Занятие по теме: Звук и буква О. Старшая логопедическая группа для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Архангельская Татьяна Николаевна

Наш детский сад уже много лет встречает детей с тяжёлыми нарушениями речи. Мы разработали эфективную систему занятий по обучению грамоте. Вот два из наших занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_tema_zvuk_i_bukva_o.docx929.59 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию фонематического восприятия.

для детей старшей группы с тяжёлым нарушением речи (1 год обучения).

Выполнила учитель-логопед Архангельская Татьяна Николаевна МДОУ д\с №69

Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре.

Тема: Звук [О].

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, познавательное.

Цели:

 Коррекционно- образовательные: закреплять понятие  «гласный звук», закреплять умение делить слова на слоги,   учить четко, произносить звук [о]; учить детей давать характеристику звука с опорой на артикуляцию, учить выделять звук [о] из ряда гласных,  из ряда слогов и слов, закреплять умение выделять гласный звук в начале слова;

Коррекционно-развивающие: развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику, развивать голос и дыхание

Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование

Демонстрационный материал: картинки-бабушка Оля, дедушка Осип, деревенский двор, деревня, озеро, поезд с вагонами на магнитной доске,  картинка произнесения звука [О] схемы произнесения звуков – «Громко-тихо», фонограмма для пропевания  гласного.

Раздаточный материал: звуковые пеналы.

Ход занятия:

  1. Создание мотивационного поля (организационный момент)

Дети стоят в кругу. Настрой на занятие. Дети хором проговаривают стишок

Говорим всегда красиво

Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим

Потому, что не спешим

Логопед: Что мы будем делать на занятии?

Дети: Мы будем слушать внимательно и красиво говорить.

Логопед Красиво говорить нам помогают:..

Дети: губы, зубы и язык.

Развитие артикуляционной моторики.

Выполняем с детьми артикуляционные упражнения.

- «Улыбка» - «Трубочка»

«Лопаточка»

Удерживать «лопаточку» под счёт до пяти.

Окошко открывается и закрывается»

«Покусать язычок»

«Болтушка»

2. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.

 Дети садятся на ковёр по-турецки.C:\Users\архи\Desktop\4.jpg

Логопед: Вы слышали, кто-то постучал. Нам принесли письмо. Посмотрите откуда оно? (логопед достаёт письмо и картинку. Картинку показывает детям)

Дети: Письмо пришло из деревни.

Логопед: Как вы догадались?

Дети: Я вижу там деревянные маленькие домики.

 Логопед: На чём же мы туда отправимся?

Дети: Мы поедем на автобусе, на поезде, на самолёте, на машине.

Логопед: Вот и поезд нас уже ждёт. Но сначала нам надо купить билеты на поезд.

Продам билеты тому, кто назовёт первый звук в словах: арка, усы, улей, игра, ананас, уши, иголка, арбуз, иволга, утка, ириска, арена, узор, изюм, афиша, индюк.

(дети называют первый звук и берут картинку – это билет)

Логопед: Садимся в поезд.

 Игра «Прохлопай слово». Дети прохлопывают названия предметов, изображённых на их картинках и ставят картинки в соответствующие вагоны. Расходятся по своим местам, садятся за столы.

 Логопед: Вот мы с вами и приехали в деревню. Она называется Осиновка. Вокруг этой деревни растут Оооосины, и стоит она на берегу ОООзера.

Какой первый звук вы услышали в этих словах?

Дети: Я услышал звук «О». Я тоже услышала звук «О».

Характеристика звука О.

Логопед: Что происходит с губами, когда вы произносите звук О?

Дети: губы вытягиваются в овал.

Логопед:  Спойте звук О. Пение под мелодию 2-3 раза. Первый раз пение звука «О» с соблюдением мелодики. Второй раз – дети кладут руку на горлышко и поют, Третий раз поют попеременно то тихо, то громко в соответствии со схемой.


Расскажем теперь о звуке «О». Логопед выставляет значок звука «О» и картинки-характеристики.

Дети. Он любит петь. Он не встречает преграды. Он звонкий.

Логопед «посмотрите на звук «О» каким он цветом?

Дети: красным.

Логопед: Это гласный звук.  

C:\Users\архи\Desktop\Без имени-1.jpg

Логопед вместе с детьми поднимают кулачок. И говорят: «Кулачок покажи и о звуке расскажи»

 На каждый признак дети разгибают один пальчик и хором повторяют:

Любит петь (разгибают большой пальчик)

Нет преграды (разгибают указательный пальчик)

Звонкий (разгибают средний пальчик)

Красный (разгибают безымянный пальчик)

Это гласный (разгибают мизинчик и показывают раскрытую ладошку)

Логопед: Обозначать мы его будем фишкой красного цвета с овальным ротиком.

Достаньте этот звук из пенала.

Логопед: Вот бабушка и дедушка нас встретили. Дедушку зовут Осип. С какого звука начинается его имя?

Дети: Имя дедушки начинается со звук «О».

Логопед:  А это бабушка. Её имя тоже начинается со звука «О». Догадались, как её зовут? Дети: Бабушка Оля.

Логопед выставляет картинки бабушки и дедушки.

3. Самостоятельное применение знания на практике.

1. Выделение звука «О» из ряда звуков.

Давайте поиграем с дедом Осипом. У вас в пеналах есть звуковички звука «О»

Я буду называть звуки. Если вы услышите звук «О» выложите его на стол. У нас получится дорожка: А  П  Р  О  К  О  Ш  Л  О  В  Ы  О  У  И  О З.

Сколько звуков «О» у вас получилось.

Дети: пять.

  1. Выделение гласного « О» из ряда слогов. (выполняем стоя)

Бабушка Оля тоже хочет с вами поиграть. Хлопните в ладоши,  если услышите слог со звуком «О».

Логопед называет слоги, дети «ловят» в ладошки слоги со звуком «О»

3. Выделение гласного «О» в словах.

Логопед: А это двор бабушки Оли и дедушки Осипа.

У них живут домашние животные. В названии всех животных есть звук «О». Выберите животных для дедушки и бабушки. (Дети выходят, ставят животных во двор бабушки и дедушки)

C:\Users\архи\Desktop\mini_4.jpg

C:\Users\архи\Desktop\129560_1.jpg

Каждое слово проговаривает логопед с детьми и по артикуляции узнают, есть в этом слове звук «О» или нет.

Логопед с детьми: «карОООва».

Логопед: Есть в этом слове звук «О»?

Дети: есть.

Логопед: Как узнали?

Дети: у нас губки вытянулись в овал.

Логопед: Возьмём это животное для деда и бабушки

Дети: да. И т.д.

4. Рефлексия:

Молодцы!  С каким звуком мы познакомились?

А теперь вспомните, каким цветом обозначаем звук [о]?

Дети: красным

Почему?

Гласные звуки обозначаем красным цветом.

Запомните правило: ГЛАСНЫЙ – ВСЕГДА КРАСНЫЙ!

Расскажите, что мы узнали об этом звуке?

Хочу посмотреть, как вы всё запомнили

Игра «вопрос – ответ» (в своих ответах дети выделяют голосом звук «О».

К кому в гости мы ездили?

Мы были в гостях у бабушки Оли и дедушки Осипа.

А где они живут? Они живут в деревне Осиновка, на берегу озера.

На чём мы к ним приехали? На пОезде.

НОД по развитию фонематического восприятия детей старшей логопедической группы с тяжёлым нарушением речи.

Выполнила учитель-логопед Архангельская Татьяна Николаевна МДОУ д\с №69

Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре.

Тема: Звук [О].

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, познавательное.

Цели:

 Коррекционно - образовательные: закрепить произношение звука  [о]; познакомить детей с его графическим обозначением,  учить определять место звука в слове в начале, в середине и конце слова;  закреплять понятие  «гласный звук», уметь соотносить гласный звук с буквой.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы,, артикуляционную и мелкую моторику, развивать голос и дыхание, слуховую и зрительную память, внимание и мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: карточки, цв. карандаши, схемы гласных звуков «звуковички», магнитная доска,  предметные картинки, демонстрационные картинки,  домик для звуков. Раздаточный материал (палочки, пуговицы, верёвочки)

Ход занятия:

  1. Создание мотивационного поля (организационный момент)

Говорим всегда красиво

Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим

Потому, что не спешим

Развитие артикуляционной моторики.

- «Улыбка» - «Трубочка»

«Лопаточка»

Удерживать «лопаточку» под счёт до пяти.

Окошко открывается и закрывается»

«покусать язычок»

«болтушка»

  1. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.

Логопед: Куда нас  вчера пригласили?

Дети: Мы были в деревне Осиновка.

Логопед: С каким звуком мы вчера познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуком «О».

Логопед:  Расскажите об этом звуке. Кулачок покажи и о звуке расскажи.

Логопед вместе с детьми дают характеристику звука «О».

Логопед: Что делают губы, когда мы произносим звук «О»?

Дети: гуды вытягиваются в овал.

Логопед: Каким цветом  мы обозначаем гласные звуки?

Дети: красным

Логопед: Какой волшебный карандаш мы достанем? Красный

Раскрасьте наш звук красным цветом.

Поставьте красный карандаш на середину дорожки. Пройди по дорожке.

Куда мы пришли? В деревню

Кто нас ждал в деревне? Как зовут дедушку? Бабушку?

  1. Самостоятельное применение знания на практике.

Выделение звука «О» в словах самостоятельно.

Что у деда Осипа выросло на огороде? Овощи

Раскрасьте только те овощи, в названии которых есть звук «О».

Физминутка

«В огород пойдём» с движениями.

Письмо буквы «О»

Собрали овощи и устали. Давайте повздыхаем ОХ, ОХ.

В моём волшебном мешочке звук «О» превратился в букву  О. Дети вытаскивают из мешочка буквы О.

Анализ буквы О

Логопед: На что похожа буква «О»

Эта буква так кругла –

Покатиться бы могла.

Логопед: Сколько элементов у буквы? Какой это элемент?

Буква «мама» (большая буква) и буква «дочка» (маленькая буква) они похожи или непохожи? Чем они похожи и чем отличаются?

Дети: они похожи формой, не похожи размером.

Логопед: Посмотрите на столы из чего можно сделать букву О (палочки, верёвочка, пуговицы).

Выкладывание буквы из верёвочки, из пуговиц.

Раскрашивание буквы О и о в альбоме красным карандашом.

Найди букву О (наложенные предметы) и раскрась красным карандашом.

Почини буквы (дописать буквы О).

Найди и зачеркни все буквы О красным карандашом.

Определение места звука в слове.

Логопед: А вот и бабушка Оля. Мы поиграем с ней в игру «Где живёт звук «О»?

Логопед: Андрей назови, кто нарисован на первой картинке.

Андрей:  Овцы.

Логопед: В слове ОВЦЫ где стоит буква «О».

Аня: в слове ОВЦЫ буква О стоит в начале слова.

Логопед: Какой квадратик раскрасим?

Вика: Мы раскрасим первый квадратик красным карандашом.

Логопед: Что нарисовано на второй картинке?

Кирилл: Дом.

Логопед: где стоит буква о в этом слове.

Кирилл: В слове ДОМ буква О стоит в середине слова.

Логопед: Какой квадратик раскрасим?

Лера: Мы раскрасим квадратик по середине красным карандашом.

Логопед: Что нарисовано на третьей картинке ?

Егор: Это ОКНО

Логопед: Где стоит буква О в слове ОКНО.

Сабрина: В этом слове две буквы О. Одна стоит в начале слова, вторая в конце слова.

Логопед: Какие квадратики мы раскрасим?

Саша: Мы раскрасим первый квадратик и последний красным карандашом.

Чтение слогов

Бабушка успела приготовить овощи.

Прочитайте слог на тарелках.

Чтение слогов хором и индивидуально.

Логопед: Кристина прочитай слог на первой тарелочке. (Читаем с места)

Какая первая буква? Какая вторая? Какая третья? Теперь отвернись и проговори слог по памяти. Теперь Настя повтори слог, Женя повтори. Асад повтори.

Прочитайте слог на второй тарелочке  сначала шёпотом, потом нормальным голосом, потом громко. Я его закрою. Проговорите слог по памяти. (дети проговаривают слог по желанию. Остальные следят, чтобы не было ошибок)

Логопед: Прочитайте слог на третьей тарелочке. Назовите первую букву, назовите букву по середине, назовите последнюю букву. Проговорите этот слог по памяти.

Логопед: Прочитайте четвёртый слог. Проговорите этот слог по памяти.

Наше путешествие к бабушке Оле и дедушке Осипу закончилось.

Нам пора домой. На чём мы поедим ?

Дети выходят на середину группы и встают в круг.

4. Рефлексия:

С каким звуком и буквой вы познакомились.

Вспомните все слова со звуком О. (игра с мячом)

Карточка у каждого ребёнка.

Литература:

Е.А. Полиженко. Волшебный мир звуков и слов.- Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва, 1996г.

Т.В. Александрова. Живые звуки, или фонетика для дошкольников. - С-П «Детство-пресс», 2005 г.

Крупенчук О. И. Учим буквы. Уроки логопеда Для детей 5-6 лет. Рабочая тетрадь дошкольника. – Литера, 2009г.

Н. Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.-

М.,. «Астрель», АСТ; Транзиткнига,  2005г.

Картинки из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Звуки С-Сь" в подготовительной логопедической группе

Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР на семинаре для заведующих детских садов города....

Конспект занятия на тему: «В гостях у ёжика» (старшая логопедическая группа).

Тематическое занятие для  по  развитию речи в старшей логопедической группе....

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙв старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...

Домашнее задание учителя - логопеда по теме "Одежда. Звук и буква М" (старшая логопедическая группа)

Материал адресован родителям для закрепления дома пройденного материала.Игры и упражнения способствуют расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, развитию фонетико - фонема...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Звук и буква А» в средней группе для детей с ОНР с использованием ИКТ

В конспекте представлены игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой А детей среднего дошкольного возраста с ОНР.  В презентации представлен доступный картинный материал для занятий по об...