Консультация для педагогов Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
статья по логопедии на тему

Савосткина Екатерина Николаевна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Развитие слухового внимания и фонематического

восприятия.

Не секрет, что уровень развития фонематического слуха обеспечивает уровень развития ребенка в целом. Поэтому проблема развития у детей фонематического слуха - является одной из важнейших в логопедии.

Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия.

Позвольте напомнить, что ПРАВАЯ ВИСОЧНАЯ ЗОНА отвечает за АКУСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ в первичной сфере. К ним относятся :

  • Различение бытовых шумов,
  • Музыкального восприятия,
  • Дифференциация голосов по полу, возрасту. Знакомству.

Эта же зона отвечает за просодическую сторону речи: темп, ритм, интонацию.

ЛЕВАЯ ВИСОЧНАЯ ЗОНА - ЧИСТО РЕЧЕВАЯ ЗОНА. Она ответственна за восприятие речи человека. Первичные поля левой височной области обеспечивают просто физический слух. Ребенок слышит свою речь или речь другого человека.

Вторичные корковые поля отвечают за звуко-слого различение. Это фонетическая функция. На основе фонетического слуха формируется фонематический слух - третичные корковые поля. У ребенка появляется понимание смысла слова, развивается мышление.

Фонематический    слух    -    это    врожденная    способность    человека воспринимать и различать речевые звуки, чтобы распознать слова. На базе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие. Фонематическое    восприятие    -    это    приобретенное    умение осознавать, как устроена звуковая структура слова.

Работу по формированию фонематического восприятия мы начинаем с обследования деятельности правого полушария:

  • Узнавания и пропевания знакомых мелодий,
  • Повторение простых !! !!! и сложных !!! !! !! !!!! ритмов,
  • Оценка предметной соотнесенности невербальных звуков,
  • Эмоционально-выразительное чтение стихов,
  • Понимание интонационно-различительных фраз текста на слух (сердито, ласково).

Затем обследуем деятельность правого полушария ( экранировав рот логопеда)

  • Определить    наличие    звука    в    слове    (покажи    картинку    с определенным звуком).
  • Покажи картинку на материале слов-паронимов : коза - коса, лук -люк...).
  • Просим повторить    не частотные для русского языка слоги и слова: бра, цхы, лра....
  • Повторить слоговые ряды ( один и тот же образующий гласный, а согласный - оппозиционный): Саша - сажа, Луша —лужа... .
  • Проверяем особенности ритмического рисунка, просим повторить слоговые ряды: са - за - са, па-ба-па... .

Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах детского сада. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т.е. умения услышать, соотнести его с источником и местом подачи. Мы учим ребенка различать силу и характер звука ( на основе музыкальных инструментов и озвученных игрушек): «Угадай что звенит», «Солнышко и дождик», «Угадай кто позвал» и т.п..

В старших группах слуховое восприятие у детей можно развивать не только в процессе игр, но и путем прослушивания радиопередач, магнитофонных записей. Проводить «минуты тишины» превращая их в игру «Кто больше услышит?», «О чем говорит комната?» -учить таким образом слышать МИР вокруг себя.

Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха. После знакомства с органами артикуляции мы с ребятами попадаем в СТРАНУ СЛОВ, где учу детей различать СЛОВО и ПРЕДМЕТ.

Дети решают: можно ли съесть слово КОНФЕТА? Есть ли лепестки у слова ЦВЕТОК? Ребят очень увлекает эта игра. Они понимают, что на СЛОВО не сядешь, на нем не поедешь. Эта работа сочетается с воспитанием интереса и любопытства к слову и речи вообще. Она включает в себя и самостоятельную творческую работу со словом, требует речевого и поэтического слуха:

  • Придумывание слов с заданным звуком или заданным количеством слогов, близких по звучанию: пушка-мушка-сушка и т.д..
  • Закончи стихотворение и т.п..

Дети понимают что СЛОВО «ЗВУЧИТ» - оно состоит из звуков и слогов. И мы с помощью пальчикового игротренинга отправляемся в город Звукоград, где нас встречают «Звуковички».

Проводя занятия, я пришла к выводу, что стихотворный текст запоминается детям легче, чем простое объяснение, поэтому для фронтальных занятий я часто придумываю сюжет в стихах, используя готовый цикл стихов о звуках, или придумываю их сама.

В работе постоянно пользуемся символами звуков, которые постепенно усложняются.

Развивая фонематическое восприятие играем в игры: «Определи звук по беззвучной артикуляции», «Узнай звук», «Трик-трак - это не так», «Покажи звук» - сначала с помощью символов, а затем с помощью различных поз. «Прятки» - известно, что у детей дисграфиков страдают пространственно-временные функции, а эта игра помогает детям ориентироваться в собственном теле, дифференцируя правую и левую его части, «Звуковой диктант» - сначала выкладываем символами, а затем пишем. В старшей группе - кружочками, а в подготовительной - буквами, соответствующего цвета, «Живые звуки» и многие другие.

Благодаря звуковому анализу у детей развивается умение последовательно вычленять звуки, а в последствии и буквы в словах. Определять место заданного звука в слове.

Звуковой анализ создает условия для ориентировочно-исследовательной деятельности : выделяя звуки из слова дети знакомятся с особенностями акустики артикуляции гласных и согласных звуков, а также согласных: твердых и мягких, глухих и звонких.

На основе звукового анализа дети учатся понимать смыслоразличительную функцию звуков:

  • Гласных звуков: меняется гласная - меняется смысл слова (стул -стол, полка - палка...).
  • По глухости - звонкости (суп - зуб, трава - дрова...).
  • По взрывности - фрикативности (бинт - винт, вот - бот ...).
  • По мягкости - твердости (мел - мель, дал - даль, мышка - мишка ...)

У детей вырабатываем привычку при анализе обращать внимание на то, какая гласная стоит за согласной: если гласный 1ряда - согласный твердый, если 2 - согласный мягкий.

Составляя схемы слов дети видят что схема слов дети видят, что схема слова кот отличается от схемы слова стул: оба слова односложные, но во втором случае - стечение согласных.

Такая работа важна и полезна, т.к. она способствует предупреждению смешения гласных и согласных звуков, подготавливает детей к правильному чтению и письму.

Воссоздавая звуковую форму слова, выделяя голосом ударный слог, дети учатся определять сильную и слабую позицию в слове. Кроме того подчеркнутое проговаривание слова, данного в схеме, вслед за звуковым анализом закладывает основы грамотного письма без пропусков, замен и перестановки букв.

У детей формируется умение принять учебную задачу и разрешить ее самостоятельно. Формируется навык самоконтроля и самооценки.

Также звуковой анализ является фундаментом для формирования осознанных навыков произношения. Развивает внимание, мышление, память, речь.

Мы учим детей выделять из речевого потока предложения. Для отработки этого умения используем графический диктант, при котором дети слушая текст графически обозначают количество предложений и их интонационную и целевую характеристику. При восстановлении деформированных предложений мы проводим лингвистический эксперимент - сопоставление разных вариантов порядка слов. Критерий лучшего варианта - ясность, четкость мысли и эмоциональность ее выражения.

Таким образом, мы стараемся предупредить затруднения при выделении слов из предложения. Учим детей пользоваться знаками препинания (.?!).

Предупреждаем сращивание и расчленение слов при письме. Закрепляем умение определять количество произнесенных слов.

Так в процессе обучения звуковому анализу слова речь впервые становится для ребенка предметом изучения, предметом осознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Данный материал разработан для развития слухового внимания и фонематического восприятия у детей старшей группы на материале внеречевых звуков....

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия старших дошкольников в стихотворениях.

Дети с недоразвитиемем фонематического слуха имеют нарушения звукопроизношения. Преодоление фонетико-фонематического нарушения речи достигается путём целенаправленной работы по коррекции фонематическо...

Конспект занятия по развитию слухового внимания и фонематического восприятия

Занятия лучше проводить с подгруппой детей из 4-6 человек. Цель: развитие слухового внимания на материале неречевых  и речевых звуков....

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие....

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...