мастер-класс для учителей-логопедов
план-конспект занятия по логопедии по теме

Козловская Оксана Богдановна

Тема: «Использование метода наглядного моделирования при ознакомлении со звуками»

Цель: познакомить педагогов с особенностями использования метода наглядного моделирования при ознакомлении со звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_master_klass.doc344 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект мастер-класса для учителей-логопедов

Тема: «Использование метода наглядного моделирования при ознакомлении со звуками»

Цель: познакомить педагогов с особенностями использования метода наглядного моделирования при ознакомлении со звуком.

Задачи.

Образовательные: создание моделей графического обозначения звуков в ходе  формирования понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях

Воспитательные: развитие неречевых процессов и графических навыков.

Оборудование: анатомическая модель человека, черепа человека, настенная касса символов, артикуляционный профиль (А-3 формат), индивидуальные зеркала.

Раздаточный материал: клей, карандаши, бумага.

Ход мастер-класса

1.Вводная часть.

  Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.                                                                                                                                        

   Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с нарушениями речи можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В.Егорова, А.Н.Леонтьев).                                                                                  

         Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

   Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель.   Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с речевыми нарушениями состоит в том, что:

- во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;  

- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, вниманием, мышлением;

- в третьих, данный метод позволяет задействовать все анализаторы, что немаловажно при работе с данной категорией детей;

 - в-четвёртых, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Методологическая основа.

   Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами:  Д.Б.Элькониным,  Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым.   Заключался  он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Жмуровой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова, Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

   Моделирование состоит из следующих этапов:                                                                                                                      - усвоение и анализ сенсорного материала;                                                                                                                                                            - перевод его на знаково-символический язык;                                                                                                                                                   - работа с моделью.

   Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности  с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

   При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:  

- знакомство с графическим способом представления информации;

- развитие умения дешифровки модели;

-  формирование навыка самостоятельного моделирования.

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

  Метод наглядного моделирования в коррекции речевых нарушений направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:  фонетическую, лексическую,  грамматическую, развитие связной речи.

 В данном мастер-классе будет показана работа над фонетической стороной речи.

В коррекционной работе широко используются зрительные символы гласных и согласных звуков, предложенные Т.А.Ткаченко. По мнению автора, слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов – аналог письма. Только и то, и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте. При выборе условных обозначений для гласных  основным признаком явилось положение губ при артикулировании конкретного звука.

   Не менее интересная  система графического обозначения фонем предложена В.М.Акименко. Для построения моделей гласных звуков учитывалось:

- участие или неучастие губ;

 - вибрация голосовых складок;

- свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель.

 А для моделей согласных звуков:  

 - наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

 - способ артикуляции;    

 - место артикуляции;        

 - наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу;

- место резонирования.

Использование предложенных этими авторами систем в ходе многолетней работы позволило мне объединить их разработки  в единое целое, что позволило наиболее эффективно работать над звуком.

Основная часть

 Уважаемые коллеги! Сегодня во время проведения мастер-класса мы вместе постараемся по-новому взглянуть на выбор методов и приемов при работе со звуком.

1. Давайте вместе вспомним, что такое звук речи (членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов.  

Какие органы участвуют в образовании звуков? (рассматривание анатомических моделей, артикуляционного профиля).

На данном этапе работы я подвожу ребенка к мысли, что о звуке можно составить целый рассказ, можно даже сочинить сказку или загадку, а помогут в этом символы, живущие в домике на стене.

И мы с вами тоже сейчас познакомимся с настенной кассой символов, соотнесём символы с органами артикуляции.

ПОЛОЖЕНИЕ ГУБ

ПОЛОЖЕНИЕ ЗУБОВ:

ПОЛОЖЕНИЕ ЯЗЫКА, КОНЧИКА ЯЗЫКА:

НА ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОХОЖ ЯЗЫК ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА:

КАК ВЫХОДИТ ВОЗДУХ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКОВ:

УЧАСТИЕ ГОЛОСА

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

- Чтобы наглядно продемонстрировать систему предлагаемой мною работы над речевыми звуками мы с вами сейчас охарактеризуем, например  звук [С].

- Давайте возьмем зеркала и, произнесем звук, поэтапно разберём положение органов артикуляции.

- Перед вами лежат листы бумаги с предварительно начерченными кругами. Эти круги вы будете заполнять нужными символами. Итак,  мы приступаем к работе: я вам задаю вопросы о положении органов артикуляции и мы совместно, я на доске, а вы на листах, выкладываем графическую схему звука [С].

Заключительная часть

Из опыта своей работы я могу сделать вывод, что применение данного метода оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления. Анализируя новый материал, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются психические процессы, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

 Добывая информацию ребёнок, проводит исследование, делает сравнения, составляет четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;  формулирует и высказывает суждения, делает умозаключения. Это способствует развитию всех сторон речи. И мне, в частности, дети  помогают совершенствовать систему символов (что-то добавлять, а что-то, наоборот, убирать из работы).

Постоянное использование данного метода делает более эффективной постановку, автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков.

На его основе можно создать разнообразные дидактические игры, развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

 Следовательно, можно сделать вывод, что данный метод многофункционален.

Вопросы участников мастер-класса к педагогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс - Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи по речевому развитию

В условиях работы логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, ведь родители кроме педагогических знаний, должны уметь использовать  и применять специальные (кор...

Мастер-класс "Простые советы учителя-логопеда,формируем вместе звуки"

Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной;  пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа....

Мастер – класс Тема: «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».

Мастер класс от логопеда.тема: "Секреты учителя - логоопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...

Мастер-класс по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы «Чудо-игры»

М.В.: Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Пушкарева Марина Владимировна, я учитель-логопед МКДОУ № 4 г. Аши.А.Ю.: А я воспитатель логопедической группы Бахарева Алена Юрьевна.М.В.:  Тема н...

Мастер - класс "Простые секреты учителя - логопеда. Формируем звуки вместе".

Мастер - класс для родителей днтей дошкольного возраста.Цель: Повышение компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми....