КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему «Специфика поведения детей 6-7 лет»
консультация по логопедии на тему

Шеляг Нина Михайловна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему «Специфика поведения детей 6-7 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon родители, поведение, ребенок48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему

«Специфика поведения детей 6-7 лет»

Учитель-логопед: Шеляг Н.М.


Специфика домашнего поведения детей 6–7 лет

В результате изучения домашнего поведения детей в возрасте 6–7 лет выявлены следующие поведенческие реакции (все они квалифицировались родителями как новые).

Пауза. Временной интервал между обращением к ребенку (указание, требования, приказы, напоминания о соблюдении режима и других необходимых действий, просьбы) и реакцией ребенка появляется на седьмом году жизни. По свидетельству родителей, дети «не слышат, о чем их просят», «делают вид, что не слышат», «не реагируют» и т.п. Данное поведение характеризуется родителями как новое: «Раньше такого не было», «С лета просто начал издеваться – говорим, а он не слышит».

Анализ ситуаций, в которых подобная реакция возникает, показывает, что пауза возникает именно в ответ на указание, напоминание сделать что-либо, ранее не вызывавшее возражений, например, в ответ на напоминание о режимных моментах и т.п.

Спор. Реакция, при которой ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (как правило, ссылаясь на занятость), возражать, возникает спустя некоторое время после появления паузы. Ребенок в ответ, например, на просьбу закончить свои занятия и идти готовиться ко сну начинав возражать, спорить, говорить, что он «уже большой», что вчера ему разрешили, что «Оля (сестра) всегда долго не ложится» и т.п.

Частым аргументом в споре является сравнение себя с другими членами семьи: «Почему ей можно, а мне – нет?», с родителями: «У тебя вчера кровать стояла неубранная до обеда, а я почему-то должна свою сразу убирать».

Непослушание. Невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.

В отличие от паузы или спора о непослушании можно судить не по непосредственной реакции на просьбу, а по самому факту невыполнения требуемого или даже уже обещанного. В случае непослушания типичная ситуация выглядит следующим образом. Родители просят ребенка сделать что-то (или существует признанная за ним обязанность делать что-то), ребенок может согласиться или ничем не выразить своего несогласия, но вскоре выясняется, что должное не выполнено.

К непослушанию также относится отказ (по факту) прекратить некоторое неприятное или нежелательное действие. Часто такое действие бывает демонстративным. Приведем конкретный пример. Мать с сыном едут в автобусе. Водитель не объявляет остановки. Ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мать просит его этого не делать. Ребенок нарочито громко, «на весь автобус», объявляет остановки. Несмотря на просьбы матери, ребенок продолжает выкрикивать названия остановок до выхода из автобуса, ни данном случае по форме поведете можно квалифицировать как манипулирование). Однако в данном случае (и в однотипных ситуациях) манерничанье и кривлянье возникают в ответ на запрет или просьбу прекратить нежелательное действие и, следовательно, могут также быть отнесены к непослушанию.

Хитрость. Нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме, намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя.

Хитрость носит, как правило, игровой характер, не превращаясь в злостные формы избегания наказания или сокрытия правды. Например, вместо мытья рук перед едой ребенок или вообще не моет их, или идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Он может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их матери. Если мать упрекает его за это, он говорит, что «забыл», возвращается в ванную и моет руки.

Чаще всего хитрость напоминает способ вышучивания домашнего установления или просьбы родителей. Как правило, описываемая поведенческая реакция представляется скорее шуткой, нежели серьезным проступком. Характерно в этом смысле, что в интервью мы ни разу не слышали слов «стал врать», «стал говорить неправду» или иной тревожной оценки. Слова «хитрость», «хитрит» взяты непосредственно из высказываний родителей.

Взрослое поведение. Частный случай манерничанья и кривлянья, при котором ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому».

Данную характеристику трактуют как демонстрируемую окружающим взрослость. Под взрослым поведением мы понимаем два типа реакций – рассудительность и взрослость. У ребенка могут наблюдаться или оба типа взрослого поведения, или какой-то один.

Рассудительность возникает в споре или ситуации, требующей противопоставления своего желания (намерения) требованиям (просьбам) родителей. Аргументация имеет характер повторения слышанного от взрослых, своеобразного резонерства. Подобная рассудительность оказывается (по мнению родителей) вязкой: если вступить с ребенком в обсуждение его аргументации, дискуссия может продолжаться бесконечно долго.

Взрослость. Нарочито взрослое поведение. Ребенок, по утверждению родителей, изображает какого-то конкретного члена семьи. Может возникать просто как форма поведения (например, по дороге из детского сада копирует отца в момент возвращения с работы) или в стремлении к выполнению каких-то новых, взрослых, обязанностей. Как правило, это продолжается не долго. Если же такое поведение закрепляется, то возникает самостоятельность.

Внешний вид. Споры об одежде, интерес к внешнему виду, одежде, прическе. Девочки, например, начинают «красить ресницы» (мочат их водой). При выборе одежды не просто подчеркивают, что хотят надеть то или иное платье, но отвергают предлагаемое под предлогом «Я не маленькая». Выбрав одежду, спрашивают: «А так можно подумать, что я уже в школу хожу?» Интерес к внешнему виду касается как девочек, так и мальчиков. (Выявить половой дифференциации не удалось.) Интерес к внешнему виду провоцирует самостоятельность в личной гигиене.

Упрямство. Возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Характерной чертой упрямства как возрастной характеристики поведения с близким взрослым является относительная независимость от содержания конкретной ситуации, в которой упрямство возникает. По этому параметру упрямство у детей 6–7 лет сродни упрямству по отношению к кризису 3 лет. Ребенок действует не по логике ситуации, а по логике аффекта. Те же черты характерны и для упрямства в 6–7 лет. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему действительно хочется (или не хочется) чего-то, а потому что он уже высказал свое желание или нежелание.

Упрямство по ситуации возникновения характеризуется противопоставлением своего собственного действия (игра, продуктивная деятельность и т.п.) требованию родителей. Но, раз возникнув, настаивание на своем продолжается и тогда, когда предмет противопоставления уже исчерпан.

Требовательность. Настаивание на своем, требование выполнить обещание возникают как напоминание об обещанном родителями или как просьба о чем-то желаемом. Неосторожное обещание родителей или просто недостаточно твердый отказ выполнить требуемое провоцирует настойчивое напоминание, «занудство», упреки. Подобное поведение возникает не столь часто и, видимо, связано более тесно с конкретными семейными условиями. Но в данный перечень требовательность как характеристика возрастного поведения включалась только тогда, когда квалифицировалась родителями как никогда ранее не наблюдавшаяся. Таким образом, можно полагать, что данный симптом представляет собой индивидуальную форму возрастного поведения.

Капризы. Отмечались нами лишь в случае, если родители настаивали на том, что ребенок вдруг стал капризным. Капризы отмечались в наименьшем числе интервью. Они возникают как реакция на неуспех, как продолжение (или частный случай) требовательности и упрямства. Могут быть квалифицировать как индивидуальный вариант последних.

Реакция на критику. Также один редко встречающихся симптомов: неадекватные реакции на высказанное или продемонстрированное иным образом отношение родителей к поведению, действиям, продуктам деятельности ребенка. Дети, как отмечают родители, демонстрируя им нечто, ждут похвалы, а если получают критические замечания, обижаются, начинают обвинять родителей в невнимательности, в некомпетентности. Особенно ярко данный симптом проявляется в случае критики по поводу школьных занятий.

Общие вопросы. Возникновение в разговорах с родителями новых тем, не связанных с ежедневными событиями (политика, происхождение планет, Земли, эволюция живого, жизнь в других странах). Особый случай – широкая семья: вопросы об отдаленных родственниках, детстве родителей, родственных связях.

Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка 7 лет, его стремлении найти свое место в большом мире. Характерно обращение за информацией к родителям, стремление сделать их экспертами в ситуации обсуждения общих вопросов. Существенной чертой обсуждения общих вопросов является стремление ребенка к собственному анализу информации. Получив первые ответы на свои вопросы, ребенок начинает сам долго и пространно рассуждать и анализировать информацию. Делает он это в присутствии взрослого, как бы обращаясь к нему как к эксперту. Ребенок «проверяет» правильность своих рассуждений, следя за реакцией взрослого.

Особым случаем общих вопросов на седьмом году жизни является интерес ребенка к истории семьи, семейным связям (выходящим за рамки ядерной семьи). Это вопросы о дальних родственниках, детстве родителей, живущих далеко (или покойных) дедушках и бабушках. Отмечается также и интерес к семейному архиву. Увидев старые семейные фотографии (а часто и попросив их достать), ребенок начинает спрашивать о том, кем приходится ему или родителям человек на фотографии. Можно заключить, что здесь мы имеем дело с желанием ребенка найти свое место в широкой сети семейных связей, со своеобразным самоопределением.

Самостоятельность – стремление делать что-либо самостоятельно; касается некоторых домашних обязанностей. Важным показателем является то, что ребенок выбирает совершенно новые для себя дела и сферы обязанностей, например, с удовольствием стирает свои вещи или просит разрешения самому сходить за хлебом. Характерно следующее заявление интервьюированной: «Просишь – не делает, если сам вызвался, делает с охотой» или «Любит выполнять некоторые домашние дела, но самостоятельно, без указания».

Можно сделать вывод, что ребенок стремится к самостоятельности, но она возникает как целостное независимое от взрослого действие, поэтому касается в основном дел, в которых ребенок ранее не участвовал. На этом симптоме можно выделить амбивалентность возникающей самостоятельности: стремление к независимому действию (как правило, домашнему) и одновременно отказ от выполнения (пусть даже самостоятельного) чего-то, о чем попросили родители.

Самостоятельные занятия – стремление к продуктивной деятельности или иным занятиям, постепенно замещающим (по времени) игру. К таким занятиям относятся шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги и т.п. Родители отмечают, что дети больше времени проводят за подобными занятиями.

Для ребенка очень важно то, что он получает во время самостоятельных занятий. Связанное или сшитое, сделанное из деталей конструктора демонстрируется родителям. Ребенок обязательно ждет похвалы, болезненно реагирует на критику своего произведения. Характерно, что в этом же возрасте происходит и отказ от ранее привычных видов продуктивной деятельности (главным образом рисования). Например, типично заявление мамы одной девочки: «Перестала рисовать, говорит, что у нее нет способностей». Таким образом, можно сделать вывод о возникновении у ребенка представления об объективной ценности созданного им в ранее возникших видах самостоятельной продуктивной деятельности и о его некритичности в новых видах детского творчества.

Отношение ребенка к близкому взрослому на седьмом году жизни претерпевает кардинальную перестройку. Все, без исключения, родители отмечают возникновение новых форм отношений с близкими взрослыми.

К положительным симптомам изменения поведения ребенка относятся следующие: самостоятельность, самостоятельные занятия, «общие вопросы».

В целом можно констатировать следующее: на седьмом году жизни возникает стремление к самостоятельности, которое имеет как адекватные формы принятия новых обязанностей (самостоятельность, самостоятельные занятия), так и противопоставление своего мнения, позиции установленным, привычным (спор, пауза, требовательность и т.п.). Кроме того, отмечается интерес к вопросам, выходящим за рамки бытовых ситуаций.

Таким образом, развитие детей на седьмом году жизни принимает амбивалентный характер: стремление к самостоятельности порождает разрушительное отношение к тому, что установлено не самим ребенком (например, к режиму). Указание взрослого анализируется ребенком, что свидетельствует о росте его рефлексии относительно его места во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ НА УЛИЦЕ"

Эта консультация предназначена для родителей. Из этого матриала можно, в доступной форме, узнать как правильно вести себя на улице взрослым и детям. С чего начать данный процесс....

Консультация для родителей на тему:" Безопасное поведение детей на дороге"

Консультация для родителей на тему:"Безопасное поведение детей на дороге"...

консультация для родителей на тему :"Агрессивное поведение детей младшего дошкольного возраста"

Проблема агрессивности одна из центральных психологических и педагогических задач, так как, начиная уже с раннего возраста, современные дети проявляют ярко выраженную склонность к агрессии. Дошкольное...

Консультация для родителей на тему "Культура поведения детей и родителей на праздниках"

Консультация несёт в себе пернечень правил по культуре поведения на праздниках...

Консультация для родителей на тему "Агрессивное поведение детей".

Агрессивное поведение – наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-либо деятельности, непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют ...

Консультация для родителей на тему "Агрессивное поведение детей".

Консультация для родителей на тему "Агрессивное поведение детей". Средняя группаАгрессивное поведение – наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-либо деятельнос...

Консультация для родителей на тему: "Безопасное поведение детей дошкольного возраста в летний период"

Наступило лето — пора отдыха детей. В летний период детишек подстерегает опасность в большей степени, нежели в другие времена года: любят находиться вблизи водоемов, прогуливаться по парку, выбе...