"Влияние пальцев на развитие речи"
презентация для интерактивной доски по логопедии по теме

Дахова Зара Азаматовна

Представлена консультация для педагогов, памятка и презентация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние пальцев на развитие речи

«Рука – это человеческий мозг,

вышедший наружу»

Иммануил Кант

        Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи малыша. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движения, формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое движение для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. Особенно тесно связано со становлением речи – развитие движения пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно важна здесь была роль руки. Развитие функций руки  и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».

Таким образом, есть все основания рассматривать кисти рук как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат.  С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей учеными была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

Рекомендуется проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички, застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

        Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их назначение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.



Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов.

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем
(ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

  1. кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
  2. то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
  3. те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пальцы здороваются"

  1. Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

"Оса"

  1. выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
  2. то же левой рукой;
  3. то же двумя руками;

"Человечек"

  1. указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
  2. те же движения производить пальцами левой руки;
  3. те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки"); 

"Коза"

  1. вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
  2. то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
  3. то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Очки"

  1. образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

"Зайчик"

  1. вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
  2. то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
  3. то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Деревья"

  1. поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

"Птички летят"

  1. пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

"Сгибание-разгибание пальцев"

  1. поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
  2. выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
  3. выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
  4. согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
  5. выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
  6. выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

"Бочонок с водой"

  1. согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

"Миска"

  1. пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

"Крыша"

  1. соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

"Магазин"

  1. руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;

"Цветок"

  1. руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;

"Корни растения"

  1. прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;
  2. одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они";
  3. кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;
  4. положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения. 

"Кулак-ребро-ладонь"

  1. на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Развитию ручной моторики способствуют также: 

  1. Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
  2. Нанизывание бус, бисероплетение;
  3. Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
  4. Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
  5. Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
  6. Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

  1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
  2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
  3. Упражнение "Сорока-белобока"
  4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
  5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
  6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
  7. Интенсивное растирание каждого пальца
  8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон
  9. "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

  1. "Пальчики здороваются"
  2. Повторить первое упражнение.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития движения пальцев на развитие речи

советы по развитию мелкой моторики для родителей...

"Влияние пальцев на развитие речи"

Представлена консультация для педагогов....

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Консультация для родителей и педагогов ДОУ...

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в  разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития. Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является ст...

Консультация для родителей "В чем заключается влияние пальцев на развитие речи"

Консультация для родителей "В чем заключается влияние пальцев на развитие речи"...