Статья "Изучение мотивации к исправлению речевых нарушений детей дошкольного возраста."
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть не только мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, то есть у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли и чувства. На современном этапе развития общества данный вопрос занимает особое значение, поскольку речь является необходимым условием успешности любого вида деятельности взаимоотношений с другими людьми. В связи с этим в педагогической науке и в образовательных учреждениях идут поиски путей повышения мотивации к исправлению речевых нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение мотивации к исправлению речевых нарушений детей дошкольного возраста.

В отечественной специальной педагогике и психологии проведено большое количество исследований, посвященных вопросам изучения детей с нарушениями речи, в которых рассматриваются особенности их познавательной сферы, специфика различных видов деятельности, аспекты речевого развития. Проблема педагогического воздействия на мотивационную сторону речи дошкольников специально не изучалась. Однако в ряде исследований разрабатывались приемы обучения, вызывающие интерес детей к языковому и познавательному содержанию занятий совершенствующие их речь, обогащающие ее игровые познавательные мотивы, повышающие речевую активность. О  значении мотивации лишь упоминается в небольшом числе работ (Е. С. Алмазова, Т. Г. Визель, В. К. Воробьева, Ж. М. Глозман, И Козина, Р. Е. Левина, Г.В Чиркина, Т.Е.Филичева). [2] Отмеченное свидетельствует об особой актуальности изучения проблемы мотивации детей с недостатками речи.

При нарушенном развитии (в данном случае - речевые нарушения) мотивационная сфера и её формирование имеют свои особенности. Основными особенностями детей с речевыми нарушениями являются:        недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы. В исследованиях выделен ряд особенностей речевой мотивации этих детей: быстрое исчерпывание первоначального мотива, малая значимость учебного требования. У многих детей не происходит соответствующих изменений в мотивационной сфере с возрастом, продолжают ярко проявляться личностные особенности свойственные дошкольному возрасту (игровая мотивация и т.д.). Всё это формирует незрело мотивационной сферы. Таким детям характерен прежде всего страх речи, поведенческий и речевой негативизм. Наряду с мотивом стремления к успеху выделяется мотив избегания неудачи. Детям свойственна мотивационная ригидность.

Проведённое нами в 2016 году исследование ставило одной своих целей создание диагностической методики для оценки мотивации к исправлению недостатков речи. Методика нацелена выяснение моментов, которые составляют основу отношения ребёнка с ОНР к занятиям с логопедом: личностная значимость речевой  деятельности, наличие внутренней или внешней мотивации к исправлению речевого нарушения, отношение к логопедической работе, уверенность в её успехе, удовольствие от результата. Тест ориентирован на ситуацию коррекционно-логопедического обучения.

В эксперименте приняли участие 20 детей с ОНР II и III уровня. Дети 6-летнего возраста с логопедическим заключением ОНР II уровня ранее обучались в неспециализированном детском саду, в логопедическую группу поступили в сентябре 2015г. Группу испытуемых с речевыми нарушениями составили дошкольники  с речевыми нарушениями составили дошкольники с ОНР 2-3 уровней 5-6 лет в количестве 20 человек, посещающих муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение. Были выделены 3 подгруппы детей в соответствии с возрастными различиями и уровнями общего недоразвития речи: дети с ОНР II уровня 6-летнего  возраста, дети с ОНР III уровня 6-летнего возраста, дети с ОНР III уровня 5-летнего возраста.

Исследование мотивации детей с речевыми нарушения

Здоровье,

активность,

настоосние

Мотивация к обучению

Мотивация к взаимодействию с окружающими

. . 1

Мотивация к исправлению речевых нарушений

Стремление к лидерству

Мотивация достижения

ОНР III уровня, 6 лет

96

98

93

98

98

91

ОНР III уровня, 5 лет

90

58

60

40

40

60

ОНР II уровня, 6 лет

94

70

72

62

58

80

Проведённая нами методика показала достаточный уровень сформированности мотивации к исправлении нарушений у детей с ОНР III уровня 6-летнего возраста. В о данную группу детей можно назвать как «мотивированную исправлению речевых нарушений». Есть существенные различия мотивации детей с ОНР II и III уровней 6-летнего возраста, исследования показали соответствие развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с ОНР II уровня 6-летнего возраста мотивации детей с ОНР III уровня 5 – летнего.  Данные группы детей можно охарактеризовать как «слабо мотивированные». В соответствии с этим нами выделены группы: «Мотивированные к исправлению речевого нарушения», «Слабо мотивированные к исправлению речевого нарушения».

В ходе исследования у всех групп детей в блоке «Здоровье, активность, настроение» ребенка достоверно значимых различий не обнаружено.

Установлено достоверное снижение показателей по всем остальным блокам в группе «Слабо мотивированных» детей к исправлению речевых нарушений. Наиболее низкие показатели у детей кс ОНР 5 – летнего возраста. Со стороны детей отрицалась необходимость заниматься собственной речью. Иная картина выявилась в группе детей, «мотивированных» к занятиям. У них наблюдается сочетание готовности упорно работать над своей речью с  выраженной озабоченностью её качеством. Речевые притязания высоко мотивированы. Среднеарифметическое значение выборов по блоку «Мотивация к исправлению речевых нарушений» в группе «Слабо мотивированных» детей составляет 62% (дети 6 лет) и 40% (5 лет), что значительно меньше этого значения «мотивированных» детей (98%). При сравнении групп испытуемых по показателю «Мотивация к исправлению речевых нарушений» очевидно, что лучше показатели в группе «мотивированные» поскольку в этой группе все дети обладают желанием к устранению речевых нарушений. У детей «мотивированных» выявлено наличие внутренней и внешней мотивации к исправлению речевых нарушений. Дети уверенны в успехе от логопедической работы. 30% детей ОНР II уровня и 42% с ОНР III уровня (5-летнего возраста) были отнесены к группе, у которой выявлено негативное отношение к обучению. У  детей с ОНР III уровня 6-летнего возраста выражены познавальные учебные мотивы. У детей-шестилеток с ОНР II уровня и уровня (5-летнего возраста) - игровые мотивы. В блоке «Стремление к  лидерству» наличие потребности в лидировании наиболее показатели у детей-шестилеток с ОНР III уровня (92%). У них актуализированы соревновательные мотивы. Более высокие показатели в группе «слабо мотивированных» детей в блоке «Мотивация достижения» (80% у детей с ОНР II уровня, 6 лет детей с ОНР III уровня, 5 лет). Исследования показали, что дети 5 лет менее настойчивы в процессе достижения.

В ходе исследования было показано, что дети, имеющие ОНР, обнаруживают особенности мотивации к исправлению речи, которые обусловлены спецификой психического развития, уровнем развития речи, общением с окружающими, возрастными показателями.

По итогам диагностики было обнаружено, что проявление недостаточной         сформированности речевой мотивации у детей ОНР 5-летнего возраста практически в 2 раза чаще, чем у 6-летних.

У таких детей в ходе диагностики выявлена боязнь неудачи при ответе. Дети с ОНР II уровня, не получавшие по разным причинам логопедическую помощь, имеют более выраженную несформированность мотивации к речи. Это говорит о том, что в случае несвоевременной коррекции, это может привести к незаинтересованности детей исправлять речевые нарушения, посещать логопедические занятия.

Изучение данной проблемы представляет интерес для логопедии и требует дальнейшей разработки приёмов диагностики, совершенствования методов логопедической работы с детьми 5-6 лет.

Список использованной литературы:

1. Валявко С.М. Из опыта создания методики оценки мотивации к исправлению недостатков речи у дошкольников // Дефектология. - 2005. - № 6. - С. 54-63.

2. Валявко С.М. Особенности мотивации достижений старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальная психология : науч.-метод. журн. - 2006. - № 2. - С. 26-36.

3. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

4. X. Хекхаузен Мотивация и деятельность. 2-е издание. - СПб: Питер; М.: Смысл, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушают...

Значение скороговорок в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Статья на тему "Значение скороговорок (чистоговорок) в коррекции нарушений детей дошкольного возраста"...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя                 следующие разделы:игры в куколь...

Музыкально- ритмические движения - средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Цель данной работы - изучить точку зрения педагогов – теоретиков в вопросе воздействия музыкально - ритмических  движений на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.Задача данной работы:...

Консультация "Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста"

Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопр...

Песочная терапия как коррекция речевых нарушений детей дошкольного возраста

Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможно...