«Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников»
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Алёхина Марина Васильевна

«Коллекционирование как способ
развития познавательной активности
дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_murashova_-_kopiya.docx26.89 КБ
Файл 111.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:

На протяжении всей работы в детском саду я заинтересована в поиске новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением. В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком. Важным для личности образованием выступает, конечно же, познавательный интерес.

Для формирования познавательной активности дошкольников нас заинтересовало такое направление, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т.д. Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер- сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Всё это и ещё очень много  интересного мы  узнали, начав собирать коллекцию камней. А началось всё с того, что я заметила, как дети интересуются различными камешками, выискивая их на участке во время прогулки, сортируя и давая свои названия. В следующий раз, выйдя на прогулку, мы решили собрать большую коллекцию камней и рассмотреть их поближе, какие же они - камни? Собрав эту коллекцию, дети не ограничились данной информацией, у них возникло много вопросов: а какие камни существуют еще? Как они называются? А что такое минералы? А что такое кристаллы и как они выглядят? Здесь у нас и возникла идея организовать проект под названием «Волшебный мир камей и минералов». У нескольких детей имелись дома не большие коллекции «Самоцветов и минералов», которые они собирали с родителями на протяжении некоторого времени, рассмотрев эту коллекцию в группе, у нас появилась идея посетить «Бийский краеведческий музей имени Банки», где экскурсовод поближе познакомила нас с различными горными минералами и настоящими самоцветами. Экскурсия была очень интересная и завораживающая, такой красоты дети еще не видели. Вернувшись с экскурсии, дети решили создать альбом: «Подземные богатства» и принести на листе альбома понравившийся им камень или минерал, кто-то рисовал увлеченно его всей семьей, кто-то нашел в интернете и распечатал свой камушек и познакомил нас с ним, рассказав о названии, назначении и использовании такого камушка. У нас в коллекции было не так много камней и минералов и тогда мы решили оформить подписку в фирме «ДеАгостини», и начать коллекционировать камни самим, дети с таким нетерпением ждали приходу каждую новую посылку с журналами и экспонатами камней, безумно радовались новинкам и с большой внимательностью рассматривали новинки коллекции. Так у нас и собралась не большая коллекция «Минералы и подземные богатства», которую мы и по сей день продолжаем собирать. Каждый месяц нам приходит по 4 новых экспоната, которые радуют глаз не только детей, но и взрослых. Родители так же не остаются равнодушными к коллекционированию детей, участвуют в различных мероприятиях и занятиях.

Помимо коллекционирования камней у нас есть еще очень интересная коллекция под названием: «Кукла в народных костюмах». Идея коллекционирования по данной теме пришла к нам после проведения занятия по окружающему миру на тему «Русские традиции», дети очень быстро заинтересовались данной темой, мы вылепливали из соленого теста русских красавиц и расписывали наряды различными видами росписей, рисовали и моделировали наряды русского народа и изучали русские росписи, такие как Хохломская, Шенкурская, Пермогорская, Волховская, Борецкая, Мезенская и др., рассматривали альбомы и презентации о национальностях  Российской федерации и у детей возникло столько интересующих их вопросов. Например, а сколько же стран еще кроме нашей России? А у них тоже есть свои национальные костюмы? А какие они? А как они украшены? И здесь на помощь пришла мама нашей воспитанницы, Анна Владимировна, она коллекционировала кукол в национальных костюмах, шила сама различные куклы и наряды для них, у нее было 10 кукол разных национальностей, придя к нам в группу она рассказала о своем хобби, каких национальностей костюмы она собрала. Детям очень сильно понравилась данная коллекция. С помощью аппликации мы создали свою мини коллекцию нарядов мира, изучали книги и энциклопедии по данной теме, раскрашивали раскраски, но детям так хотелось создать свою коллекцию, что бы поближе с ними познакомиться, рассмотреть и почувствовать на ощупь различие тканей, узоров и украшений. Мы решили начать выписывать коллекционные куклы в нарядах мира от фирмы «ДеАгостини», на протяжении полугода мы собрали уже 34 куклы разных национальностей, часть из них нам подарили родители деток, кто раньше активно занимался коллекционированием по данной теме. Создали дня них полку и разместили в музее «Театра и русско-народного творчества».

Так же в нашей группе есть еще третья коллекция под названием «Монеты и купюры мира». Данной темой заинтересовались дети нашей группы на занятиях по математике, где мы могли рассматривать монеты и изучать их номинал. У детей возникло много вопросов: а какие еще бывают монеты? А купюры? А в других странах они другие? А что на них изображено?

Услышав эти вопросы, на следующий день, несколько ребят нашей группы, побывавшие на отдыхе в других странах, принесли монеты стран Турции и Тайланда, детям очень понравилось их рассматривать. Бабушка нашей воспитанницы работала в одном из банков нашего города и принесла рассмотреть детям иностранную купюру в номинал 1 доллар. У детей появился большой интерес к данной теме, они начали создавать свой альбом монет и купюр, находить разные изображения в интернете, стали рисовать свои придуманные купюры, и так далее перешло все в большую интересную игру. Дети стали играть в игру «Магазин», разместив кассы и необходимые товары, приготовили коллекцию нарисованных денег, создали банк, где им разменивали деньги работники банка, и пригласили к себе покупателей. Но постепенно наша коллекция стала пополняться монетами Таиланда, Турции, США, Испании. Так у нас и возникла идея начать дальше пополнять нашу коллекцию и изучать монеты и купюры стран мира с помощью журналов «ДеАгостини», на протяжении года наша коллекция полностью собрана, у нас есть около 100 различных купюр и монет стран мира, дети очень часто ее рассматривают, обсуждают и делятся знаниями и эмоциями со своими родными, друзьями и знакомыми.

Значение коллекционирования:

Коллекционирование создало неоценимое значение для развития познавательных способностей наших детей группы. Наша задача была - не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

Во-первых: Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придали детям  своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, на занятиях по формированию элементарных математических представлений  у детей сложилась полная картина, что такое монеты и купюры, каких номиналов они бывают, и какое отличие одних купюр  разных стран от других, дети стали активнее считать, складывать и отнимать, в ознакомлении с окружающим миром дети расширили кругозор о странах мира, национальных костюмах, обычаях и традициях, узнали о добыче и коллекционировании камней и минералов, посетили Краеведческий музей им. Бианки и Эколого-туристический центр, приобщившись к культурным ценностям и традициям.

Во-вторых: В процессе коллекционирования у детей развилось внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширило кругозор детей, развило их познавательную активность, развило способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.

В-третьих: Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми были преодолены, так как мы нашли общее дело, позволяющее совместить интересы детей и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.

В четвертых: Коллекционирование украсило нашу жизнь, сделало ее полнее и разнообразнее.

Проводимая работа с детьми по коллекционированию способствовала развитию таких важных качеств, как творческий потенциал, любознательность и познавательная активность. Поэтому можно сделать вывод, что именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим увлечением с детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85» города Бийска Бийск,2018 г. Подготовил: воспитатель: Мурашова М.В.

Слайд 2

Что такое – коллекционирование?

Слайд 3

Коллекция «Минералы и подземные богатства»

Слайд 6

Экскурсия в Бийский краеведческий музей им. В. В. Бианки

Слайд 7

Создание альбома: «Волшебный мир камей и минералов»

Слайд 9

Коллекция: «Кукла в национальном костюме»

Слайд 12

Создание альбома: «Наряды народов мира»

Слайд 14

Коллекция «Монеты и купюры мира»

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников

Данный проект позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разно...

Коллекционирование - как способ развития познавательной активности дошкольников

Классификация (коллекционирование) создает условие для реализации развивающей задачи освоение родо-видовых (иерархического) отношения....

Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников-консультация для воспитателей

Коллекционирование-это одна из форм инновационных педагогических технологий....

"Коллекционирование, как способ развития познавательной активности дошкольников"

Исподьзование технологии коллекционирование в образовательном процессе дошкольников...

Статья "Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников".

В статье описаны особенности коллекционирования детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников»

Консультация для родителей, в которой Вы узнаете, что такое коллекционирование. Получите полезные советы и ответы, на интересующие Вас вопросы....