МПО воспитателей младших групп "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"
презентация по логопедии

Хрипкова Елена Викторовна

 В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом «Задержка речевого развития в раннем возрасте». Чтобы уменьшить количество детей с отклонениями в речевом развитии в старшем возрасте, необходима профилактическая работа с маленькими детьми до момента зачисления их на логопункт.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakt_rech_nar.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15

143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Вокзальная д. 18

Тел/факс 562-13-16  562-11-19 E – mail: detskiisad15@mail.ru; сайт krgora-ds15.ru

Методическое профессиональное объединение воспитателей младших групп городского округа Красногорск

Доклад-презентация  на тему:

« Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»

                                              Подготовил учитель- логопед

                                                                     Е.В. Хрипкова

2019г

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

 В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом «Задержка речевого развития в раннем возрасте». Чтобы уменьшить количество детей с отклонениями в речевом развитии в старшем возрасте, необходима профилактическая работа с маленькими детьми до момента зачисления их на логопункт.

  В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Целенаправленная работа по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Для решения обозначенной проблемы необходимо создание тех педагогических условий, которые будут способствовать эффективной работе по преодолению и предупреждению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы грамотно влиять на успешность овладения ребенком родным языком, педагог должен владеть приемами коррекционной работы с детьми, обладать достаточным уровнем теоретической и практической подготовки. Так, воспитатель дошкольного образовательного учреждения строит свою деятельность на основе комплексного подхода во взаимодействии с другими специалистами дошкольного образования: логопедом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинским работником

Воспитатель является центральной фигурой, которая, воспитывая детей, организуя содержательную составляющую воспитательно - образовательного процесса, в результате грамотного наблюдения за ребенком может дать сведения о речевом развитии детей для специалистов. Взаимодействие с логопедом и семьей дошкольников является важным аспектом работы воспитателя и одним из условий ее результативности.

Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

•        здоровьесберегающие технологии;

•         технологии проектной деятельности;

•        технология исследовательской деятельности;

•         информационно-коммуникационные технологии личностно-ориентированные технологии;

•         игровая технология;

•         технология «ТРИЗ» и др.

  Обучение детей правильному произношению доступных для них звуков  -  ведущая линия развития детей 3-4 лет. В этом возрасте закладываются предпосылки связи слухового и артикуляционного контроля, накапливается определенный запас слов, важное место среди которых занимают первые обобщающие понятия.

Для профилактики речевых нарушений детей младшего возраста важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:

•        Развитие правильного дыхания

•        Развитие мелкой и общей моторики

•        Развитие артикуляционной моторики

•         Развитие чувства ритмики

•        Развитие понимания речи

•        Развитие слухового внимания и фонематического      слуха

Сейчас их разберем подробнее.

Упражнения на развитие правильного дыхания: ( способствуют формированию плавной , спокойной речи, правильно произносить те или иные звуки)

•        Дуть в дудочки;

•        «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть);

•        «Забей мяч в ворота»;

•        «Сдувать с ладони ватку, перышко»;

•        Подуть на легкий шарик, плавающий в воде.

Игры на развитие мелкой моторики: ( способствую развитию психических процессов включая речь)

•        Игры с массажными мячами;

•        Развитие мелкой моторики с использованием разных поверхностей;

•        Игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта);

•        «Ладушки» - указательным пальцем правой руки водить по ладошке;

•        Выполнение пальчиковых игр с использованием стихотворений.

Упражнения на развитие артикуляционной моторики: ( вырабатывают подвижность, быструю переключаемость органов артикуляции, способствуют укреплению артикуляционных мышц, что необходимо для формирования правильтного звукопроизношения)

•        Максимально открывать и закрывать рот;

•        Растягивать губы в улыбочку;

•        Вытягивать губы трубочкой;

•        Движение высунутого языка влево-вправо;

•        Втягивать в себя щеки и надувать и т.д.

Упражнения на развитие чувства ритма: ( способствуют формированию четкости, выразительности речи, развивает фонематическое восприятие)

•         Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу;

•         Ходьба по кругу с пением;

•          Ходьба по кругу с пением и хлопком на каждый шаг и т.д.

Игры на развитие понимания речи: (способствуют развитию словарного запаса, формированию грамматического строя речи)

•        Что вы видите вокруг ?

•        Скажи какой?

•        Найди нужное слово;

•        Это правда или нет? (нахождение неточностей в тексте стихотворения);

•        Найди другое слово (учить подбирать синонимы и антонимы).

•        Учить узнавать игрушки по их описанию.

Упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха: ( необходимы для четкой и правильной речи)

•        «Угадай, что звучит?»

•        «Угадай, чей голос?»

•        «Узнай музыкальный инструмент»;

•        «Доскажи словечко».

  Говоря о профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста, хочется остановиться на использовании методов инновационной технологии ТРИЗ-РТВ. Методы теории решения изобретательских задач и методы развития творческого воображения позволяют наилучшим образом  (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития.

В формирование связной речи отчётливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируется у ребёнка по мере развития его мышления.  

Использование инновационной технологии ТРИЗ–РТВ позволяет педагогам обучать детей:

•        составлению сравнений;

•        созданию рифмованных текстов;

•        приёмам фантазирования;

•        составлению рассказов по серии картинок;

•        составлению рассказов по картине;

•        созданию текстов сказочного содержания и т. д.

  Предлагаемые игры и упражнения, методы ТРИЗ-РТВ   могут использоваться педагогами в процессе занятий (развитие речи, математика, конструирование, музыкальное, физкультурное и др.) и в свободной игровой деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста в профилактических целях.

Примеры игр:

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: формировать умение подбирать меткие слова и выражения народной речи, называть одни и те же предметы разными словами, образовывать слова с уменьшительным суффиксом.

Воспитатель достаёт из «Чудесного мешочка» по очереди разные игрушки, например, петушка и просит детей, как ещё можно его назвать.

Петушок – золотой гребешок.

Зайчик – побегайчик.

Лягушка – квакушка.

Лисичка – сестричка.

Коза – дереза.

Волчок – серый бочок.

Травушка – муравушка.

Игра «Угадай по описанию».

Цель: учить детей по описанию определять объект.

Формирование лексико-грамматических компонентов речи:

•         «Чей дом я загадал?»

•        Игра «Кто, где…».

Цель: развивать логическое мышление.

  Воспитатель говорит детям, что корова это домашнее животное и сразу спрашивает, а лиса?

Дети должны ответить.

- Корова - домашнее животное, а лиса? (ответы…)

- Роза – цветок, а ласточка?

- Иглой шьют, а карандашом?

- Овца даёт шерсть, а корова?

- Рыба плавает, а птица?

Использование метода “Каталог”

    Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный).

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

- Жил-был... Кто?

- С кем он дружил?

- Пришел злой... Кто?

- Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается,

 Сказки от “живых” капель и клякс.

     Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

Использование игровых упражнений типа “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.

Работу по развитию речи с использованием ТРИЗ можно проводить в несколько этапов:

На первом этапе подвести детей к проблеме многофункционального использования объекта. Например: Как можно использовать предмет – карандаш? (как средство для рисования, указку, меру для измерения и т. п.).

На втором этапе ребят учить выявлять противоречия в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Работу по развитию речи с использованием ТРИЗ можно проводить в несколько этапов:

На первом этапе подвести детей к проблеме многофункционального использования объекта. Например: Как можно использовать предмет – карандаш? (как средство для рисования, указку, меру для измерения и т. п.).

На втором этапе ребят учить выявлять противоречия в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять времени и не усугублять речевой дефект.

Используемая литература.

1. Белая А., Мирясова В. Пальчиковые игры для развития речи

дошкольников – М.: 2002.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду – М.: 1974.

3. Борякова Н., Соболева А., Ткачева В. Практикум по коррекционно -

развивающим занятиям – М.: 1994.

4. Волкова Г. Логопедическая ритмика – М.: 2002.

5. Жукова Н. С. Формирование устной речи. – М.: 1994.

6. Катаева А., Стребелева Е. Дидактические игры и упражнения – М.:1993.

7. Коноваленко В., Коноваленко С. Артикуляционная и пальчиковая

гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения – М.: 2003.

8. Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движение) – СПб.: 1997.

9. Пикулева Н. Игры с пальчиками. Балашиха.: 2001.

10. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: 1994.

11. Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим…1991

12. Филичева Т., Тумакова Т. Совершенствование связной речи. – М. 1994.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"

Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...

Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...