Что делать, если ребёнок не говорит?
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Гурина Анастасия Юрьевна

Консультация для родителей.Что делать,если ребёнок не говорит?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_delat_esli_rebyonok_ne_govorit.docx67.31 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ?

http://mamairebenok.com/wp-content/uploads/2015/06/rezhim-dnya-v-3-goda.jpg

     Если вашему малышу 2-2,5 года, он молчит или в активной речи у него отдельные слова, звукоподражания и ребенок не умеет строить простую фразу из 2-3 слов, то необходимо пройти консультацию у следующих специалистов: невролога, логопеда, психолога. Пройти медицинские исследования (по назначению невролога) энцефалограмму головного мозга и т.д. Что позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности. В результате после консультации специалистов становится возможным организовать занятия дома для стимуляции речевой активности ребенка.

     Занятия необходимо проводить систематически. Следует избегать переутомления ребенка и варьировать длительность занятия, в зависимости от ситуации, возможностей ребенка. Первые занятия можно организовывать на 10 минут, далее увеличивать занятия до 20 минут.
Чтобы материал лучше усваивался ребенком, необходима четкая структура занятия. Каждое занятие имеет начало (сюрпризный момент) и конец. Также необходима смена видов деятельности (пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика (перед зеркалом), игры-потешки), что позволяет увеличить продолжительность занятия с ребенком. Навыки использования активной речи в ходе занятия, которые постепенно появляются и накапливаются у ребенка, необходимо использовать во всех возможных ситуациях. Это могут быть знакомые ситуации — в этом случае взрослый догадывается, чего хочет ребенок, но не показывает вида, что понял его желание, а напротив, побуждает выразить свое желание словами или фразами. Например, на прогулке ребенок тащит взрослого на другую площадку. Взрослый спрашивает: «Что ты хочешь?», предлагая выразить свое желание словами, а не действиями. Ребенок отвечает: «Кач-кач!». Взрослый поощряет ребенка за ответ словом: «На качелях хочешь покататься? Молодец, как хорошо сказал! Вот качели. Давай качаться — кач-кач!».
    Постепенно использование речевых навыков становится возможным в новых, незнакомых, ситуациях, с новыми людьми — в этом случае взрослый выступает в качестве помощника, побуждая ребенка использовать свои речевые возможности в новой ситуации.
    В процессе занятий предлагаются задания по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Создание на занятие потребности подражать слову взрослого — ответственный момент в работе с ребенком.

      Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Для развития речевого подражания необходим определенный уровень понимания речи.

Этапы развития речевого подражания:
1. Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре.
2. Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания голосам животных — му, ав-ав, мяу и др.; подражания транспортным шумам — би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова: ребенок может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.
3. Повторение слов. Вначале это простые короткие слова — мама, папа, дай, на, киса, утя и т.д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов: не «кошка», а «киса», не «утка», а «утя» и т.п. По мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. Понимание речи и активный словарный запас ребенка стремительно увеличивается на протяжении этого периода.
4. Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайка и т.д.

     Чтобы у ребенка появилась желание в обращении к взрослому, необходимо побуждать у него интерес к общению с взрослым. Это достигается с помощью организации игр, развитие слухового восприятия и дыхания, развитие подражания, моторики рук, накопление пассивного словаря.

     Для организации занятий дома можно использовать следующие книги.

Ермакова И. А. ПОГОВОРИ СО МНОЙ, МАМА! Развивающие занятия для малышей 0-3х

Н.В. Нищева Артикуляционная гимнастика для малышей.

Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Что делать если ребёнок не хочет ходить в кружки"

Родителям не стоит тревожиться, даже если ребенок совсем не хочет идти ни в какой кружок....

Статья:Что делать, если ребёнок боится темноты?

Причины возникновения у ребёнка страха темноты.Рекомендации для родителей....

Что делать если ребёнок.... Консультация для родителей и педагогов.

Поговорим о вежливости.Вежливые слова помогают нам в общении, об этом замечательно когда-то рассказывала детская писательница В. Осеева. Слово «пожалуйста»,  сказанное тихим голосом и глядя прямо...

Консультация для родителей на тему "Что делать, если ребёнок не кушает в детском саду"

Отказ от питания - один из распрастраненных симптомов тяжело идущей адаптации к детскому саду. Иногда родители вздыхают облегченно: вроде ребенок идет в сад с радостью, никого не обижает, воспитателя ...

Что делать,если ребёнок врёт?

Как отучить ребёнка врать...

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?» «Это моё!», «Отдай мне!», "Нет, не бери, это моё!" На детских площад...