В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
консультация по логопедии на тему

Романова Ирина Геннадьевна

консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsltatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ

ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии

движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию

предусматриваются воспитательно- коррекционные мероприятия в данном направлении. Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. МастюковаТ.Б. Филичева, НИ. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М Мастюкова, М.И. Ипполитова Л. А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличём. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей иподростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. ( М.М.Кольцова ).

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в

 пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может

быть нормальной и даже выше нормы. М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит

своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое

развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движения больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные

шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движения все пальчики.  Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы.

Можно заниматься конструированием, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

 

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то взрослый помогает ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных

движений.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой руке, то на левой.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного

задания. Родители на себе все демонстрируют.

« Пальчики здороваются «  кончик большого

пальца правой руки поочередно касается кончи-

ков указательного, среднего, безымянного и

мизинца.

« Человечек» - указательный и средний пальцы

правой руки «бегают» по столу.

« Слоненок)- средний палец выставлен вперед

( хоботок ), а указательный и безымянный - ноги.

Слоненок « идет « по столу.

« Корни деревьев» - кисти рук сплетены,

растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи ( так как при этом индуктивно происходит

 в полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры -потешки.

Сорока - белобока

Кашу варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала.

Этому дала,

Этому дала.

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони правой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:

Ты воду не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил-

Тебе ничего нет !

При этом большой палец не загибается. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачек пальчики как левой, так и правой руки.

Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка.

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик-я.

 

Познавательная активность детей раннего возраста формируется в

процессе предметной деятельности, которая является ведущей в

этот период времени и основной для ознакомления с окружающим.

У детей с Дома ребенка все психические и физические

процессы формируются значительно медленно, чем у детей с

нормальным развитием. Для детей с трудностями в развитии и

обучении характерна неравномерность развития психических

процессов - каждый ребенок развивается по своему, имеет

индивидуальную систему дефектов. А значит и подход должен

быть индивидуальным. Ребенок с трудностями в общении

нуждается в своевременном, всестороннем и систематическом

педагогическом воздействии.

Малышам от одного года до трех лет упражнения даются в

упрощенном варианте, доступном их возрасту. Работа по развитию

движения рук должна проводится регулярно. Задания и упражнения

должны приносить ребенку радость, не допускать скуки и

переутомления.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики

является «пальчиковые игры». Они отображают реальность

окружающего мира - предметы, животных, людей и т.д. В ходе «пальчиковых игр» дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш владеет пальчиками, тем быстрее он развивается.

Малыши 1 - 3 лет воспринимают занятия, как изучение чего-то нового и интересного. Для них гораздо увлекательнее само занятие, а не результат.

Данные занятия дают возможность детям попробовать себя в новом виде творчества - рисование пальчиками. Эти занятия наряду с эстетическим развитием, развитием восприятия цвета и формы эффективно развивает мелкую моторику рук. Простые, доступные задания представляют прекрасную возможность для развития ребенка.

 

Приводим два блока заданий: первый – это работа с пальчиками; второй - это работа со счетными палочками, спичками. В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все

фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ

коротких рассказов с сопровождением построением фигур из кисти и пальцев рук.

Например, такой рассказ. Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде

жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками ). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичкат- мама, которая стала защищать своих птенцов ( изобразить птичку ). Кот испугался и убежал ( изобразить кота ). При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые можно

сопровождать изображением различных фигурок из пальцев.

 

Прежде чем приступить к работе, необходимо организовать место для занятий: поставить стол в безопасное место, там где ребенок принесет минимум вреда вещам и мебели; приготовить краски, тряпочку, посуду для смешивания красок, воду для мытья рук.

Маленькие дети очень подвижны, они не могут удерживать внимание более нескольких минут, поэтому воспитатель должен все приготовить заранее - ребенок не любит ждать.

Задания, несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложны для детей с поражение ЦНС и психики. Поэтому для каждого занятия нужно приготовить одну (две) краску, которая будет использоваться при рисовании. На этих занятиях ребенку нужна ваша помощь. Прежде всего, малышу необходимо показать, как раскрашивать. Возьмите пальчик малыша, обмакните пальчик в краску и покажите, как пальчиком можно раскрашивать рисунок. Во время работы воспитатель должен следить, чтобы палец ребенка

не загибался и оставался прямым и напряженным, чтобы малыш работал подушечкой пальца, не размазывал краску по листу, старался не выходить за контуры рисунка.

Эти занятия с ребенком доступны и медицинскому персоналу и

специальной педагогической подготовки для этого не требуется.

Надеюсь, такое обучение понравится Вам и детям.

Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние пальцев на развитие речи"

Представлена консультация для педагогов, памятка и презентация. ...

"Влияние пальцев на развитие речи"

Представлена консультация для педагогов....

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Консультация для родителей и педагогов ДОУ...

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в  разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

Консультация для родителей "В чем заключается влияние пальцев на развитие речи"

Консультация для родителей "В чем заключается влияние пальцев на развитие речи"...

В чем заключается влияние пальцев на развитие речи.

В чем заключается влияние пальцев на развитие речию...