вида животных, и нередко развивают чисто качественные оттенки: комариный укус (укус комара, переносно: ничтожный, такой, как от комара).

Однородным по значению с суффиксами – ов – ый и - ин – ый является суффикс    –Й- (йот), образующий прилагательные типа лисий, которые составляют особый тип склонения прилагательных. Этот суффикс также образует прилагательные от названий животных: коровий, козий, овечий, собачий, волчий, лисий, медвежий, олений, птичий, лебяжий, галочий, вороний, рыбий, стерляжий, белужий, щучий, телячий, поросячий (от основы множественного числа: телят-а, поросят-а), но также от названий лиц: рыбачий, охотничий, пастуший, извозчичий, казачий, девичий, бабий, вдовий, мужичий, вражий.

Индивидуальные новообразования.

  1. Онтогенез формирования словообразования.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования.

Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели типы). Универб представляет собой производное слово, реализующее в речи сформировавшееся представление о модели-типе словообразования.

Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.

Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности,поэтому он прибегает к словообразовательным средствам.

Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка (С. Н. Цейтлин).

В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.

Результатом отражения и закрепления в сознании системных связей языка является формирование у ребенка языковых обобщений. В процессе восприятия и использования слов, имеющих общие элементы, в сознании ребенка происходит членение слов на единицы (морфемы). Детское словотворчество является отражением сформированности одних и в то же время несформированности других языковых обобщений.

По мнению Т. Н. Ушаковой, «при первоначальной сформированности обобщенных словесных структур в условиях действия языковых стереотипов создаются возможности для дальнейшего саморазвития языковых форм, что отчасти и выражается в детском словотворчестве» (Ушакова Г. Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы

3-госимпозиума по психолингвистике. М., 1970. С. 125).Основная роль в детском словотворчестве принадлежит активному, творческому отношению ребенка к слову.

Согласно гипотезе, Г. А. Черемухиной и А. М. Шахнаровича, механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического.

Исследование процесса номинации при ответах на вопросы у детей от 2 лет 10 мес. до 7 лет 3 мес., проведенное Г. А. Черемухиной и А. М. Шахнаровичем, показало, что словообразовательный и лексический уровни находятся в динамическом взаимодействии. В разные возрастные периоды они используются как фоновые или как ведущие при создании единицы номинации.

Ответы детей младшей группы (2 года 10 мес. -3 года 8 мес.) показали, что в этот период преобладает лексический уровень, а этап овладения правилами словообразования еще только начинается.

В средней группе (4 года — 5 лет 2 мес.) отмечено наибольшее число слов-неологизмов, что свидетельствует о преобладании словообразовательного уровня.

Дети подготовительной группы (6 лет 1 мес. -7 лет 3 мес.) чаще всего использовали лексические единицы языка в процессе номинации, а к словообразовательным средствам прибегали при дефиците времени или при забывании нужного слова.

Таким образом, на ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень.

Детское словотворчество характеризуется употреблением регулярных (продуктивных) словообразовательных моделей.

Усвоив продуктивную словообразовательную модель, ребенок «генерализует» эту модель (по Т. Н. Ушаковой), переносит ее по аналогии на другие случаи словообразования, которые подчиняются менее продуктивным закономерностям, что проявляется в разнообразных ненормативных словообразованиях. Суть «генерализации», таким образом, состоит в том, что аналогичные явления могут быть названы аналогичным образом (заячий — лисячий, свинячий, ежачий, белячий, слонячий; снежинки — пуржинки). Это явление оказывается возможным в связи с тем, что ребенок, анализируя речь окружающих, вычленяет из слов определенные морфемы и соотносит их с определенным значением. Так, выделив морфему -ниц- из слов мыльница, конфетница, сахарница, ребенок соотносит эту морфему со значением посуды, вместилища чего-либо. И в соответствии с этим значением ребенок образует слова типа солъница.

Таким образом, на основе вычленения словообразовательной морфемы из слова в сознании ребенка закрепляются модели-типы, в которых определенные значения связываются с определенной звуковой формой.

В процессе речевого общения ребенок не просто заимствует слова из речи окружающих, не просто пассивно закрепляет слова и словосочетания в своем сознании. Овладевая речью, ребенок активен: он анализирует речь окружающих, выделяет морфемы и создает новые слова, комбинируя морфемы. В процессе овладения словообразованием, таким образом, ребенок осуществляет следующие операции: вычленение морфемы из слов — обобщение значения и связи этого значения с определенной формой - синтез морфем при образовании новых слов.

Чаще всего неологизмы в детской речи являются следствием того, что ребенок употребляет словообразовательные морфемы в соответствии с их точным значением, однако при словообразовании правильный корневой элемент комбинируется с чуждыми этому корню аффиксами (не принятыми в языке). Чаще всего ребенок при этом заменяет синонимичные аффиксы, использует продуктивные суффиксы вместо непродуктивных (сольница, матросятя, лисинчик, почтаник, зонтарь, хворанье, коровний, свинячий, обколючилась, отпомнил, отсонилась).

Другой механизм словообразования лежит в основе неологизмов по типу «народной этимологии» (копать — лопать, лопатка — копатка, забодаю - зарогаю, сухари — косари, вазелин — мазелин, компресс — мокресс, слюнка — плюнка, милиционер — улиционер).

Неологизмы этого типа образуются по-иному. Здесь нет неправильности в комбинации выделенных морфем. Основной особенностью этих неологизмов является замена одного звучания слова другим. При этом происходит изменение этимологии слова, переосмысление его значения. В этом проявляется стремление ребенка установить связь непонятного слова со значением знакомых и понятных.

Этот тип неологизмов свидетельствует о функционировании в сознании ребенка системы межсловесных связей, «вербальной сети», о начале установления словообразовательной парадигмы.

Характер детских словообразовательных неологизмов выявляет определенные закономерности начального этапа словообразования. В процессе овладения словообразованием выделяются следующие основные тенденции:

1) тенденция «выравнивания» основы, сохранение тождества корня (основы) в производном слове. Эта тенденция носит многоплановый характер, что проявляется в том, что в производных словах часто не используется чередование, изменениеударения, консонантизация гласного основы, супплетивизм;

  1. замена продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными;
  2. переход от простого к сложному как в плане семантики, так и в плане формально-знакового выражения.

Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы.

Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

  1. Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Словообразование с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путём сложения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием.) Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (домик, столик), выделения этой общей морфемы, уточнения её значения.

Работа над словообразовательными аффиксами осуществляется следующим образом.

Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению. При этом подбираются слова с одинаковым словообразующим аффиксом одного значения.

Выделение общего значения, вносимого аффиксом.

Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

Закрепление связи значения и звучания аффикса.

Анализ звукового состава выделенной морфемы.

Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы.

Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах.

Сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

Сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения делается упор на семантику, значение морфемы.

Для сравнения звукового состава мотивирующего слова и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

  1. Этапылогопедической работы по формированию словообразования притяжательных прилагательных.  

Формирование словообразования притяжательных прилагательных следует производить с учётом семантики, частотности употребления и времени появления в онтогенезе.

Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Словообразование с использованиемпродуктивных суффиксов– ин-, - ов -:  мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тётин, сестрин, дядин, кошкин, мышиный,лосиный, лошадиный, гусиный, лебединый, утиный, голубиный, орлиный,куриный, тигриный,ежовый, слоновый, отцов.

Словообразование с использованием суффикса – j– без изменения звуковой структуры корня производного слова: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий, рысий, олений, вороний.

Словообразование с помощью суффикса – j– и с чередованием в корне: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий,верблюжий.

  1. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования зрительного восприятия.

Дети с ОНР наибольшие трудности испытывают при усвоении системы словообразования, поскольку оно осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Эти затруднения проявляются при выборе грамматических средств для выражения своих мыслей, их комбинировании, выделении морфемы, соотнесении ее значения со звуковым образом.

При подборе наглядного материала необходимо учитывать произносительные возможности ребёнка: умение произносить звуки раннего онтогенеза, состояние слоговой структуры слова.

Наглядный материал для формирования словообразования подбирается с учетом лексико-грамматической темы в соответствии с программой.

Воспитатели, родители и логопед обогащают, активизируют словарь по темам: Люди, Семья, Одежда, Посуда. Животные. Птицы. Рыбы. Насекомые. Звери. Семейки животных. Изучая лексические темы необходимо научить детей выделять и называть части тела животных, познакомить с особенностями их жизни и поведением. Норы, гнёзда, дупла, жилища, следы, яйца, повадки – темы, которые могут быть использованы логопедом для упражнений по словообразованию притяжательных прилагательных.

Чтение или рассказывание сказок, рассказов, стихов, специально подобранных, способствует пониманию семантики слов, обозначающих притяжательные прилагательные.

Учитывая сложность образования притяжательных прилагательных надо подобрать слова для каждого этапа работы.

К выбранным словам надо иметь наборы картинок и игрушек, потому что упражнения придётся повторять неоднократно.

Помимо речевых, у детей с ОНР часто встречаются и неречевые нарушения. Значительная часть таких дошкольников имеет трудности зрительного опознания.

Материалом для развития зрительного гнозиса сначала могут быть предметные картинки на идентификацию зрительных изображений. Этот комплекс позволяет решать общие задачи развития зрительно-предметного восприятия, затем материал, направленный на воссоздание целостного образа из частей, наиболее сложны «зашумленные» картинки.

Весь наглядный материал должен подбираться по принципу от простого к сложному. Не следует одновременно усложнять его задачами на формирование словообразования и восприятия.

Например, при знакомстве с темой детям вначале предлагается назвать реалистические изображения предметов, чтобы уточнить их зрительный образ, установить связь со словом. Затем играют в игру типа лото, которая заключается в подборе к контурным или теневым реалистических изображений предметов.

При знакомстве с новым аффиксом дети могут составлять картинки из частей.Им предлагается составить изображение из двух, трёх половинок, причем задание может быть выполнено как реальное или как бланковое (соединение нарисованных половинок) складывание. Затем дети должны назвать, какие это предметы.

Во время закрепления, пройденного используется более сложный перцептивный материал. Так, при закреплении умения образовывать притяжательные прилагательные с помощью суффикса -ин- (по теме «Птицы») детям предлагается найти недостающие детали (отсутствие клюва, лапы и т.д.) и назвать, что именно не дорисовано: гусиный клюв, лебединый хвост, утиная лапа. Так же работают с рисунками, имеющими нелепые, лишние детали.

При закреплении грамматических форм можно предложить детям найти перечеркнутые или имеющие зрительные помехи при изображении зверей.

Правильно подобранный наглядный материал обеспечивает высокую познавательную активность детей, позволяет контролировать усвоение знаний и навыков, экономит учебное время.

Для того чтобы сделать занятия более живыми, интересными, результативными, их необходимо проводить в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий, использовать элементы соревнования, драматизации.

  1. Игры на формирование словообразования притяжательных прилагательных.

«ЕРАЛАШ»

«КОГО ВЕЗУТ В ЗООПАРК»

Домино «ЧЕЙ ХВОСТИК?».

Лото. «КРЫЛЬЯ, ЛАПЫ И ХВОСТ».

«ЧТО ПЕРЕПУТАЛ НЕЗНАЙКА».

«ЧТО НЕ УСПЕЛ НАРИСОВАТЬ ТОРОПЫГА?»

«ЧУДО-ЮДО»

Умная стрелка

Цели: притяжательные прилагательные, названия детенышей зверей, птиц, профессий.

Оборудование: круг с подвижной стрелкой в центре (пособие), на котором расположены предметные картинки (цветные реалистические, черно-белые, контурные, теневые, стилизованные или схематические).

Данное пособие многофункционально. В зависимости от цели логопед выкладывает картинки на круг. Дети вращают стрелку и, когда она останавливается на картинке, выполняют задание на словообразование или любое другое.

Что перепутал Незнайка?

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: картинки с изображением зверей или птиц, у которых одна часть тела принадлежит другому животному (например, петух с лапами гуся).

Логопед (показывает детям картинки). Незнайка решил научиться рисовать. Посмотрите, что у него получилось. Он все нарисовал правильно или нет?

Дети (говорят, что перепутал Незнайка, и дают верный вариант). У петуха гусиные лапы. У петуха должны быть петушиные лапы.
Что не успел нарисовать Торопыга?

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом -ин-.

Оборудование: картинки с изображением птиц (лебедь, утка, гусь), имеющие недорисованную деталь (лапа, клюв, хвост).

Логопед (показывает детям картинки). Торопыга решил нарисовать своих любимых птиц. Он всегда очень спешит и никогда не доводит начатое дело до конца. Вот и сейчас у каждой птицы он что-то забыл нарисовать. Назовите, что именно он забыл и чье это.
Дети. Торопыга забыл нарисовать утиную лапу, гусиный клюв.
Логопед. Давайте поможем Торопыге и дорисуем у птиц недостающие части тела.

«Чудо-юдо»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: картинки с изображением частей тела зверей или птиц (голова, туловище, лапы, хвост, уши).

1 вариант. Логопед предлагает ребенку составить животное (лису, воробья) из частей, правильно их называя (лисья голова, лисье туловище, лисий хвост, воробьиная голова, воробьиное туловище, воробьиный хвост).

2 вариант. Один ребенок прячется, закрывает глаза и уши. Остальные дети шепотом обсуждают, из частей каких зверей и птиц они составят чудо-юдо (волчье туловище, беличья голова, заячьи уши, петушиный хвост). Договорившись, они зовут спрятавшегося ребенка. Тот обращается к группе: «Это что за «чудо-юдо»,

Прибыло оно откуда?»

 Дети отвечают:

«Это зверь из дальних мест.
Расскажи, что чье в нем есть».

Ребенок показывает части тела необычного существа и называет, чьи они. Остальные дети внимательно слушают, правильно ли он отвечает. Затем выясняется, на какое реальное животное больше всего похоже чудо-юдо (от какого животного у него больше частей тела), и дети составляют его.

Игра «Кого везут в зоопарк?»                  

Задачи: расширение и обогащение словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи (образование и правильное использование притяжательных прилагательных; составление сложных предложений с союзом «потому что»); дифференциация животных по месту обитания.

Оборудование: большие картинки с изображением летающей тарелки, грузовика; маленькие картинки с изображением голов и хвостов животных и птиц (петух, курица, гусь, утка; тюлень, олень, белый медведь, морж, песец, полярный волк, пингвин, полярная сова; слон, тигр, лев, верблюд, крокодил, страус, жираф, носорог, черепаха, павлин; кабан, еж, лиса, волк, бобер, белка, заяц, медведь; воробей, ворона, сорока, голубь, синица, соловей).

Вариант 1

Логопед ставит на наборное полотно большую картину с изображением грузовика и сообщает детям о том, что в зоопарк нужно отвезти зверей. Далее логопед вставляет предметные картинки с изображением головы и хвоста животного или птицы в прорези грузовика, предлагая назвать, чья голова и чей хвост показались в грузовике и отгадать, кого перевозят в зоопарк.

Образец ответа ребенка: Это львиная голова и львиный хвост, в зоопарк везут льва. В зоопарк везут льва, потому что это львиная голова и львиный хвост.

Вариант 2

Игру можно провести с целью дифференциации животных и птиц по месту обитания. Логопед показывает предметные картинки с изображением животных и птиц, просит детей их назвать. Затем спрашивает, где обитают эти животные и птицы. (Вхолодных странах, вжарких странах, в лесу, в городе, рядом с человеком.) Детям предлагается перевезти в зоопарк сначала только животных и птиц жарких стран, затем животных и птиц стран Севера и назвать, кто остался. (Домашние и зимующие птицы, дикие животные.)

Вариант 3

Этот вариант игры можно использовать, когда дети усвоили образование притяжательных прилагательных с помощью различных суффиксов. Логопед сообщает детям о том, что в космосе живут необычные животные, и предлагает назвать, кто прилетел в зоопарк из космоса на летающей тарелке. Дети должны назвать, чья голова и чей хвост показались в иллюминаторе летающей тарелки.

Образец ответа ребенка: У этого животного носорожий хвост и тигриная голова. У этого животного медвежья голова и лисий хвост.

ПЕТУХ, КУРИЦА, ГУСЬ, УТКА;

ТЮЛЕНЬ, ОЛЕНЬ, БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ, МОРЖ, ПЕСЕЦ, ПОЛЯРНЫЙ ВОЛК, ПИНГВИН, ПОЛЯРНАЯ СОВА;

СЛОН, ТИГР, ЛЕВ, ВЕРБЛЮД, КРОКОДИЛ, СТРАУС, ЖИРАФ, НОСОРОГ, ЧЕРЕПАХА, ПАВЛИН;

КАБАН, ЕЖ, ЛИСА, ВОЛК, БОБЕР, БЕЛКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ;

ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, СОРОКА, ГОЛУБЬ, СИНИЦА, СОЛОВЕЙ.

Игра «Ералаш»

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например, изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей тела (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

  1. ЁЖ
  2. СЛОН
  3. УТКА
  4. ГУСЬ
  5. ПЕТУХ
  6. КОЗЁЛ
  7. ПИНГВИН
  8. ЛЕВ
  9. ВОРОНА
  10. РЫБА
  11. КОРОВА
  12. ЗАЯЦ
  13. НОСОРОГ
  14. СВИНЬЯ
  15. КОШКА
  16. МЕДВЕДЬ
  17. КРОКОДИЛ
  18. КЕНГУРУ
  19. РАК
  20. СОБАКА
  21. ЗЕБРА
  22. ПОПУГАЙ
  23. БАРАН
  24. ТЮЛЕНЬ

Лото. Крылья, лапы, хвосты

Цель: находить целое и части; сопоставлять предметы по характерным признакам; отгадывать предмет по описанию; пространственно мыслить.

Правила игры.

Ведущий перемешивает карточки, а затем демонстрирует их одну за другой игрокам или зачитывает описание животных. Игроки в свою очередь, если карточка или описание подходит, как они считают, под одно из животных, берут её у ведущего и кладут на свою игровую карту.

В лото соблюдён следующий порядок: одна из карточек обязательно является изображением фрагмента уже имеющейся картинки (лапа, хвост, перо и т.д.); вторая показывает животное в каком-либо неожиданном ракурсе (как если бы на животное смотрели снизу, сверху, сзади, сбоку) или интересной позе. На третьей карточке содержится краткое описание животного (загадка, научное описание и т.д.).

ПЕЛИКАН

ПАВЛИН

МЫШЬ

ОСЬМИНОГ

ЧЕРЕПАХА

ЛЯГУШКА

ПЕТУХ

ЗМЕЯ

БАБОЧКА

КОТ

ПАНДА

ЦАПЛЯ

  1. Литература
  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М., 2003.
  2. А.Н. Гвоздев Современный русский литературный язык: Ч.1: Фонетика и морфология (теоретический курс). М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2009. Стр. 280 – 281.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб. 2001.
  4. Липакова В.И., Логинова Е.А., Лопатина Л.В. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб. 2001.
  5. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Методика коррекционной работы при дефектах развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. СПб. 2001.
  6. А. А. Плешаков Зелёные страницы. М., «Просвещение» 1994.
  7. Зайцев Н. А. Русский язык для всех. 45 таблиц Н. Зайцева. Таблицы 6, 17, 25 – Санкт-Петербург. 2000.
  8. Пехливанова К.И., Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях. – М., «Русский язык». 1988.
  9. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. Правила русского языка в стихах.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

  1. Подбор слов для словообразования притяжательных прилагательных для трёх этапов работы (см. Этапы работы)
  2. Предметные и сюжетные картинки.
  3. ТЕКСТЫ. Рассказы, сказки, стихи в названиях и в содержании которых встречаются притяжательные прилагательные.
  4. Конспекты занятий.

Предметные картинки

Дикие и домашние животные.

Животные дальних стран.

Насекомые.

Птицы.

Рыбы морские и речные.

Следы.

Перья.

Яйца.

Гнёзда.

Норы

СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ

Собачья упряжка

Собачья будка

Оленья упряжка

Лосиные рога

Слоновый хобот

Мамины туфли, босоножки

Бабушкин огород

Папины кроссовки

Змеиная раздевалка

Птичьи гнёзда

Мухомор. Мушиная смерть

Соколиная охота

Утиная охота

Лягушиная кожа

Человечий след

Лебединое озеро

Перепелиные яйца

Соловьиное пение

Щучий хвост (растение)

Акулий жир

Гусиные лапки (торт, конфеты)

Раковые шейки (конфеты)

Барсучий жир

Росянка. Комариная смерть.

Ласточкино гнездо

ТЕКСТЫ для чтения детям. Притяжательные прилагательные.

Андерсен Г.Х. ГАДКИЙ УТЁНОК.  (Утиное, лебединое яйцо)

Бианки В.  «ВОЛЧЬИ ХИТРОСТИ» (следы)

Бианки В. «КОМАРИНАЯ СМЕРТЬ»

Бианки В. «РЫБИЙ ДОМ»

Бианки В. «СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ».

Бианки В. «ХВОСТЫ»

Бианки В. «ЧЕЙ НОС ЛУЧШЕ?»

Воронкова Л.Ф. «ТАНИН ПИРОЖОК»

Дмитриев Ю.  «МУШИНАЯ СМЕРТЬ» (про мухомор)

Дьяков Л. «ЩЕНОК» Стихотворение. (Птичий пух)

Легенда. Балет. ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Маршак С.Я. «КОШКИН ДОМ». Потешка. «КОШКИН ДОМ».

Митяев «В ЯНВАРЕ» (следы)

Митяев А. «В ЯНВАРЕ» (следы)

Носов Н. МИШКИНА КАША.

Павлова Н. ВЕСНОЙ.

Павлова Н. ПОД КУСТОМ. (Сказка). Про гусиный лук.

Плешаков А. А. БОБРЫ.

Пришвин М. М.  БЕЛИЧЬЯ ПАМЯТЬ, ПЕТИН БАШМАЧОК, БАРСУЧЬИ НОРЫ, ДЕДУШКИН ВАЛЕНОК, ЛИСИЧКИН ХЛЕБ, ОРЛИНОЕ ГНЕЗДО.

Рассказ. «ШМЕЛИНАЯ КАШКА».

Серова Е.  ЕЖОВЫ РУКАВИЦЫ. ЛОСИНЫЙ ОБЕД.

Сказка «ХВОСТЫ».

Сказка ДВА МОРОЗА

Сказка ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ

Сказка. ЖИХАРКА.

Сказка. ТРИ ПОРОСЁНКА. (Овечья шерсть у волка)

Сладков Н. ЦЕЛЕБНЫЕ ТРАВЫ, ЧАСЫ ПТИЧЬИ. ТЕТЕРЕВИНЫЙ ТОК, ВОРОНИЙ ГЛАЗ, ДУПЛО, ПТИЧЬИ СТОЛОВЫЕ, ВОРОБЬИНЫЙ ТЕРМОМЕТР, ПТИЧИЙ БУДИЛЬНИК, ГНЕЗДО. ВОЛЧЬЕ ЛЫКО,СИНИЧКИНА КЛАДОВАЯ,ЗВЕРИНЫЕ СПАЛЕНКИ, СОМИНОЕ ГНЕЗДО.

Снегирёв Г. Рассказ.  «ВЕРБЛЮЖЬЯ ВАРЕЖКА»

Сутеев В. «ЭТО ЧТО ЗА ПТИЦА?».

Тайц Я. «КУБИК».

Токмакова И.  «ГДЕ СПИТ РЫБКА?».

Чарушин Е. «ТОМКИНЫ СНЫ»

Чарушин Е. «ХИТРАЯ МАМАША».

Чехов А. П. «ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ»

Чуковский К.И. «ТОПТЫГИН И ЛИСА».

Стихи для развития речи. Правила русского языка в стихах. Парамонова Л.Г.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Голова У КИТА – КИТОВАЯ,

Голова У МОРЖА - МОРЖОВАЯ

У ЕЖА ЕЖОВЫЕ иголки,

Чёрненький смешной ЕЖОВЫЙ нос.

Можно встретить ёжика у ёлки.

Есть ли у него ЕЖОВЫЙ хвост?

*******************************************************************************************************

Голова У ЛОШАДИ – ЛОШАДИНАЯ,

Голова У ГОЛУБЯ – ГОЛУБИНАЯ.

У ОСЛА голова ОСЛИНАЯ,

Большие ОСЛИНЫЕ уши,

ОСЛИНАЯ шёрстка недлинная.

Осёл не всегда послушен.

У КУРИЦЫ КУРИНЫЙ гребешок,

Под перьями КУРИНЫЙ есть пушок,

А скромная КУРИНАЯ головка

Сидит на длинной шее очень ловко.

Шея ЛЕБЕДИНАЯ,

Крылья ЛЕБЕДИНЫЕ,

Песня ЛЕБЕДИНАЯ…

Что за птица милая!

У ЛЬВА есть ЛЬВИНАЯ грива,

Ведь лев – это царь зверей.

Не вздумай быть с ним игривым,

Беги от него скорей!

У СОВЫ большие глаза,

Они конечно СОВИНЫЕ.

Но кто же тебе сказал,

Что шея СОВИНАЯ длинная?

У ЖУРАВЛЕЙ ЖУРАВЛИНЫЕ крылья.

Журавли протяжно кричат.

Они были прекраснейшей былью,

Пусть скорей возвратятся назад!

У ПАВЛИНА ПАВЛИНИЙ хвост,

Красивые перья ПАВЛИНЬИ,

А у павы маленький рост

И хвостик совсем не длинный.

У МЫШКИ МЫШИНЫЕ глазки

И тонкий МЫШИНЫЙ хвостик,

Нельзя ей гулять без опаски,

По ночам лишь приходит в гости.

У УТКИ УТИНАЯ шея,

УТИНЫЕ красные лапки,

Но утка совсем не умеет

Носить красивые тапки.

*******************************************************************************************************

У РЫБЫ РЫБЬЯ чешуя

И РЫБЬИ плавники.

Нырнула вглубь форель моя,

Прощайте рыбаки!

У ОЛЕНЯ ОЛЕНИЙ хвост,

ОЛЕНЬИ рога ветвистые,

ОЛЕНИЙ высокий рост,

ОЛЕНЬИ глаза лучистые.

У БЕЛОЧКИ ушки БЕЛИЧЬИ.

Пушистый БЕЛИЧИЙ хвост,

Нарядная шубка БЕЛИЧЬЯ

И очень маленький рост.

У ВОЛКА есть ВОЛЧИЙ хвост

И серая ВОЛЧЬЯ шуба.

Волк – очень опасный гость:

Слишком остры ВОЛЧЬИ зубы.

Хвост У ЛИСОНЬКИ ЛИСИЙ,

Лапки мягкие ЛИСЬИ,

Только не верь ей, рыжей,

Коварны все её мысли!

ЗАЯЧЬИ длинные уши

ЗАЙЦУ в лесу нужны:

Если внимательно слушать,

Волки не так страшны.

У МЕДВЕДЯ МЕДВЕЖЬЕ ухо,

Неуклюжие лапы МЕДВЕЖЬИ.

Мишка спит только там, где сухо,

Всюду ищет сухой валежник.

НОСОРОЖИЙ рог у НОСОРОГА,

Носорог не может жить без рога,

Очень нужен носорогу рог.

Жаль, что неуклюж так носорог!

У БУЛЬДОГОВ челюсти БУЛЬДОЖЬИ

И БУЛЬДОЖЬИ лапы, и хвосты.

Подойди к бульдогам осторожно,

Никогда ты с ними не шути.

У ВЕРБЛЮДА ВЕРБЛЮЖЬИ горбы

И большое ВЕРБЛЮЖЬЕ тело

Он животное сложной судьбы –

Непростое пустыня дело!

У СОБАКИ СОБАЧЬЯ доля,

Суждено ей дом сторожить.

Не стремится собака к воле,

Она любит с людьми дружить.

У КОШКИ КОШАЧЬИ повадки,

КОШАЧИЙ внимательный взгляд,

И ходит она с оглядкой

(Частенько смотрит назад).

ДВА    МОРОЗА

(Сказка)

Встретились два Мороза, два родных брата. Говорит один другому: - Давай, брат Мороз – Синий нос, народ морозить.

- Отчего не поморозить? Бежим, братец Мороз – Красный   нос, на   проезжую   дорогу – авось   и встретим кого. Бегут Морозы, подпрыгивая. Слышат они, кто-то едет. С колокольчиками барин в город едет, а с бубенчиком бедный мужичок – за дровами.

Мороз – Красный нос за дровосеком побежал.

- Я, - говорит, - его   живо   заморожу.   Полушубок на нём старый да рваный, заплатанный, шапка в дырах, на ногах лапти рукавицы дырявые. А ты за барином беги - мне с ним не сладить. На нём шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи.

- Будь, по-твоему, - говорит старший брат, Мороз - Синий нос.

К вечеру встречаются братья. Старший брат, Мороз - Синий нос, рукавицей об рукавицу похлопывает, а Мороз - Красный нос кряхтит.

- Ну, что? - спрашивает он старшего брата, - заморозил купца?

- Заморозил, - говорит старший брат.
Удивился Мороз-Красный нос.

  • Как это тебе удалось?

- А я, - говорит Мороз - Синий нос, - забрался к нему в шубу, шапку и сапоги, да как начал морозить! Он всё кутается, не шевелится, а мне этого и надо. Как принялся я за него, чуть живого в городе из повозки выпустил. Ну, а ты справился с мужиком?

- Не я с ним, а он со мной справился! - говорит Мороз - Красный нос.

- Морозил его по дороге, так он за санями бежит.  Разве на бегу его заморозишь? Ну, думаю, доберёмся до места - тут я тебя прохвачу. Ехал он дрова рубить

А как добрались до места, он стал дерево рубить. Мужик топором машет – даже пар от него валит. От работы ему всё жарче и жарче, всё с себя снял, рукавицы даже бросил!

Мужику жарко стало, снял он с себя полушубок. Забрался я в полушубок и заморозил его

А он кончил дрова рубить и давай меня поленом выколачивать. Здорово моим бокам досталось.

Старший брат и говорит:

- Молод ты, брат.   Поживёшь и узнаешь, что топор лучше шубы греет.

МУШИНАЯ СМЕРТЬ.                                             Ю. Д. Дмитриев.

До чего же красивый стоит он посреди полянки! На высокой белой ножке, в нарядной красной шляпке с белыми пятнами, он хорошо виден даже издали. Но как не сорвать такого красавца и не положить в корзинку!

Но мы с Димкой знаем, что настоящий гриб надо искать по-настоящему – он умеет прятаться. А тот, что сам просится в корзинку, - не настоящий. Хоть и красивый. Вот как этот.

Однако, если нам в лесу попадается старый гриб с красной шляпкой, мы обязательно задерживаемся около него. Шляпки у старых грибов совсем плоские, по краям даже кверху загибаются. Получается вроде блюдечка на ножке. В «блюдечке» часто бывает вода: после дождя осталась или роса скопилась. Только теперь это уже не обычная вода.

Вот подлетела муха. Села на край «блюдечка» опустила свой хоботок в воду, чтобы напиться, и тут же свалилась замертво. В блюдечке-то яд! Отравилась муха.

Димка сначала удивлялся: откуда же взялся яд? Потом понял: ведь гриб-то ядовитый. От него и вода ядовитая стала. Попробуют мухи и умирают. Потому и назвали гриб мухомором.

Загадка.

МУХОМОР.

Нам издали красная шляпка видна

Лесного обманщика-хвастуна.

Ему к нам в корзинку

Попасть не придётся,

Пусть мухам на гибель

В лесу остаётся.

ВЕРБЛЮЖЬЯ ВАРЕЖКА.Геннадий Снегирёв.

Вязала мне мама варежки, тёплые, из овечьей шерсти.

Одна варежка уже готова была, а вторую мама до половины только связала — на остальное не хватило шерсти. На улице холодно, весь двор снегом замело, гулять меня без варежек не пускают — боятся, что отморожу руки. Сижу я у окна, смотрю, как синицы на берёзе прыгают, ссорятся: наверное, жучка не поделили.

Мама сказала:

—        Подожди до завтра: утром к тёте Даше пойду, попрошу шерсти.

Хорошо ей говорить «до завтра», когда я сегодня гулять хочу. Вон со двора к нам дядя Федя, сторож, идёт без варежек. А меня не пускают.

Вошёл дядя Федя, снег веником отряхнул и говорит:

—        Мария Ивановна, там дрова на верблюдах привезли. Будете брать? Хорошие дрова, берёзовые.

Мама оделась и пошла с дядей Федей дрова смотреть, а я из окошка выглядываю, хочу верблюдов увидеть, когда они с дровами выезжать будут.

С одной подводы дрова выгрузили, верблюда вывели и привязали у забора. Большой такой, лохматый. Горбы высокие, как кочки на болоте, и на бок свешиваются. Вся морда верблюда покрыта инеем, и губами он что-то всё время жуёт - наверное, хочет плюнуть.

Смотрю я на него, а сам думаю: «Вот у мамы шерсти на варежки не хватает — хорошо бы верблюда остричь, только немножко, чтобы он не замёрз».

Надел я быстро пальто, валенки. Ножницы в комоде нашёл, в верхнем ящике, где всякие нитки, иголки лежат, и вышел на двор. Подошёл к верблюду, погладил бок. Верблюд ничего, только косится подозрительно и всё жуёт.

Залез я на оглоблю, а с оглобли сел верхом между горбами.

Повернулся верблюд посмотреть, кто там копошится, а мне страшно: вдруг плюнет или сбросит на землю. Высоко ведь!

Достал я потихоньку ножницы и стал передний горб обстригать, не весь, а самую макушку, где шерсти больше.

Настриг целый карман, начал со второго горба стричь, чтобы горбы были ровные. А верблюд ко мне повернулся, шею вытянул и нюхает валенок.

Испугался я сильно: думал, ногу укусит,-  а он только полизал валенок и опять жуёт.

Подровнял я второй горб, спустился на землю и побежал скорей в дом. Отрезал кусок хлеба, посолил и отнёс верблюду - за то, что он мне дал шерсти. Верблюд сначала соль слизал, а потом съел хлеб,

В это время мама пришла, дрова выгрузили, второго верблюда вывели, моего отвязали, и все уехали.

Мама меня дома бранить стала:

- Что же ты делаешь? Ты же простынешь без шапки!

А я, правда, шапку забыл надеть. Вынул я из кармана шерсть и маме показал - целая куча, совсем как овечья, только рыжая. Мама удивилась, когда я ей рассказал, что это мне дал верблюд.

Из этой шерсти мама напряла ниток. Целый клубок получился, варежку довязать хватило и ещё осталось. И теперь я хожу гулять в новых варежках. Левая обыкновенная, а правая верблюжья. Она до половины рыжая, и когда я смотрю на неё, то вспоминаю верблюда.

РЫБЬЯ ЧЕШУЯ.

Тело почти всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.

ГДЕ СПИТ РЫБКА?

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий к конуре,

Белкин след ведёт к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет твоих следов нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

ЛИСА

СОБАКА

БЕЛКА

МЫШЬ

РЫБА

НОРА

КОНУРА

ДУПЛО

ДЫРОЧКА

КТО ГДЕ ЖИВЁТ.

БОБРОВЫЕ ХАТКИ И ПЛОТИНЫ.

Хатки – жилища бобров. Звери строят их из сучьев и веточек. Снаружи хатка выглядит рыхлой кучей хвороста. На самом деле она очень прочна. Бобры не просто складывают сучья один на другой – они сплетают их и скрепляют илом и глиной.

Вход в хатку всегда находится под водой. Внутри под толстыми стенками и крышей сухо, а зимой достаточно тепло. Свой дом трудолюбивые хозяева постоянно ремонтируют, подновляют. Они живут в нём не один год и со временем могут расширить его и надстроить. Обычная высота хаток 2-3 метра. Но известны «дворцы», достигающие 6-метровой высоты. И даже … 13 – метровой!

Бобры строят хатки только там, где берега водоёма пологие. Там же, где берега крутые, зверьки роют норы. В норе, как и в хатке, сухо, чисто, уютно. Вход скрыт под водой. Поэтому, глядя с берега, даже не подумаешь, что здесь поселились бобры. Выдают их только срубленные деревья на берегу.

С помощью плотин бобры поднимают уровень воды в речках и ручьях, то есть делают неглубокие места глубокими. Глубина запруженного места должна быть такой, чтобы водоём зимой не промерзал до дна. Зимой бобры не впадают в спячку и вынуждены постоянно кормиться. Они плавают подо льдом, добывая корни, корневища, стебли и листья водных растений. Это свежий корм, бобры поедают очень много.

ЛИСЬИ НОРЫ.

Роет норы умница, глубокие: много входов в них и выходов, кладовые есть и спаленки; мягкой травушкой полы выстланы.

ЛИСЬЯ ОХОТА.

Лису считают злейшим заячьим врагом. Лисицы действительно ловят зайцев, особенно зайчат. Но главная их пища грызуны, прежде всего серые полёвки, которые медлительнее, чем полёвки рыжие и мыши. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Где-нибудь в поле или у реки можно наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль. Так добывает полёвок и мышей …

Лисьи следы похожи на следы небольшой собаки. Но собаки ходят как бы вразвалочку, так что следы их расположены по ломаной линии. Если соединить отпечатки лисьих лап, то получится прямая линия.

Волчьи хитрости.

«Автограф» волка сходен с почерком собачьих лап. Впечатление, будто пробегала крупная собака. Только вот положен след там, где собак не водится. Да и ходят волки зимой не в одиночку, а стаей. Состоит же из матерых родителей, прошлогоднего приплода – переярков и потомства этого года.

Вся стая – семья на бегу ступает след в след, поддерживая кильватерный строй. Старые волки, опытные и хитрые, всегда держат молодняк под присмотром: один матёрый волк ведёт стаю, а другой – её замыкает. Приминать след передовому нелегко, вот и меняются они на пересменке. К концу зимы в волчьих семьях наступит разлад, и серые будут бродить поодиночке.

Конспекты занятий.

Занятие 43 Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н. Старшая группа.

Тема: «Дикие животные. Словообразование»

Цели:

  1. Закрепить обобщающее понятие «дикие животные».
  2. Учить образовывать притяжательные прилагательные от названий животных.
  3. Закрепить понятия о жилищах диких животных.
  4. Формировать правильное использование притяжательных прилагательных во фразовой речи.
  5. Развивать внимание, зрительное восприятие, мышление.

Оборудование:предметные картинки, изображающие животных,

части их тела, их жилища, и недорисованные изображения животных, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.        Организационный момент.

Предложить детям назвать части тела диких животных.

2.        Упражнение «Чей? Чья? Чье? Чьи?».

Предложить детям назвать диких животных по недорисованным картинкам и ответить на вопросы (при затруднениях давать образцы правильных ответов).

Дикие животные

Чей нос, хвост, глаз?

Чья голова, морда, шея, спина?

Чье ухо, рыло, туловище?

Чьи лапы, ноги, когти, копыта, усы, уши, зубы, клыки, иголки?

медведь

медвежий

медвежья

медвежье

медвежьи

кабан

кабаний

кабанья

кабанье

кабаньи

белка

беличий

беличья

беличье

беличьи

заяц

заячий

заячья

заячье

заячьи

волк

волчий

волчья

волчье

волчьи

лиса

лисий

лисья

лисье

лисьи

еж

ежовый

ежовая

ежовое

ежовые

олень

олений

оленья

оленье

оленьи

лось

лосиный

лосиная

лосиное

лосиные

  1. Физкультминутка (см. занятия 38, 39).
  2. Упражнение «Чей дом?».

Используя предметные картинки (нора, дупло, логово, берлога), предложить детям ответить на вопросы:

  • В этой норе живет лиса (еж, барсук). Чья это нора? Это лисья нора. И т.д.
  • В этой берлоге живет медведь. Чья это берлога?
  • В этом дупле живет белка (рысь). Чье это дупло?
  • В этом логове живет волк. Чье это логово?

5.        Упражнение «Подумай и скажи».

Предложить детям дать полные ответы на вопросы по предметным картинкам:

  • Чей хвост длиннее, лисий или заячий? (Лисий хвост длиннее, чем заячий хвост.)
  • Чей хвост короче, волчий или медвежий?
  • Чьи копыта больше, оленьи или кабаньи?
  • Чей хвост короче, волчий или медвежий?
  • Чьи ноги толще, заячьи или медвежьи?
  • Чьи уши длиннее, заячьи или волчьи?

6.        Итог занятия. На дом: задание 43.

Занятие из методики Т.Н.Ткаченко. Подготовительная группа.

Тема. Притяжательные прилагательные (2-е занятие по теме).

Цели: закрепить умение   детей образовывать   притяжательные   прилагательные от существительных и включать их в предложение.

Ход занятия

Организационный момент.

        У логопеда на столе различные предметы детской одежды: шарф, шапка, куртка и т. п. Логопед поднимает по очереди вещи, спрашивая: Чей шарф? Чья куртки? и т.д. В случае появления ошибок он поправляет детей, добиваясь правильного образования притяжательных прилагательных (Олина, Катина, Сережин и т.п.). Садятся на свои места те дети, которые правильно проговорили словосочетание (Димин шарф и пр.).

1. У логопеда за ширмой игрушки, изображающие разных зверей, например медведя, зайца, лису. Показывая из-за ширмы отдельные части тела игрушечного зверя, логопед просит детей догадаться и назвать: чей хвост? чьи уши? чья лапа? (лисий, заячьи, медвежья и пр.).

        Следующие вопросы требуют от детей знаний и воображения:

Чьи лапы самые сильные? Чей хвост самый короткий? самый пушистый? Чья мордочка самая вытянутая? Чьи уши длиннее? И т. п.

        После того как дети ответили полным предложением и образовали притяжательные прилагательные, логопед достает игрушки из-за ширмы, и дети убеждаются в правильности своих высказываний.

2.Логопед   вносит   конверт, в нем письмоизстраны Выдумляндии спортретом невиданного зверя (на картинке скомбинированы части тела различных животных: слоновий хобот,куриные лапы, верблюжий горб, тигриный хвост, львинаягрива).

        Вопрос логопеда: Чьи части тела вы узнали? (Дети отвечают полным предложением, акцентируя притяжательное прилагательное.)

3.Динамическая пауза.  Игра с мячом.

        Логопед объясняет, что дети, получившие мяч, должны правильно
назвать любую часть тела того животного, которое укажет логопед.
        Например, козел - козлиная борода, кошка - кошачьи лапы, собака -        собачья    морда.    (Желательно    выбрать    тех    зверей, которых

еще не называли: жираф, крокодил, корова, лошадь и пр. Возможные ошибки исправляются сразу же, и ребенок повторяет правильный вариант ответа.)

4.Логопед читает рассказ.

        Петя с папой пошли зимой в лес. За пеньком они увидели заячьи уши. Между деревьями, мелькнул лисий хвост. На снегу Петя заметил волчьи следы, а на дереве отыскал беличье дупло. Когда Петя с папой выходили из леса, они услышали воронье карканье.

        В зависимости от количества оставшегося времени, логопед просит детей воспроизвести рассказ по цепочке, ответить на вопросы или восстановить текст по опорным сигналам (см. приложение №6).

5.Итог занятия, оценка деятельности детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАТОЛОГИЮ

Материал включает в себя основные цели и коррекционные задачи физкультурных занятий в учреждении компенсирующего вида...

По следам Всероссийской научно-практической конференции «Технологии работы с детьми, имеющими речевую патологию»

В статье отражено содержание Всероссийской научно-практической конференции "Технологии работы с детьми, имеющими речевую патологию" с полным списком выступающих на пленарном заседании....

«Особенности логопедической работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Речевой акт - сложное явление.Речевые недостатки необходимо изучать не изолированно,а в тесной связи  с развитием  организма в целом. Логопедическую работу  с детьми строить  по пр...

ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОНИМАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВУЮ ПАТОЛОГИЮ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Над этой темой мы работали совместно с моей коллегой, воспитателем группыкомпенсирующей направленности для детей с ТНР Братских Натальей Адольфовной....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»

Данное занятие направлено на практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы "Дикие животные наших лесов"....

Опыт зарубежных коллег в коррекционно-реабилитационной работе с детьми, имеющими речевую патологию.

Обзорная статья об опыте зарубежных коллег в коррекционно-реабилитационной работе с детьми, имеющими речевую патологию....