Консультация для воспитателей «Задачи и содержание работы по ЗКР в младших группах детского сада»
консультация по логопедии (младшая, средняя группа) на тему

Татьяна Сергеевна Никифорова

Эта консультация рассчитана на воспитателей младших групп общеразвивающей направленности. В статье говорится об этапах становления речи и их закономерности, о задачах, которые должен решать воспитатель, предлагаются некоторые игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Задачи и содержание работы по ЗКР

в младших группах детского сада»

       Речь играет большую роль в жизни человека. С помощью речи люди общаются друг с другом. С помощью речи ребёнок адаптируется в окружающем мире, и эта адаптация будет проходить быстрее, если ребёнок будет владеть правильной, понятной речью.

       Речь каждого ребёнка усваивается в индивидуальном опыте жизни. Она формируется постепенно, по подражанию вместе с ростом и развитием ребёнка. Овладение речью происходит по определённым этапам и закономерностям.                              Речь можно рассматривать с нескольких сторон:

  • Активный и пассивный словарный запас. Это слова, которыми ребёнок пользуется в речи и слова, которые ребёнок не использует, но знает их значения. К 3 годам ребёнок должен знать от 700 до 1200 слов.
  • Грамматический строй речи. Это умение правильно изменять слова в роде, числе, падеже, правильно сочетать слова в предложении.
  • Фонематический слух. Умение слушать и различать звука родного языка.
  • Связная речь. Умение составлять предложения, тексты. Умение общаться так, чтобы окружающие тебя понимали.

       Ребёнок овладевает речью в целом без подразделения на составляющие, но постепенно усложняя.

       В ходе речевого развития выделяют 2 этапа: подготовительный период и период собственно речевого развития.

       Подготовительный период: от рождения до 1,5 лет. В этот период развивается внимание к речи и начатки её понимания; потребность в речевом общении; речевая память; формируется способность к различению речевых звуков на слух; развивается голосовая функция.

       Период собственно речевого развития - от 1,5 до 7лет. В этот период происходит дальнейшее развитие восприятия и понимания речи; развитие собственной речи: становление звукопроизношения, овладение словарём, овладение грамматическим строем, развитие связной речи.

       Развитие собственной речи включает в себя две стороны:

  • развитие слуховой дифференциации звуков идет от различения резко противопоставленных звуков к различению все более и более похожих. Сначала ребёнок различает гласные и согласные звуки, затем мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки. Лучше различаются на слух те звуки, которые ребёнок сам произносит. В норме к 4 годам ребёнок различает все звуки.
  • становление звукопроизношения происходит последовательно. Ребёнок усваивает сначала артикуляторно-простые звуки, а затем сложные. Звуки усваиваются не изолированно, а в составе слова.

       В норме последовательность усвоения артикуляций звуков такова:

1 - 2 года - А, О, Э, П, Б, М.

2 - 3 года - И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, X, Й.

3 - 5 лет - С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.

5 – 6( 7) лет - Р, Л.

       Ведущую роль в усвоении произношения играет слух. К 3-4 годам ребёнок улавливает на слух различие между своим неправильным произношением и произношением взрослых и подтягивает своё к имеющемуся в речи взрослых образцу.

       Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе и умеренной громкости. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

       Работа над развитием интонационной выразительности ведется в основном путём подражания при заучивании стихотворений, пересказах. Постепенно дети, слыша интонационно выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации. Поэтому всегда приветствовалось, чтобы в младших группах работали воспитатели, которые любят много говорить, ярко выражать свои мысли.

       Неправильное произношение звуков выражается:

  • в пропусках звука (коова = корова)
  • замене одного звука другим (сапка = шапка)
  • искажение произношения (межзубный – С, щёчный – Ш, горловой –Р)

       Эти нарушения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата, недостаточной подвижностью органов артикуляции, недоразвитием фонематического слуха, снижением физического слуха, усвоением неправильной речи окружающих.

       Опираясь на основное содержание работы на каждом возрастном этапе, воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности развития речи каждого ребёнка и при выявлении детей с нарушениями речи, рекомендовать родителям обратится к специалисту.

       Воспитатели должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных моментов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры, направленные на выработку у детей чёткой дикции.

       Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух (т. е. способность чётко отличать одни звуки от других), способность воспринимать данный темп и ритм речи.

       Для развития слухового внимания можно использовать игры:

2 младшая группа:

- п/и «Солнышко и дождик», «Пчёлы» и т.д. - выполнение движений по звуковому сигналу, различающемуся по громкости, темпу.

- «Где позвонили?», «Кто хлопнул?» - угадывание направления звука.

- игра «Топнем – хлопнем» - ведущий произносит фразы. Если фраза правильная – нужно хлопать в ладоши, если неправильная – нужно топать ногами (например, на деревьях растут листья; кошка лает на прохожих). Если ребёнку больше 4 лет, он может придумывать фразы сам. Ценность этой игры в том, что ребёнок сам учится составлять предложения.

 - игра «Нос – пол – потолок». Если ведущий произносит слово «нос», нужно дотронуться до носа, если слово «потолок» - нужно показать пальцем вверх, если «пол» - нужно показать пальцем вниз. В средней группе можно ведущему показывать неправильные движения и путать детей.

Средняя группа:

- «Угадай, кто кричит? », «Кто позвал? », «АУ» - узнавание голосов детей.

- «Угадай, на чём играю? » - различение звучания музыкальных инструментов.

- «Угадай, что делаю? » - отгадывание предметов по издаваемым звукам при совершении с ними действий (льющаяся вода, звон колокольчика, шуршание бумаги, стук молотка и т. д.).

       Игры для развития фонематического слуха:

Средняя группа:

- «Подскажи словечко» - договаривание рифмованного предложения типа: Я рубашку сшила мишке, я сошью ему (штанишки).

- «Звуки перепутались» - исправление неправильно звучащего слова: Сшил котёнок себе тапки, чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).

- «Подбери рифму» - подбор слов - рифм типа: лейка – рейка – скамейка,

                                                                                 жук – лук - круг.

2. Развивать артикуляционный аппарат. А именно, развивать подвижность языка (умение делать язык широким и узким, поднимать его вверх, опускать вниз, поворачивать вправо - влево, удерживать язык в заданной позе); развивать подвижность губ (умение вытягивать вперёд, округлять, растягивать в улыбку). Для решения этой задачи используются игры с язычком, включающие в себя упражнения артикуляционной гимнастики. Например, «Сказка о Весёлом язычке».

      Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

       Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

       В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

       Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул.… Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

       На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз, почувствовал, что стало холоднее, и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка о  Веселом  Язычке. 

3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох носом и продолжительный плавный выдох ртом, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

       Игры для развития речевого дыхания:

2 младшая и средняя группы:

- «Пускаем пузыри» - дети дуют в стакан с водой через трубочку.

- «Бабочка, лети! », «Чья птичка дальше улетит», «Пускание корабликов» - дети дуют на вырезанные из бумаги фигурки бабочек, птичек, на кораблики в тазу с водой.

4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациями (тихо – громко), развивать основные качества голоса - силу и высоту.

       Игры для развития силы и высоты голоса:

2 младшая и средняя группы:

- «Дует ветер», «Вьюга» - дети изображают шум сильного и слабого ветра, завывание вьюги.

- «Гном и великан» - произнесение слов и фраз голосом разной высоты.

5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

       Игры и упражнения для формирования звукопроизношения:

2 младшая группа:

Уточняем и отрабатываем произношение простых по артикуляции звуков: А, У, О, И, Э, Б, П, М, В, Ф.

С этой целью используются игры на звукоподражания типа:

- «Успокой куклу» - звук «А».

- «Кто лучше сделает дудочку» - «У».

- «Как кричит коза» - «Э», «Телята» - «М» и т. д.

Средняя группа:

Закрепляем и уточняем произношение звуков; Т, Д, Н, К, Г, X, Й, Ы, С, 3, Ц. Игры: «Насос» - уточнение произношения звука «С», «Комары» - звук «3», «Позовём цыплят» - «Ц».

6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.

       Для решения этой задачи используются чистоговорки, скороговорки, песенки - потешки, прибаутки, игры типа: «Скажи красиво» - произношение слов, словосочетаний и предложений по образцу.

7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Воспитатель должен осуществлять постоянный контроль над соблюдением детьми норм литературного произношения слов, своевременно исправлять ошибки, диалектное произношение, давая образец правильного произношения.

8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым, создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее. В логопедическую группу приходят дети, у которых, как правило, быстрая речь. Темп жизни повысился. Дети слышат быструю речь и потом подражают ей. Обратите внимание, как говорят дикторы, ведущие прогноза погоды.

       Работа должка быть направлена на выработку у детей умеренного темпа речи. С этой целью используется хоровое и сопряжённое, т. е. совместное с воспитателем, проговаривание слов и фраз.

9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями в младшей группе детского сада

План работы с родителями в младшей группе детского сада...

Перспективный план работы с родителями в младшей группе детского сада.

Привыкание к детскому саду  является не простым временем, как для детей, так и для взрослых, родителей и педагогов. При составлении перспективного плана нужно нацелить родителе...

календарный план работы во 2 - й младшей группе детского сада с 21 по 25 декабря

План разработан для работы с детьми 2 младшей группы...

Перспективный план работы на год в младшей группе детского сада по фгт

Перспективный план в табличной форме по программе "От рождения до школы" по фгт...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи детей в младшей группе детского сада «Описание зимней одежды».

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми  по развитию речи детей в младшей группе детского сада«Описание зимней одежды»....

Воспитатель: Заикина Е.Л Развивающее занятие во второй младшей группе детского сада Тема: «Море и его обитатели»

Воспитатель: Заикина Е.Л                Развивающее занятие во второй  младшей группе детского сада Тема: «Мо...