"Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования"
статья по логопедии на тему

Лобанцова Светлана Александровна

Статья  рассказывает, как  можно  развивать  мелкую  моторику  пальцев  рук  разными  способами. Это  оборудование  можно  использовать, как  в  садике, так  и  дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_inko.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики  пальцев  рук  с  использованием  нестандартного  оборудования.

                                                                                                          Бутяева  Е.Г., Лобанцова  С.А.

                                                                                учителя - логопеды

                                                                                БДОУ г.Омска    "Детский  сад            

                                                                                комбинированного  вида №87"

                                               

                                                «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                                 В. А. Сухомлинский

        В настоящее время  мы часто сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества детей  с речевой патологией.  М. М. Кольцова в  работе "Ребёнок  учится  говорить"  указывает  на  то, что  речевые  области  головного  мозга  человека  формируются  под  влиянием  импульсов  от  пальцев  рук. Это  значит, чем  больше ребёнок  умеет, хочет  и  стремится  делать  руками, тем  он  умнее  и  изобретательнее. Вся  история  человечества  доказывает, что  движения  руки  тесно  связано  с  речью. Функции  руки  и  речь  развиваются  параллельно.

            Сегодня  известно, что  все  функции  центральной  нервной  системы  лучше  всего  поддаются  тренировке  и  воспитанию  в  период  их  естественного  формирования. Если  же  в  это  время  создаются  неблагоприятные  условия,  то  развитие  функций  задерживается, и  в  более  позднем  возрасте  отставание  компенсируется  с  трудом  и  не полностью. Для  речи  таким  "критическим" периодом  развития  являются  первые  три года  жизни  ребёнка (младший  дошкольный  возраст): к  этому  сроку  в  основном  заканчивается   анатомическое  созревание  речевых  областей  мозга, ребёнок  овладевает главными  грамматическими  формами  родного  языка, накапливает  большой  запас  слов. Если  же  в  первые  три  года речи  ребёнка  не  было  уделено  внимания, то  в  дальнейшем  потребуется  масса  усилий, чтобы  наверстать  упущенное.

            Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного и школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Ведь нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

          На сегодняшний день в арсенале учителей - логопедов  занятых  обучением детей логопатов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка, среди которых ведущее  место занимают  двигательные  упражнения  с  нетрадиционным  использованием  различных  предметов:

  • массажных  мячиков (Су - Джок);
  • прищепок;
  • крупных  бигуди;
  • зубных щёток;
  • шестигранных  карандашей;
  • бус.

        Для детей  проговаривание  стихов  одновременно  с  движением  пальцев  обладают  рядом  преимуществ: речь  как  бы  ритмизуется  движениями, делается  более  чёткой, громкой  и  эмоциональной. Нетрадиционное  использование    предметов  стимулирует  умственную  деятельность, способствует  хорошему  эмоциональному настрою, повышает  общий  тонус, снижает  психоэмоциональное  напряжение, координирует  движение  пальцев  рук, расширяет  словарный  запас, приучает  руку  к  осознанным,  точным, целенаправленным  движениям.

        Пальчиковые  игры  и  упражнения   предлагаем  использовать   в  работе  во  всех  образовательных  областях  в  соответствии  с требованиями  ФГОС  ДО регулярно  и  систематически, подбирая  их  к  изучаемым    лексическим  темам. Применять  такие  игры  можно (и нужно) при проведении  фронтальных, подгрупповых  и  индивидуальных  занятиях. Соблюдается  временной  регламент, чтобы  не  вызвать  переутомление   ребёнка. Длительность  игр  с  двухлетними  малышами  - 5 - 10 минут, занятия  с  детьми  3 - 4 лет  не должны  превышать  15 минут, с ребятами  5 - 6 лет - 25 минут. Учитывается  индивидуальные  особенности ребёнка, темп  его  развития, возможности. настроение. Сложность  предлагаемых  ребёнку  игр  должна  возрастать  постепенно.

1.Игры  с  массажными  мячами

  • Пальчиковая игра «Игрушки»

На   правой руке  у  детей  массажный  шарик  Су - Джок

                                                                                                    На  большом диване  в  ряд  

Дети  прокатывают  шарик  между  ладоней                         Куклы   Катины  сидят:

Поочерёдно прокатывают  шарик от середины                     Два медведя, Буратино,

      правой  ладони   к  каждому пальчику,                            И  весёлый  Чипполино,

                     начиная  с большого                                            И котенок, и слоненок

 Поочерёдно   прокатывают  шарик  от  середины                Раз, два, три, четыре, пять.            

       левой  ладони  к  каждому  пальчику,                              Помогаем нашей Кате

                     начиная  с  большого.                                          Мы игрушки сосчитать.          

Детям   более  старшего   возраста  можно  усложнить  задание: при  пересчёте  игрушек  надевать  колечко, которое  находится  внутри,  на  каждый  пальчик.

  • Пальчиковая  игра "Серый  ёжик"

Дети  кладут  шарик  на  правую  ладонь.                                Серый  ёжик  весь  в  иголках,

Каждым  пальцем  левой  руки  поочерёдно                            Словно  он  не  зверь, а  ёлка.

   нажимают  на  бугорки  шарика,                                            Хоть  колюч  молчун  лесной,

    затем  меняют  руки.                                                               Ёжик  добрый, а не злой.

Старшие  дошкольники, хорошо  ориентирующиеся  в  пространстве   могут катать  мячик в  руках, делая  движения  вперёд - назад , вправо - влево.

2.Игры  крупными  бигуди

  • Пальчиковая  игра "Пароход плывёт  по  речке"

Бигуди  лежат  на  ладони                                                            Пароход плывёт  по  речке,              

Дети  катают  бигуди  между  ладонями                                    Из  трубы  дымят  колечки.                        

       вперёд - назад, руки  держат                                                 Ту - ту - ту - у - у - у - у!                                          

                  перед  собой.

  • Пальчиковая  игра  "Транспорт"

Дети  кладут  бигуди  на  колени  или  любую  ровную  поверхность.

 Правая  кисть  "влетает"  вверх                                              Вот  на  небо самолёт

                                                                                                    Отправляется   в  полёт!

 Берут  бигуди  в  руки  и  катают  их                                     Вот  кораблик  поплывёт

   между   ладонями   вперёд - назад,                                      Носом  волны  разведёт!

          руки  держат  перед  собой.                                           А  от самого  порога

                                                                                                    Для  машин  идёт  дорога! 

3.Игры  с  прищепками

Для  детей  раннего  и  младшего  дошкольного  возраста  игры  с   прищепками  следует  проводить  следующим  образом: необходимо  вырезать  из  картона  простейшие  формы (круг  для  солнышка  и  цветка, полукруг  для  ёжика, треугольник  для  ёлочки). Взрослый  берёт  одну  прищепку  тремя  пальцами  и  показывает  ребёнку, как  её  прицепить  к  картону. Далее  малыши  повторяют  упражнения  самостоятельно.

Дети  более  старшего  возраста, под  присмотром  взрослого,   могут  прищеплять  прищепками  фаланги  своих  пальчиков

  • Упражнение  "Гусёнок"

Бельевой  прищепкой  дети  прищепляют                                   Вот  проснулся,

    ногтевые  фаланги  пальцев  правой,                                       Встал  гусёнок,

 а затем  левой  руки  на  каждый  ударный  слог -                    Пальцы  щиплет  он  спросонок:

    от  большого  пальца  к  мизинцу.                                           - Дай, хозяйка, корма  мне                    

                                                                                                                    раньше, чем  моей  родне.

4.Игры  с  зубными  щётками

  • Массаж  "За  ягодами"

В   правой  руке    у  детей  зубная  щётка.

Под  счёт  растирают  щёткой  подушечки                                     Раз, два, три, четыре. пять -          

       пальцев   левой  руки, начиная  с                                              

большого  пальца  и  заканчивая  мизинцем.

Растирают  щёткой  ладонь  левой руки,                                         В  лес  идём  мы  погулять!

                  большой  палец,                                                                За  черникой,                                                                                                                                  

                   указательный,                                                                  За  малиной,                                                            

                       средний,                                                                        За  брусникой,

                   безымянный,                                                                     За  калиной,                                                              

                      мизинец                                                                          Землянику  мы  найдём        

Убирают   зубную  щётку   в  сторону                                              И  братишке  отнесём!                

Вытягивают  руки  вперёд -  "угощение".

Затем  руки  меняются.

5.Игры  с  шестигранными  карандашами

  • Упражнение  "Вертолёт"

В  руках  у  детей  шестигранный  карандаш.

 Дети  вращают  карандаши  пальцами                                                 Отправляется  в  полёт                      

          обеих  рук  вверх - вниз                                                                Наш  красавец  вертолёт!                        

6.Игры  с  бусами

Данный  вариант  игры  подходит   для  детей,  умеющим  считать.

Физминутка  "Весёлый  счёт"

Дети  перебирают  бусы  в  руках,                                   Пальчиками  мы  перебираем                                

   считают  бусины  в  прямом                                          И  бусинки  считаем:                                

        и  обратном  порядке.                                                Один, два, три ...                                        

         Бусины  можно  использовать  в  игре  с  маленькими  детьми  старше  9 месяцев. Правда, в этом  возрасте  ребёнок  может  только  снимать  бусины  со  шнурка. Нанизывать  их  придётся  взрослому. Эту игру  можно  использовать  с  детьми. которые  ещё  не  научились  различать  цвета. Попросить  ребёнка  нанизать  бусы  определённого  цвета. Дети  старшего  дошкольного  возраста  можно  предложить  нанизать  бусы  от  большой  к  маленькой  бусине.

         Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приёмы и методы, традиционные и нетрадиционные формы обучения, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально- волевой сферах.

Список   использованной литературы:

1.Зажигина  О.А. Игры  для  развития  мелкой  моторики  рук  с  использованием  нестандартного  оборудования. - СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.

2.Крупенчук  О.И. Научите  меня  говорить  правильно! Пособие  по  логопедии  для  детей  и  родителей. - СПб: Литера, 2006.

3.Нищева  Н.В. Система  коррекционной  работы  в  логопедической  группе  для  детей  с  общим  недоразвитием  речи. - СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005.

4.Цвынтарный В.В. Играем  пальчиками  и  развиваем  речь. - СПб: Лань, 1996.