Главные вкладки

    Электронное дидактическое пособие "Маша и Медведь: дорога к школе"
    учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему

    П  Предлагаемое Вашему вниманию электронное многофункциональное дидактическое пособие «Маша и Медведь: дорога к школе» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.  Пособие носит                  и  интреактивный характер и соответствует требованиям  ФГОС ДО. Может применяться учителями-логопедами ДОУ в рамках коррекционно-развивающей работы с детьми, воспитателями  в образовательной области «  "Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», а также родителями  дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности ребёнка дома.  Способствует развитию речи, закреплению п   полученных речевых навыков.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл masha_i_medved.docx36.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Электронное дидактическое пособие

    «Маша и медведь: дорога к школе»

    для развития речи дошкольников

    Аннотация. ( Слайд 1)

    Предлагаемое Вашему вниманию электронное многофункциональное дидактическое пособие «Маша и Медведь: дорога к школе» предназначено для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.  Пособие носит интерактивный характер и соответствует требованиям  ФГОС ДО. Может применяться учителями-логопедами ДОУ в рамках коррекционно-развивающей работы с детьми, воспитателями  в образовательной области «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», а также родителями  дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности ребёнка дома.  Способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений.

    Актуальность. (Слайд 2)

    Актуальность пособия обосновывается рядом важнейших проблем решаемых сегодня в логопедии:      развитие речи,  создание условий для развития речи детей,  повышение мотивации на занятиях логопеда.

    В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место, так как закладывает основы успешного обучения в школе.

    С развитием речи связано как формирование личности в целом,    так и  всех основных психических процессов ребенка (памяти, внимания, мышления, воображения).

     Сегодня система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения,             а также  к внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Компьютерные презентации способны оживить деятельность детей за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения на экране.

    Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

    Именно в игре с использованием ИКТ современные дети охотнее преодолевают трудности, свободнее вступают в диалог и высказывают свои мысли.

    Одно такое пособие легко вмещается в себя все направления логопедической работы.

    Таким образом, важнейшей предпосылкой для решения задач речевого развития в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

    Поэтому определение направлений и создание условий развития речи у детей также относится к числу важнейших педагогических задач.

    Благодаря современной подачи информации на экране или мониторе компьютера   в игровой форме с полюбившимися персонажами, а также мультипликации, динамичной смене на экране изображений, звука, внимание детей удерживается дольше, и  способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу;

    Одна из идей пособия заключается в том, что создав эмоционально- положительный настрой ребенка на работу, мы сможем установить тесные доверительные отношения с ним. А устанавливать тесный контакт всегда проще через улыбку и хорошее настроение педагога и ребенка. Поэтому в пособии одним из немаловажных факторов является юмор. Юмористическая линия в сюжете игры — основа для повышения мотивации.

    Таким образом, использование электронного дидактического пособия для развитии речи «Маша и Медведь: дорога к школе»  позволяет решить несколько актуальных проблем в  логопедии.

    (Слайд 3) 

    Цель пособия: развитие речевых способностей и умений, формирование предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    1. актуализировать и обогащать словарь детей;

    2. совершенствовать грамматическую сторону речи;

    3. формирование навыков звукового анализа и синтеза слов;

    4. закреплять навык чтения и письма.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    1. совершенствовать фонематические процессы;
    2. развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;
    3. совершенствовать пространственные ориентировки;
    4. развивать  разговорную (диалогическую) речь: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.
    5. совершенствовать навык связного рассказывания (монологической речи).
    6. развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
    7. развивать интонационную выразительность речи;
    8. создавать у детей положительное эмоциональное отношение к обучению;
    9. повышать познавательную активность детей.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    1. воспитывать культуру поведения;
    2. воспитывать доброе отношение друг к другу;
    3. воспитывать сочувствие и взаимовыручки в коллективе;
    4. формировать доброжелательные отношений между педагогом и детьми. 
    5. формировать опыт коллективной деятельности, навыков сотрудничества, умения работать в группе.

    (Слайд 4)

    Титульный лист.

    Название дидактического пособия «Маша и Медведь: дорога к школе» само по себе символично: Маша проходит определенный путь к школе и игроки вместе с ней проходят  путь подготовки к школе.

    Игра начинается уже с титульного листа: Маша здоровается с игроками, предлагает им поиграть с ней.

    (Слайд 5, 6 – в режиме презентации можно передвигать предметы самостоятельно)

    Игра 1. «Покажи дорогу Маше»

    Цель: формирование навыка употребления приставочных глаголов.

    «Маша утром встала и пошла в школу. По дороге чего только не видела, сколько всего только не слышала».

    По щелчку ребенка Маша перемещается вперед. Ребенок комментирует действия (по дороге пошла, к бревну подошла, от бревна отошла, к мосту подошла, на мост взошла, мост перешла, к лесу подошла, в лес вошла).

    По ходу выполнения закрепляются в речи предлоги (от, к, в)

    (Слайд 7)

    Игра 2. «Кто защитит Машу?»

    Цель: развитие навыка анализа и синтеза слов, языкового мышления, знакомство со словами омографами (одинаковые по написанию, но различаются ударением)

    «Шла Маша по лесу, песни громкие, звонкие пела. Услышали девочку волки злые. Да к себе Машу забрать решили. Испугалась Маша, стала Мишу звать. Да далеко тот, не слышит старый».

    Машу спасет тот, кто ребус разгадает.

    (У детей сначала получается слово «пОлки».

     «Могут ли пОлки спасти Машу? Давайте переставим ударение».

    В левом нижнем углу значок Маши с телефоном. Он позволяет адресовать задание одному из детей: «Звонок другу…». Отвечает названный  ребенок.

    Если ребенок правильно отвечает, с помощь щелчка «спасает» Машу.

     

    (Слайд 8) 

    Игра 3.  «Фантазеры»

    Цель: развитие фантазии и художественного вымысла произведения.

    «Пошла Маша дальше. И забрела в волшебную сторону какую-то. Чудеса творятся здесь неладные»

    Как такое могло произойти?

    По нажатию появляется дед Мороз, банка с вареньем и Маша, спящая на облаке.

    Дети составляют предложения.

    После того, как дети составили предложение, по клику мыши на динамик Маша произносит: «Еще, еще, еще…».

    Рекомендуется отработать с детьми  правила культурного поведения (пригрозить Маше, что мы с ней играть не станем).

    (Слайд 9, 10 – в режиме презентации можно передвигать предметы самостоятельно) 

    Игра 4. «Помоги Маше вспомнить сказку»

    Цель: развитие связной речи

    Сказка «Теремок» хорошо знакома детям. В педагогике всегда широко использовалась и используется до сих пор для развития речи, мышления, творческих способностей, математических умений и навыков. Поэтому и сегодня  я не смогла не включить ее в свое дидактическое пособие.

    Игра  «Помоги Маше вспомнить сказку» помимо развития связной речи позволяет ознакомить детей с действием сериации (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого-либо признака), формирует навык употребления в речи порядковых числительных(первый, второй, третий и т.д.), предлогов (на, над, под, между) , интонационной выразительности, высоты и тембра голоса (тонкий голосок у Мышки, хитрый у лисы, злой у волка и т.д.), пространственной ориентировки: верх-низ, лево-право.

    Рекомендуется обсудить  поведение Маши: все помогали Маше  выполнять задания, а она говорит: «Ух, я такая боевая!» только о себе.

    Варианты заданий:

    1 задание «Заселяй-ка»

    Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.
    Педагог показывает предметные картинки героев сказки.
    - Угадай из какой сказки пришли герои?        
    - Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью логопеда рассказывает сказку).
    - Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?

    2 задание «Угадай, чей голосок?»

    Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.
    Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.

    3 задание  «Посели жильцов»

    Цель: Закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.
    Педагог предлагает заселить зверей по квартирам.
    Мышка будет жить на третьем этаже слева.
    Лиса – на втором этаже справа.
    Медведь – на первом этаже слева.
    Заяц на третьем этаже справа.
    Лягушка – на втором этаже слева.
    Волк – на первом этаже справа.

    Задание 4. «Кто, где живёт?»

    Цель: Формировать навык употребления предлогов над, под, между.
    Педагог размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?

    - Этот зверь живёт над волком. Это…
    - Этот зверь живёт над лисой. Это …
    - Этот зверь живёт под мышкой. Это …
    - Этот зверь живёт под лягушкой. Это …
    - Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…
    - Этот - между мышкой и медведем. Это …
    Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова
    над, под, между

    (Слайд 11)

    Игра 5. «Прогулка с Язычком»

    Цель: развитие артикуляторной моторики, речевого дыхания.

    «Шла-шла Маша и дошла до домика Язычка. И решила с ним поиграть»

    Выполняются артикуляционные упражнения:

    «Бегемот зевает», «Лягушки», «Заборчик», «Язычок выглядывает из окошка», «Качеля», «Грибок», «Лошадка».

    Дыхательное упражнение: «Понюхаем цветочки»

    «Поиграла Маша и пошла дальше».

    (Слайд 12) «Лесной концерт» 

    Цель:  формирование фонематического восприятия; автоматизация поставленных звуков; чтение слогов.

    «Шла-шла Маша по лесу устала. Присела отдохнуть. Хорошо в лесу: по всюду запах свежей травы, различных цветений».

    (Рекомендуется остановиться, закрыть глаза и представить себя с Машей в лесу.

    Выполнить дыхательное упражнение:  «Вдох (через нос) – выдох (через рот)

    «А-ах-х»).

    «А что же могла услышать Маша?»

    Вариант 1.

    По щелчку на  динамики в нижней части слева, звучат голоса лесных жителей. Ребенок нужно выбрать чей голос звучит.  

    Вариант 2.

    Нажав одновременно на несколько динамиков, зазвучит дуэт или трио.  

    Ребенку нужно услышать чьи голоса звучали.

     

    «Вот такой концерт услышала Маша. Каждый поёт свою любимую песенку. Давай петь вместе с ними! Слушай (читай) внимательно и повторяй песенки вместе с мышкой. А теперь вместе с медведем (с волком и т.д.). Постарайся не ошибаться!»    

    При нажатии на картинку  - изображение увеличивается.

    Далее отрабатывается  навык чтения  и автоматизации (или уточнения) звуков речи посредствам звукоподражания.

    (Слайд 13, 14 – в режиме презентации можно передвигать предметы самостоятельно) 

    Игра 6. «Кто в домике живет?»

    Цель: развитие навыка анализа и синтеза слов, чтения и печатания

    «Пришла Маша на полянку. А тут дом чей-то стоит. Ничего Маша не понимает кто в нем живет».

    Собрать слово и записать электронными чернилами. По щелчку появится в окошке кролик.

    В левом нижнем углу значок Маши с телефоном. Он позволяет адресовать задание одному из детей: «Звонок другу…». Отвечает названный  ребенок.

    Слайд 14 – в режиме презентации

    Найти и узнать все буквы. Составить из них слово.

    (Слайд 15)

    Игра 7. «Сосчитай-ка»

    Цель: формировать навык употребления количественных числительных.

    «Увидела Маша яблоки, ух, сколько же их? Поможем Маше сосчитать»

    - Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока.

    Культура поведения:

    По клику мыши «некультурная» Маша просит: «Еще, еще, еще…». Прорабатывается культура поведения, употребление вежливых слов.

    (Слайд 16)

    Игра 8. «Маша просит прощения»

    Цель: навык культуры поведения

     (Слайд 17)

    Игра 9. «Сосчитай морковки»

    Цель: закрепление навыка употребления количественных числительных.

     В левом нижнем углу значок Маши с телефоном. Он позволяет адресовать задание одному из детей: «Звонок другу…». Отвечает названный  ребенок.

    «Кролик подкрепился. И лег отдыхать. Сосчитай сколько морковок съел Кролик».

    (Слайд 18)

    Игра 10. «Что у Маши на обед?»

    Цель: развитие навыка анализа и синтеза слов.

    «Ух, проголодалась Маша. Пришла на полянку. А там уже котелок над костром висит. Вкусненькое что-то готовится. Подошла поближе  Маша и ахнула. -

     Клик мыши.  Что же увидела Маша? (зрительное внимание (муха)).

    Вместо еды муха огромная в котелке сидит».

    Накормить мы Машу сможем если ребус отгадаем.

     

    (Слайд 19, 20 – в режиме презентации можно передвигать предметы)

    Игра 11. «Вагончик»  

    Цель: развивать фонематический слух, выделение заданного звука в слове, нахождение его позиции.

    «Маша после сытного обеда решила полакомиться. Все слова с буквой М расселить в нужные окошечки  -  провести линию к нужному окошку электронными чернилами  и закрасить окошечки нужного цвета» (эскимо, рахат-лукум, мед).

    В левом нижнем углу значок Маши с телефоном. Он позволяет адресовать задание одному из детей: «Звонок другу…». Отвечает названный  ребенок.

    По окочанию игры, нажатием мыши,  десерт перемещается к Маше.

    (Слайд 21)

    Игра 12. «Допиши слово»

    Цель: Развитие фонематического слуха, автоматизация (уточнение) звуков, формирование навыка послогового чтения и печатания  слогов.

    Перед каждым словом, по нажатию, Маша спрашивает: «А это там что?».

    Подобрать к слогу картинку (икра, роза, рука). Дописать слово и соединить с картинкой электронными чернилами.

    (Слайд 22)

    Игра 13. «Рифмовочки»

    Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыка подбора рифмующихся слов (ведро – метро- кино).

    «Маше надо двигаться дальше, а художник все напутал и  поместил ее в ведро. Сможет ли Маша на нем куда-то доехать?» (нет, потому что это не транспорт).

    «Маша сможет добраться только на том виде транспорта, который рифмуется  со словом «ведро». Подберите вид транспорта для Маши».

    По клику мыши Маша переселяется в метро.

    «Мы узнаем куда поехала Маша, если подберем слово, рифмующееся со словом «метро».

    По клику мыши Маша перемещается в кинотеатр смотреть кино.

    (Слайд 23, 24 – в режиме презентации можно передвигать шмелей, выстраивая слово )

    Игра 14. «За медом»

    Цель: формирование навыка анализа и синтеза слов, чтения.

    1. Зачеркнуть (электронными чернилами) неправильно написанные буквы. Из оставшихся составить слово.
    2. Провести (электронными чернилами) дорожку от большего числа к меньшему. Прочитать, шагая по дорожке.
    3. Провести (электронными чернилами) дорожку от с самого большого шмеля и заканчивая самым маленьким. Прочитать, шагая по дорожке.

    По окончании игры можно предложить найти «лишнее» слово и (или) записать слово электронным маркером.

    (Слайд 25)

    «Учись на «пятерочки»!»

    Электронное дидактическое пособие «Маша и медведь: дорога в школу» обладает рядом преимуществ:

    - принципиально новый подход к дидактическому пособию, отвечающий реалиям времени;

    - яркость, красочность, современность и подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме;

    - современный сюжет, актуальные полюбившиеся герои;

    -  использование одновременно нескольких анализаторов: зрительный, тактильный, слуховой. - задания обыгрываются не только педагогом, но и звучит голос Маши, музыка из мультфильма. Это создает ощущение попадания в мультфильм самих детей: ребенок становится героем мультфильма;

    - экономия на расходных материалах;

    - легкость пополнения пособия новыми играми и заданиями, героями и звуковым  сопровождением;

    - легкость замены каких-либо элементов (фон, цветовая гамма, другое различное оформление);


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Электронное дидактическое пособие Дорожная азбука.

    Данная мультимедийное пособие разработано для проведения дидактической игры в подготовительной группе в рамках непосредственно образовательной деятельности «Здоровье», «Безопасность» и «Социализация»....

    Электронное дидактическое пособие «Времена года»

    Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано воспитателями ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности....

    Разработка электронного дидактического пособия «Насекомые

    Данное Мультимедийные пособие помогает ознакомлению дошкольников с миром природы в старшей группы, в рамках старшей группы непосредственно образовательной деятельности «Познание», «Коммуникация», «Соц...

    Электронно-дидактический материал развивающая игра «Скоро в школу» для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы.

    Цель: с помощью иллюстративного и демонстрационного материала создать развивающую игру «Скоро в школу» на основе трех дидактических игр: «Найди пару», «Четвертый лишний», «Исправь ошибку», что позволи...

    Электронное дидактическое пособие. Дидактическая игра «Быстрее. Ярче. Теплее».

    Интеллектуально-развивающая дидактическая игра для детей 6-7 лет. Образовательная область "Познание". Цель: упражнять в сравнении группы предметов по заданному признаку....

    Электронное дидактическое пособие «Неожиданный гость» (для воспитанников подготовительной к школе группы)

    Цель данного пособия: развитие интереса детей к математике, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий....

    В гостях у Маши и медведя. Электронно-дидактический материал для детей среднего возраста.

    Электронно-дидактический материал для детей среднего возраста групп ГБДОУ "В гостях у Маши и медведя". По теме: "Овощи и фрукты - основа здорового питания"....