Проект: Коллекционирование как способ развития коммуникативной активности дошкольников.
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Борисова  Юлия Юрьевна

Достоинство коллекционирования – его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру открытий. Коллекционирование – это долгий творческий процесс, требующий определенного терпения. Он предполагает не только сбор каких-либо предметов, но и изучение их исторического и современного аспекта. Коллекция в какой-то степени является отражением внутреннего мира ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollekts.docx394.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 271»

Педагогический проект

Тема: Коллекционирование как способ развития коммуникативной активности дошкольников.

H:\фото работа\ФОТО к презентации\IMG_0847.JPGH:\фото работа\ФОТО к презентации\IMG_1001.JPG

Борисова Юлия Юрьевна

учитель – логопед

                         г. Нижний Новгород 2015г.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

И что только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность работы по коллекционированию с детьми старшего дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.

 В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей дошкольного возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами. Но настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских.

    Достоинство коллекционирования – его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру открытий. Коллекционирование – это долгий творческий процесс, требующий определенного терпения. Он предполагает не только сбор каких-либо предметов, но и изучение их исторического и современного аспекта. Коллекция в какой-то степени является отражением внутреннего мира ребенка.

  Цель коллекционирования:

Использование коллекций в разных видах деятельности развивая речевую, коммуникативную и познавательную   активность.

На материале коллекций мы имеем возможность решать следующие задачи:

•        развивать коммуникативные  и социальной компетенции;

•        воспитывать дружеские взаимоотношения;

•        формировать гендерную принадлежность у детей старшего дошкольного возраста;

.  развивать способность замечать необычные особенности предметов и явлений окружающего мира;

· обогащать и активизировать словарь детей;

. приучать ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом;

. развивать  творческий  потенциал,  любознательность.

Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции можно использоваться в различных  видах детской деятельности:

Социально – коммуникативная деятельность

Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры,

                  театрализованные игры.

Большая роль отводится использованию коллекций  в сюжетно-ролевых играх.

Известно, что ребёнок развивается в игре. Можно придумать много  игр с предметами коллекций, в которые дети с удовольствием будут  играть.  Приведу пример игр на развитие речи (коллекция  черепащек):

 «Какой?» Цель: обогащение речи именами прилагательными. Черепашка какая? – большая, маленькая, резиновая, пластмассовая,деревянная,  красная.

«Что могут делать?» (игрушки из киндер-сюрпризов)   Цель: обогащение речи глаголами. Что может делать кошка? – царапаться, прыгать, ходить, бегать, кусаться, лакать, кушать, рычать….Что может делать слон? и т. д.

«Слова наоборот» Цель: обогащение речи антонимами. Слон  большой, а кошка? Эта черепашка мягкая, а эта?

«Слова-товарищи» Цель: обогащение речи синонимами. (Объяснение ребёнку: эти слова звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет) . «Один – много» (можно играть с мячом)
Взрослый называет слово в единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например: кошка — кошки, магнит-магниты.

«Назови  ласково»  (также можно играть с мячом)
Например: дерево-деревце, орех-орешек и т.д.    «Потому что…»
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Мне нравятся кошки, потому что…

Игра «Волшебный мешочек». Взрослый достаёт из мешочка предмет и говорит: «Вот куколка. Что с ней можно делать? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает какая куколка и как с ней можно играть.

Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;

В совместной деятельности  дети придумывают истории, которые могли произойти с куклами, черепашками, «знакомят» с коллекциями сверстников, рассказывают, откуда,  что привезено, становятся гидами, экскурсоводами. Вся эта работа способствует  развитию познавательного интереса, связному речевому высказыванию, взаимодействию между детьми.

Коллекционирование  помогает решать проблему детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Создание совместных детско-взрослых коллекций способствует сплочению детского коллектива, а также родителей и детей. В процессе коллекционирования сначала происходит накопление знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.

Использование коллекционирования в работе с детьми

  • На занятиях по математике и логике используются как счетный материал, вариации, формы, величины, сериационные ряды, временные представления и т.д
  • На занятиях объекты служат хорошим наглядным и раздаточным материалом, предметом для обследования, экспериментирования, любования
  • В игровой деятельности (игры-викторины, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры «Геологи» и т.д.)
  • В организации выставок в холлах детского сада («Времена года», «Домашняя коллекция»)
  • На встречах с коллекционерами в ДОУ для рассказа о своем увлечении («Встречи с интересными людьми»)
  • В трудовой деятельности по оформлению предметно- развивающего пространства
  • В развитии речи (обогащение словаря, формирование связной речи)
  • Описание объектов, учат детей рассуждать, повествовать, а также коллекция является основой для сочинительства
  • В организации индивидуальной деятельности по интересам

рекомендации для педагогов по коллекционированию

  • Гендерная принадлежность: коллекции  девочек, коллекции  мальчиков
  • В старшем возрасте детей привлекают фигурки  динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д.
  • Детей привлекают вещи, которые ничего не стоят- фантики от конфет и шоколада
  • Педагогическую ценность представляют эпизодические  коллекции – выставки предметов обихода( посуды, обуви, украшений и т.д.)
  • В группе определяется место для хранения коллекции. Оно должно быть доступно для любования и для общения с детьми.
  • Открытки, фантики удобно хранить в альбомах для фотографий
  • Мелкие предметы хранятся в коробах
  • Игрушки располагают на полках
  • При организации работы по коллекционированию необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции.
  • Вместе с детьми определяются правила обращения с коллекцией

С помощью коллекционирования происходит социально-личностное развитие, у детей формируются основы культуры общения, знания об окружающей действительности и жизни в социуме через решение игровых задач с предметами коллекции. Коллекционирование помогает обогащать эстетические чувства и впечатления детей, развивать интерес к искусству, музыке, истории родной страны. Также дети знакомятся с традициями семей своих сверстников и способами использования предметов коллекции.

Наша первая коллекция – это камни.

Во время прогулок, дети находили различные камешки. Мы представили с детьми, что мы кладоискатели.  Проводя «раскопки» вместе с детьми, обнаружили несколько белых гладких камешков. Откуда они могли взяться? И почему они такие гладкие?

Интересно было ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу. Вместе придумывали интересные игры с камнями, знакомясь с их свойствами.

Организуя первую коллекцию из красивых камней, мы договорились, что оформим её в виде мини-музея. Наша коллекция пополнялась после выходных, после отдыха детей на море. Лиза привезла красивый гладкий круглый камень. Дали ему имя – Кругляш. Чтобы Кругляшу не было скучно, предложили детям вместе с родителями  найти ему друзей. Коллекция пополнялась. Дети узнали названия драгоценных камней, из которых делают украшения, шкатулки, сувениры: гранат, малахит,  жемчуг, змеевик, коралл. Мы беседовали о том, для чего нужны камни, где их можно увидеть. Из энциклопедий дети узнавали, где добывают эти камни. Сравнивали, похожи ли камни между собой, искали сходство камней со знакомыми детям предметами, рассматривали открытки.                           Образовательные ситуации, ситуации общения  появлялись  спонтанно. Узнав что-то новое, дети делились информацией со сверстниками и родителями.

Собирая коллекции  учитывали  и гендерные особенности детей. Девочки собирали  свои коллекции с учетом интересов (куклы Барби, лошадки,  камешки – драгоценности и др.). Мальчики отдавали предпочтение  коллекционированию  (машинок, динозавров и др)

 Формы работы с родителями 

               Взаимодействие с родителями при проведении работы по коллекционированию имеет огромное значение. Для этого используют разнообразные формы сотрудничества:

-Анкетирование родителей. Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности.

- Консультации для родителей, направленные на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию. 

- Встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада). Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию.

 - Организация мини лаборатории в группе. Цель: знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения.

- Чтение художественно - познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов,  презентаций.  Цель: знакомство детей с разнообразными способами получения информации.  

 - Индивидуальные беседы с детьми по интересам. Цель: поддержка и развитие детских интересов.

-Организация выставок коллекций детей в детском саду. Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций.  

 - Мастер – классы. Цель: создание экспонатов коллекций.

 - Альбомы, летописи, информационные листы.

Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность. Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников

Данный проект позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разно...

«Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Коллекционирование как способразвития познавательной активностидошкольников»...

Коллекционирование - как способ развития познавательной активности дошкольников

Классификация (коллекционирование) создает условие для реализации развивающей задачи освоение родо-видовых (иерархического) отношения....

Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников-консультация для воспитателей

Коллекционирование-это одна из форм инновационных педагогических технологий....

"Коллекционирование, как способ развития познавательной активности дошкольников"

Исподьзование технологии коллекционирование в образовательном процессе дошкольников...

Статья "Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников".

В статье описаны особенности коллекционирования детей дошкольного возраста....