Ранняя профилактика фонетических нарушений у детей младшего возраста
статья по логопедии на тему

Бадырова Руфина Сократовна

В данной статье приведен собственный опыт выявления детей "группы риска"  3-4 лет по речевому развитию. Представлены  результаты мониторинга , выбор  приоритетных задач и направлений  коррекционной работы при организации кружковой работы учителем-логопедом ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Бадырова Руфина Сократовна, учитель-логопед, МБДОУ г. Иркутска детский сад №141, город Иркутск, Иркутская область

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.

Речь в своём развитии проходит определённые этапы.   На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и , как следствие, в  дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии.

Важность и значимость  ранней   профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста известна и подчёркивается учёными в области дошкольной дефектологии. Гибкость и пластичность нервной системы дошкольника позволяет выработать компенсаторные механизмы, предупредить появление стойких отклонений.

В последние годы в ДОУ растёт количество детей с нарушениями речи и наш детский сад не является исключением. В психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)  нашего детского сада, созданный для обеспечения оптимальных условий воспитания и обучения детей с учетом их возрастных и индивидуальных  психо-физических особенностей развития  обращаются   родители и воспитатели младших  групп за помощью логопеда , в связи с «плохой» речью детей, на их взгляд. В связи с  тем, что  у детей младшего возраста идёт период формирования  и становления звуков , речь идёт о физиологической дислалии или так называемом «физиологическом косноязычии».Но среди детей данного возраста мы , логопеды , выявляем и направляем на ПМПК только детей- алаликов т.е. неговорящих.

Перед каждым сотрудником консилиума ДОУ, как и для меня , логопеда, стоят свои профессиональные задачи: своевременно выявлять детей с речевой патологией; обследовать детей с согласия родителей (законных представителей) и направлять на ПМПК для решения вопроса об оптимальном педагогическом маршруте и оказания  целенаправленной коррекционной помощи в условиях образовательной организации; проводить  профилактическую работу.

В начале года  я провела мониторинг  речевого развития детей младшего возраста от 3-4 лет. Анализ результатов выявил :три группы детей с разным уровнем развития речи :с высоким уровнем развития -25 %,со средним -39,7% и с низким 35,0% .Дети со средним уровнем развития использовали в речи местоимения, наречия, неточно использовали в речи предлоги, обобщающие слова, строили ,в основном, простые предложения. При низком уровне развития речи отмечалась бедность или недостаточность словарного запаса, с преобладанием бытовой тематики, чаще имен существительных и прилагательных. Грамматический строй был нарушен. Существительные  и прилагательные, иногда, употреблялись в единственном числе именительного падежа , а глаголы   – в начальной форме. Предлоги в речи отсутствовали. Развёрнутой фразы практически не было. В звукопроизношении наблюдались пропуски, замены, смешения или твердые звуки произносились смягченно. Некоторые дети плохо шли на контакт и не являлись инициаторами общения, не задавали вопросов, молчали. Наблюдалась моторная неловкость.

Я  организовала  для детей кружок «Звукознайка» с целью ранней профилактики  фонетических нарушений, содействия  развитию речи детей ,создания речевых ситуаций , стимулирующих мотивацию развития речи. Взяла подгруппу детей с низкими показателями, так называемую «группу риска» по речевому развитию. Создала  для этого необходимые условия:  программу, перспективный план  составила на основе методических пособий Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Кабушко А. Ю., Нищевой Н.В., Крупенчук О.И., Стрельниковой ,Стребелёвой ,  подготовила дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Рассчитан на один год обучения с октября по май.   Тематика НОД  построена с учётом от простого к сложному с накоплением постепенного объёма знаний, умений и навыков. Проводится 1 раз в неделю.

Наметила  приоритетные   задачи: Развитие слухового внимания и слухового  восприятия; Развитие речевого дыхания; Развитие общей и мелкой моторики .рассчитан на один год обучения с октября по май.   Тематика НОД  построена с учётом от простого к сложному с накоплением постепенного объёма знаний, умений, навыков. Проводится 1 раз в неделю. При организации коррекционного процесса большое значение придаётся принципам научности, системности, наглядности, воспитывающего характера обучения, сознательности и активности, прочности и индивидуального подхода.  Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы: опоры на развитие речи  в онтогенезе; опоры на коммуникативную функцию речи; учёта индивидуальных особенностей развития  ребёнка.

Включает  направления:

1)Развитие речевого дыхания.

Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей ниже возрастной нормы. У таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе. Поэтому, дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, и в дальнейшем развивать речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений. Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – груднобрюшной. Работа по формированию правильного дыхания проводится в следующей последовательности: развитие груднобрюшного типа дыхания; обучение детей длительному целенаправленному ротовому выдоху; развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность. Для этого с детьми провожу Комплексы традиционных и нетрадиционных игр на формирование неречевого дыхания. Дыхательно-гимнастические комплексы.1 комплекс. И. п. – сидя на стуле прямо или стоя: Вдох и выдох через нос и рот (попеременно);Вдох и выдох через  ноздрю носа (попеременно);Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; Вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).2 Комплекс «Послушаем свое дыхание» «Дышим тихо, спокойно и плавно» и др.3 комплекс – профилактические упражнения для верхних дыхательных путей. Погладить крылья носа от кончика к переносице – вдох. На выдохе постучать 5-6 раз по крыльям носа указательным пальцем. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую. По очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м». Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза). Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести звук «а-а-а» (5-6 раз).Игры для развития ротового выдоха. «Снег », «хоккей », «снежная горка», « снежки »,и др.Игры и упражнения на развитие речевого дыхания(сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность):«Загнать мяч в ворота» «Снежинки» «Вьюга» «Пурга» «Снег идёт»  «Холодно зимой» «Погреемся» и др.

По запросу воспитателей  провела тренинг  с презентацией пособий и упражнений по развитию речевого дыхания, в результате чего в группе пополнилась развивающая среда, зона речевого уголка. Для родителей в уголках разместила наглядную консультацию на тему: «Развитие физиологического и речевого дыхания  детей 3-5 лет». Провела мастер-класс  по изготовлению игровых пособий для развития речевого дыхания в домашних условиях.

2) Развитие слухового внимания и слухового восприятия.  Для привлечения внимания ребенка к неречевым звукам провожу игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти, умения определить направление звука. Такие ,как « Скажи, что звучит?» «Где позвонили?» «Скажи, что ты слышишь?» «Тихо – громко!»  «Кто что услышит?»,«Где звенит?» «Где постучали?», «Чей голос» и т.д.

Для  развития слухового внимания и ориентации в пространстве  такие игры, как: «Жмурки с колокольчиком» «Жмурки с голосом»

Для развития слухового внимания и координации движений.

«Ветер и птицы» « Солнце или дождик» « Угадай, что делать?»

Для развития слухового внимания и фразовой речи.

«Угадай по звуку!» и т.д.

Для совершенствования  процессов  запо?минания и воспроизведения последовательности  неречевых звуков (от 2 до 3)    такие упражнения.  как «Повтори!» и т.д.

3) Развитие общей  и мелкой  моторики.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной  моторики. Выработка динамической координации  движений, выполняемых в определенном темпе и ритме.

Использую  приемы: Самомассажа  пальцев и кистей рук.          

Различные массажёры (мячи, су-джок)

Пальчиковую  гимнастику, пальчиковые игры;

Мозаику, конструктор, сухой бассейн, шнуровку,  нанизывание бусинок и т.д.

Для педагогов был проведён мастер-класс по массажу, развитию артикуляционной моторики  в процессе выполнения в  игровой  форме  упражнений по подражанию, для развития правильного речевого дыхания.

В середине года  я провела  повторный мониторинг, чтобы проследить динамику развития. Анализ результатов выявил из 5 детей:со средним уровнем-2 детей

и с низким уровнем  -3 детей.Результаты повторного мониторинга показали положительную динамику в речевом развитии детей . Реализация кружковой работы,  оказание  профилактической помощи детям раннего возраста даёт стойкий положительный эффект и позволяет речевому развитию достичь физиологической нормы.

Литература:

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.: Просвещение, 1973.

2. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н, Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – М.: Книголюб, 2004.

4.Винарская Е.Н. //Возрастная фонетика/ Томск 2001

5. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М.: Владос, 1996.

6. Стребелева, Шматко, Разенкова: Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (с приложением).-М.:Просвещение,2014. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспит...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Представлено  тематическое планирование  работы  по развитию мелкой моторики рук с целью профилактики речевых нарушений  у детей младшего и среднего дошкольного возраста в свободно...

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

рекомендации для воспитателей детей 3 -4 лет " Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

МПО воспитателей младших групп "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом «Задержка речевого развития в раннем возрасте». Чтобы уменьшить количество детей с отклонениями ...

Консультация-практикум для воспитателей младших и средних групп по теме: «Ранняя профилактика звуковых нарушений у детей дошкольного возраста»

Познакомить воспитателей с основными направлениями работы по профилактике речевых нарушений у детей  младшего и среднего дошкольного возраста...