Роль театрализованных игр в развитии речи дошкольника.
консультация по логопедии по теме

Бредихина Татьяна Андреевна

Мастер - класс по теме: "Роль театрализованных игр в развитии речи дошкольника".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannye_igry.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованные игры»

                   Материал подготовлен

                                                                                           Учителем-логопедом

                                                                                          МАДОУ № 3 г.Троицка

                                                                                          Бредихиной Т.А.

2012

Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

                

Роль театрализованных игр для детей дошкольников.

  • В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  • Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
  • Происходит развитие различных анализаторов;
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
  • Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  • Развивается эмоционально-волевая сфера;
  • Происходит коррекция поведения;
  • Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
  • Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

    Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Это наиболее доступный и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участие в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

       В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Сегодня, проблема речевого развития детей в логопедических группах особенно волнует специалистов и воспитателей. Известно, что у детей с нарушениями речи имеются и другие более сложные отклонения: неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия.

       Что касается самой речи, то “страдает” не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирование речи, а также речевой аппарат.

       В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

       Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр на своих занятиях я руководствуюсь рекомендациями программы коррекционного обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставлю перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами.

       Воспитательное значение театрализованной игры состоит в развитии эмоций, познавательной деятельности с одной стороны и решений коррекционных задач с другой стороны.

       В каждой театрализованной игре есть сюжетный замысел, и ролевые действия. Ведущая роль в них принадлежит логопеду. Роль логопеда служит образом для подражания. Дети наблюдают, как говорит логопед, имитируя ролевые движения сказочных персонажей.

       Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.  

Общеразвивающие игры и упражнения.

Игра «Рак, рыба, роза, рука».

Дети встают в круг. Логопед находится в середине круга. Он поясняет условия игры.

- Я сейчас буду поочередно называть слова  - рак, рыба, рука, роза. На каждое слово вам придется производить свое действие. Давайте разберем, чем примечательны эти четыре разных предмета.

Например, рак имеет обыкновение пятиться назад. Значит, если прозвучит слово «рак» , то вам надо начать пятиться назад. Рыба – плавающее животное. Когда вы услышите это слово, вам надо выполнить руками впереди себя плавающие движения.

Если прозвучит слово «рука», вам надо хлопнуть в ладоши. При слове «роза» вы приседаете.

«Ледышка, картошка и бабочка».

- Скажите, ребята, если вы в руках подержали ледышку, то руки замерзнут, и как их надо будет после этого согреть? Правильно, подышать на ладошки. А если у вас в руках оказалась горячая картошка, отбросить ее от себя, чтобы не обжечься. А если у вас в руках оказалась бабочка, то ее надо бережно поднять вверх, чтобы она смогла взлететь в небо.

Теперь ваше задание: не ошибиться, когда я называю одно из трех слов – ледышка (дышим на руки), картошка (бросаем ее вперед) и бабочка (поднимаем ладони вверх).

Тренинг на внимание «Слушай мою команду».

Логопед просит детей выполнять его команды. Но делать это надо только в том случае, если он перед каждой командой говорит слово «внимание». Если такого слова он не произносит, то команду выполнять не надо.

Игра «Звери, птицы, рыбы».

Дети встают в круг. Логопед объясняет условия игры:

- Сейчас каждому из вас надо будет вспомнить названия рыб, птиц, зверей. Но каждый раз надо будет называть новые названия, повторяться запрещается.

После чего логопед ходит по кругу, бормоча «Звери, птицы, рыбы». Затем внезапно указывает на кого-то  из ребят и произносит: «Зверь» или «Птица» или «Рыба». Ребенок должен вспомнить и дать название зверя, птицы или рыбы. Тот, кто не может дать ответ, выходит из игры.

Эту игру можно проводить с мячом.

Игра «Деревья».

- Это игра на внимательность. Вы услышите несколько названий деревьев. Если это дерево растет в наших лесах, вы должны хлопнуть в ладоши. А если такое дерево не растет у нас, хлопать не надо.

1. Береза, осина, дуб, апельсин.

2. Клен, рябина, калина, баобаб.

И т.д.

Игра «Зима-лето».

- Все мы знаем, что бывают слова летние – солнце, клумба с цветами, стрекоза и т.д. А бывают слова зимние – лед на реках, снежная баба, сосулька и т.д.

Так вы сейчас вперемешку будете слушать то летние, то зимние слова. Если вы услышите слово летнее, то поаплодируйте ему - хлопните в ладоши. А если прозвучит слово зимнее, то вам надо громко загудеть «у-у-у» - словно ветер зимний сильно подул, метель закружила.

Игра «Ассоциации».

Упражнение проводится с детьми, стоящими в кругу. Первый ребенок произносит вслух два случайных слова, например, «шкаф» и «кошка». Второй ребенок произносит фразу, в которой соединяются первое и второе слово. Например: «В закрытом шкафу спала кошка». А затем этот же участник называет свое слово, например, слово «банан». Следующий ребенок связывает второе слово с третьим какой-то фразой, например: «так как это была африканская  кошка, она очень любила бананы», после чего произносит свое слово. Так игра продолжается, пока не будет задействован каждый ее участник.

Сказка по очереди.

Аналогичным образом дети сочиняют общую сказку, прибавляя к ее повествованию по одному предложению. То есть, дети повторяют все уже сказанное ранее и придумывают свою фразу. Получается чтение текста по принципу известного стихотворения С.Я.Маршака «Дом, который построил Джек».

Тренинг «Вспомни и назови».

Дети встают в одну линейку, логопед указывает, где у них будет находиться финишная черта – впереди на расстоянии 5-8 шагов. Задача детей – поочередно произносить слова по заданной тематике, которая обговаривается предварительно (например: «птицы», «посуда», «дикие животные» и т.д.)

Упражнение «Мы идем по кругу».

При выполнении этого упражнения дети должны построиться в два круга – внешний и внутренний.

Внешний круг – большой, внутренний состоит всего из 2-3 человек. Дети, составляющие большой круг, стоят на месте. Логопед встает в малый круг и вместе с игроками идет по кругу, приговаривая: «Мы по кругу идем и с собой несем…сладкое».

В ответ на это игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например, сахар. Тот, кто первым назвал нужный предмет, переходит во внутренний круг, и игра продолжается.

Игра «Назови лишнее слово».

Задание заключается в том, чтобы на слух отличить заданное слово от тех, что на него похожи. Логопед выбирает слово, которое он неторопливо произносит несколько раз подряд. Но параллельно взрослый «ошибается», между повторами он произносит другие слова, похожие по звучанию. Дети должны услышать неправильное слово и хлопнуть в ладоши.

Например:

Голос, голос, голос, колос, голос, волос, голос.

Коса, коса, роса, коса, коза, коса.

Игра «Продолжи предложение».

Детям дается задание продолжить фразу, которую начал логопед. Начало фразы надо подобрать такое, чтобы в ней ясно чувствовалось, о чем надо сказать в дальнейшем. Например:

- Если на улице выпал снег, то…

Ответы могут оказаться самыми разнообразными: наступила зима, можно кататься на санках, надо тепло одеться и др. Вот еще несколько вариантов подобных фраз-заданий:

- Если на небе светит солнце, то…

- Если птицы улетают на юг, то…

- Если ты вместе с мамой пошел в магазин, то…

Описание игр, способствующих выработке чёткой дикции и выразительности речи.

       

Основными компонентами речевой выразительности принято считать следующие:

-динамика (сила звука), которая проявляется в выделении ударных слов и слогов;

-темп, который в совокупности с речевой ритмикой выражается в скорости звучания, различных ускорениях и замедлениях произнесения, а также – в остановках (паузах);

-регистр (мелодика), избирательность произнесения слов и звуков на разной высоте;

-эмоциональная окраска, зависимость от выражаемых текстом чувств.

Упражнение «Тренинг слуховой памяти».

Логопед произносит вслух подборки слов, а дети должны повторить их вместе хором и в том же порядке. Подборки могут быть следующими:

  1. Дом, дерево, солнце, ветер, небо.
  2. Мама, брат, сестра, дядя, тетя.
  3. Май, лето, среда, весна, сентябрь.
  4. Луна, звезды, солнце, воздух, облака.
  5. Море, река, озеро, вода, пруд, болото.
  6. Диван, стул, стол, кресло, кровать, шкаф, ковер.

Можно для подобного тренинга произносить известные стихотворные строчки.

Упражнение « Усиление и ослабление».

Логопед поясняет задание:

- Тренировка дикционного и дыхательного аппарата начнется с произнесения и повторения всего одного звука. Вам надо произнести один звук, но произнести его в разных вариантах и передавая нужный художественный образ. Но вначале давайте обратим внимание на то, что все звуки делятся на гласные, которые можно тянуть голосом, петь их, и согласные, которые шипят, рычат, жужжат. Это согласные звуки.

А) Звук «Ж»

- к примеру, представим, что мы хотим изобразить одно насекомое с помощью звука «ж». Как, по-вашему, что это может быть за насекомое?  (Пчела). Вот и попытаемся показать пчелу с помощью всего лишь одного звука - «ж».

       Попробуйте произнести этот звук просто продолжительно – нейтрально. (Дети произносят звук «ж» продолжительно – «жжжжжжж»).

 А как показать, что пчела подлетела ближе? А теперь дальше. (Дети демонстрируют произнесение протянутого звука «ж» с эффектом приближения и удаления).

Как может жужжать добрая пчела? А как – злая?

       Теперь прокомментируйте своим жужжанием мой рассказ. Следите, чтобы ваше «жужжание» получилось в характере описываемых событий.

«Одна пчела возвращалась к своему улью издалека. Она в этот день набрала в свой хоботок много меду, мордочка у нее была вымазана в сладкой пыльце, и пчела была очень довольна сегодняшним днем.

       Но вдруг, подлетая к улью, пчела зацепилась лапкой за цветочек, споткнулась и пролила свой мед! Она разозлилась! А потом улетела за новым медом!»

Б) Звук «З»

       Аналогично проводятся тренинги со звуком «з» - изображая звучание комара (далеко - близко, добрый - злой). При этом сначала дети показывают разной силой звучания появление комара в момент его приближения и смену его настроения – отвагу, решительность, спокойствие и радость.

       При отработке разных оттенков произнесения звука «з» можно воспользоваться отрывком из известной сказки К. И. Чуковского «Муха -цокотоуха»

- Вспомните, какие события произошли в сказке «Муха-цокотуха» после того, как муха попала в лапы к злому пауку. В сказке появляется новый персонаж – отважный и смелый комарик. Сейчас вы услышите окончание сказки, а вам надо нужным произнесением звука «з» показывать действия комара и его настроение. ( Проводится тренинг с чтением нужного отрывка).

В) Звук «Р»

       Где в жизни можно услышать этот звук? ( Рычат собаки, гудят автомобили, трещат тракторы и т.д.) Теперь с помощью звука «р» , который звучит везде по - разному покажите, как:

-урчит сытый тигренок (спокойно, негромко, безмятежно);

-действует бормашина у зубного врача (тоже негромко, но более активно, настойчиво, многократно)

-наконец – как трещит автомобиль. Как он заводится? Как он трещит, когда застрял и сердиться? Как уезжает и вновь приезжает обратно?

       Примечание. Аналогично этому заданию можно «изобразить» звуком «у» изменение гудка поезда. То, как издалека приближается гудок поезда, затем рядом поезд делает несколько рывков (буксует) и удаляется.    

 

Г) Звук «Ш»

       Упражнения на произнесение звука «ш» можно построить несколько иначе.

-Произнесём все вместе звук «ш». Он может быть протяжным - «шшшшшш».

Вспомните, когда мы в жизни слышим звук «ш».

-Этот звук встречается, когда ветер шелестит листьями деревьев, спускается воздушный шарик, набегает и убегает с берега морская волна и т.д.

- Всё верно, сейчас каждый из этих звуков надо будет изобразить отдельно, с изменением динамики, то есть – силы звучания. Первый звук - когда ветер шелестит листьями деревьев. Представьте себе солнечное утро в лесу, когда легкий ветерок лишь слегка шевелит верхушки деревьев. Поднимите руки вверх и изобразите голосом шум легкого ветерка. Как деревья лишь слегка делают наклоны под воздействием таких порывов? (Идёт показ лёгких наклонов).

       Потом звук ветра усиливается, наконец, налетел сильный порыв ветра, верхушки деревьев качнулись, наклонились. Покажите это более сильное движение руками. Но после этого порыв ветра пробежал по деревьям и стих. Руки- деревья вновь выпрямились.

       Следующее использование звука «ш» - показать, как спускается воздушный шарик. Представьте, что вы держите в руках воздушный шарик, у которого внезапно развязалась верёвочка, которой он был завязан.

       Сначала воздух вырывается с силой, но постепенно утихает.

Новое задание - изобразить звуком, как набегает и убегает морская волна. Начинается приближение морской волны издалека, звук усиливается. Волна набегает на берег, и это самый громкий момент звучания. Затем волна убегает обратно в море, её шелест по песку ослабевает. Покажите, как на берег набегает сначала несколько спокойных волн, а потом - волны , которые поднимаются в бурю , в шторм. При этом выполняйте движение руками - руки движутся параллельно в одну сторону, делая взмахи нужной силы, в конце движения - спокойные или бурные, гигантские.

       Вот ещё несколько вариантов динамического изменения звука «ш»:

-экскаватор высыпает песок из кузова – сначала идёт сильное звучание, а  затем - постепенное его ослабление;

-мама укачивает ребёнка спать и просит его не шуметь- сначала дети могут без слов напеть мотив колыбельной, а затем, приложив палец к губам «знаком тишины», очень приглушённо произнести нужный звук;

- убегает вода из раскаленного чайника – сначала несколько раз идет показ короткого произнесения звука (« из чайника капают отдельные капли»), а затем – продолжительное, протяжное звучание («вылилось много воды»);

- встречаешь змею – имитация спокойного «шуршания ужа по лесной тропинке», а затем – его испуг во время внезапной встречи с человеком и затихание – « поспешное уползание ужа в кусты». При этом поведение и движение ужу можно одновременно имитировать волнообразными показами одной руки.

             Дыхательные  тренинги.

 

      Важную роль при освоении техники речи играет правильное дыхание. Ведь нередко бывает так – споткнулся начинающий артист на сцене, сбил ритм исполнения, смотришь, он задыхаться начал.

       Начинающий актёр должен тренировать свои умения правильно дышать. В этом ему помогут специальные развивающие упражнения.

Со свечой.

       Одним из простейших дыхательных тренингов считается «Дыхание со свечой» на разную продолжительность дыхания.

  1. Сначала детям предлагается представить себя сидящими перед горящей свечой, на которую надо дышать очень слабым, тихим дыханием. Так, чтобы выдох был очень длинным, а воображаемое пламя не погасло.
  2. Второй вид дыхания – напротив, очень активный, чтобы после выхода воздуха огонёк свечи погас. «На свечу дохнём – пламя мы собьём».
  3. Сделайте три коротких активных выдохов на одном вдохе, но так, чтобы ваша воображаемая свеча не погасла. При этом слегка поворачивайте голову к воображаемым свечам.
  4. Произведите пять коротких выдохов на одном вдохе, а на шестой раз сделайте выдох продолжительным и длинным. Так, чтобы погасить свечу.

Две собаки.

       Логопед рассказывает следующую сказочную историю, задавая детям нужные эмоциональные образы.

- На улице бегали две собаки – большая и маленькая. Они бегали очень долго и очень устали. Подбежали они друг к другу и встали рядом. При этом собаки шумно дышали. Сейчас на ваших глазах я превращусь в волшебника и произнесу волшебные слова: крибле, крабле, бумс. Теперь мы с вами на время из людей –девочек и мальчиков – в тех самых весёлых собак, которые гуляли на улице. Покажите для начала, как дышала большая собака. Представьте себе, что она просто огромного размера.

Пусть дети, высунув языки, покажут, как шумно дышала такая собака.

- Эта собака устала, она даже немного задохнулась оттого, что набегалась. Значит, её дыхание будет частым. Покажите, каким.

- Теперь покажите, как будет дышать маленькая собачка. «Голос» её дыхания будет отличаться от «голоса» дыхания большой собаки? Покажите, что и маленькая собачка тоже набегалась и сильно устала. (Дети показывают разные примеры дыхания) – высоким и низким «голосами».

        

Егорка.

       Для тренировки дыхания полезным бывает проговор продолжительных фраз на одном звуке, который длится на протяжении одного взятого дыхания. Можно научить особому виду тренинга – скороговорке, которая вся должна произноситься на одном звуке, без дополнительного взятия дыхания. Начало этой скороговорки следующее: «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки». Далее дети должны начать считать – «раз Егорка», «два Егорка», «три Егорка» и так далее. Чем больше Егорок сможет назвать ребёнок, тем больше у него объём лёгких.

В этом упражнении есть одна хитрость.

Чтобы произнести как можно больше слов, их надо проговаривать как можно скорее.

Утро в лесу.

- Представьте себе, что мы входим ранним утром в лес. Вокруг тишина, не шелохнется ни один листок. Но вот восходит солнце, оно освещает верхушки деревьев. Зашумел по листве ветерок и принёс первые лесные запахи. Вот мы почувствовали ароматы цветов, которые начинают поднимать вверх свои головки. Покажите короткими вдохами, как вы почувствовали аромат этих цветов. Мы идём вперед, и их запах становится всё ближе, все сильнее. Мы вдыхаем их аромат и выходим на полянку, полную наших любимых цветов. Сделайте несколько глубоких вдохов. А вдохи надо выполнять медленно, растянуто.

Надуй воздушный шарик.

       Делается короткий вдох носом и длинный выдох ртом, с губами, собранными в трубочку, словно и вправду надуваешь воздушный шарик.

На следующем занятии можно добавить движения руками. На вдох - руки поднимаются вперед- вверх, полукругом. При этом руки постепенно разводятся, словно показывая объём увеличивающегося шарика.

Паровоз встает в тупик.

      Выполняется четыре коротких вдоха через нос, а затем – длинный выдох ртом.

«Чик- чик, чик- чик, паровоз встаёт в тупик».

Насос.

       Упражнение выполняется стоя. Активный вдох носом и длинный выдох через рот с наклоном вперёд. При этом руки свободно опускаются вниз, словно покачивая воображаемый насос.

Ритмико – двигательный тренаж.

       Большинство приведенных ниже простейших заданий преследует несколько целей – развитие внимательности, звуковой и двигательной чуткости, а также – разогревания, раскрепощения мышц по принципу « от простого к сложному». А также – концентрация внимания, тренинг запоминания и воспроизведения нужных действий. Постепенное овладение необходимыми навыками приводит к тренингу сосредоточенного многопланового внимания.

Изобрази жестом.

       Дети жестами передают смысл слов, которые им называет логопед. Слова могут быть следующими: « высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «тише» и т.д.

Угадай животное по его жесту.

       Каждый ребенок показывает движение животного – например, походку. При этом можно использовать и другие внешние показатели – позицию рук, головы, осанку и т.д.

Задача остальных – угадать животное.

Марионетки.

       Второе название этого действия – «Зеркало».

В этом упражнении участники должны выполнять движения ведущего. При этом можно сказать следующее:

- Представьте себе, что все мы на время превратились в кукол – марионеток.

Что такое марионетки? Это куклы, которые управляются с помощью ниточек. Ваша задача – повторять все мои движения: колебания рук, хлопки, движения головой.

Коса – бревно.

       Логопед предлагает на каждое сказанное им слово выполнять нужное действие. Так, на слово «коса» дети должны поднять ноги вверх, чтобы тот, кто косит косой , не задел их по ногам. При слове «бревно» надо, наоборот, пригнуться книзу, чтобы летящее бревно не задело их по головам.

Такое упражнение лучше выполнять, когда дети стоят в кругу, окружая логопеда. Он при этом может вращаться вокруг своей оси, меняя задание на ходу. А ребята – пригибаться или перепрыгивать через воображаемую косу.

Передай хлопок по кругу.

Дети стоят в кругу. Логопед хлопает в ладоши, повернувшись к соседу. Тот, в свою очередь, поворачивается к другому соседу и «передает» хлопок ему.

Остальные действуют аналогично. При определенном навыке темп можно ускорять.

Где мы были, что мы видели.

Логопед предлагает темы для двигательного выполнения. Темы могут быть следующими: «Мы были в лесу, мы там видели…», «Мы были в цирке, мы там видели…» и т.д.

Дети изображают персонажей и явления природы, быта, которые они видели в том или другом месте, заданном темой.

Кто как работает?

Во время задания дети рассуждают на тему, кто как работает, и показывают нужные действия.

Логопед помогает им своими вопросами: Что делает дворник? Что делает врач? Что делает учитель? Что делает портниха? И т.д.

Дети могут не только дать свой ответ пантомимическим показом, но и прокомментировать его словами.

Угадай профессию.

Логопед просит продемонстрировать действия человека, имеющего ту или иную профессию. При этом дети выслушивают  загадки о различных профессиях. Обычно при этом называется вид деятельности в конкретной работе и рабочие принадлежности. Вот некоторые примеры создания подобных загадок.

  1. Этот человек работает на улице, он одет в большой фартук, у него есть метла, лопата и совок для собирания мусора. (Дворник).
  2. Этот человек работает в больнице, он одет в белый халат, у него есть специальная трубка, чтобы слушать больных, и градусник, чтобы измерять температуру. (Врач).
  3. Этот человек работает под землёй, он одет в комбинезон из плотной материи, на голове у него каска со светящимся фонарём, он добывает уголь. (Шахтер).
  4. Этот человек работает в аэропорту. Он одет в  форменный китель, на рукаве которого прикреплена специальная эмблема – два крыла. Он водит в небе самолёты. (Лётчик)

Метроритмические движения с текстами.

В эти упражнения заложены определённые цели. Прежде всего – сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с метроритмом.

Олени.

Логопед объясняет, что сегодня все совершат путешествие на север, где водятся северные олени. Их главная особенность – красивые ветвистые рога на голове, которые придают этим животным гордый вид. Каждый из детей на время превратится в такого гордого северного оленя, а их ветвистые рога изобразит с помощью своих рук. В этой песенке будет меняться её характер, который сначала нарисует нам образ скачущего оленя, а потом – плавную воду реки, к которой он пришёл на водопой. Так же должны меняться и характер движений – с энергичных на плавные и обратно.

Текст попевки.

Эй, олени, все за мной!

(Дети поднимают руки вверх и скрещивают их над головой. Пальцы ладоней растопырены).

Поспешим на водопой!

Посмотрите, вот река,

Широка и глубока.

Не достанешь и до дна.

( Сначала дети бегут мелким шагом, потом немного наклоняются вперёд и разводят руки в стороны).

А водица так вкусна.

Как попьём водицу,

Постучим копытцем.

( Снова складывают руки в рога, высоко поднимая колени, поочерёдно поднимают каждую ногу и кивают головой – «благодарят»).

Украинская народная песня «Два весёлых гуся».

Для начала разучивается основная стойка. Ноги надо поставить на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища – они изображают крылышки гусей. Пальцы на руках надо растопырить – это «гусиные пёрышки». Ходят гуси, покачиваясь из стороны в сторону, важно.

Затем разучивается движение, которое называется «хвостики» - пусть дети покажут, где у гусей хвостики. Вот этим местом надо покачивать из стороны в сторону и легонько приседать, а потом вновь вставать в основную стойку – выпрямиться.

Пусть дети потренируются в выполнении этого жеста несколько раз : покачались, присели, встали; покачались, присели, встали.

Текст песни.

  1. Жили у бабуси

Два весёлых гуся.

( Покачивание из стороны в сторону на выпрямленных ногах).

Один – серый,

Другой – белый,

(«Хвостики», приседание,

«Хвостики», приседание.)

Два весёлых гуся.

( Покачивание из стороны в сторону.)

        

  1. Вытянули шеи –

У кого длиннее.

(Вытягивание корпуса вверх с приподниманием на цыпочках.)

Один – серый,

Другой – белый,

(«Хвостики», приседание,

«Хвостики», приседание.)

У кого длиннее.

(Вытягивание корпуса вверх.)

                                                                                                                                                             

  1. Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

(Поочерёдные наклоны вперёд – в стороны с обхватом руками корпуса).

Один – серый,

Другой – белый,

(«Хвостики», приседание,

(«Хвостики», приседание.)

Спрятались в канавке.

(Приседание, руки сложены наверху, словно закрывают голову – «гуси спрятались в канавке.) 

  1. Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!

(Руки «рупором» приставлены ко рту, поочередные повороты вправо и влево.)

Один – серый,

Другой – белый,

(«Хвостики», приседание,

«хвостики», приседание.)

Гуси мои, гуси!»

(Руки подпирают щеки, голова покачивается из стороны в сторону.)

  1. Выходили гуси,

(Покачивание из стороны в сторону, как в 1 куплете.)

Кланялись бабусе.

(Движение – поясной поклон, правая рука вверху.)

Один – серый,

Другой – белый,

(«Хвостики», приседание,

«хвостики», приседание.)

Кланялись бабусе.

(Поясной поклон.)

       

                Тренинги развития воображения и памяти.

 

Звуки утра в лесу.

Логопед предлагает детям представить себе, какие звуки они смогут услышать в тот момент, когда просыпается утренний лес. При этом, чтобы не отвлекаться на внешние раздражители, дети могут закрыть глаза, чтобы сосредоточиться.

Ребята могут назвать следующие звуки: шелест листьев, перестук веток, вой ветра, капли росы, падение шишки, шелест ужа в траве, голоса дятла и кукушки, прыжки белки, писк комара, жужжание пчелы, вой волка, стук топора, голос пилы.

Среди реальных звуков дети могут назвать волшебные – те, которые никогда не встречаются на самом деле, но порождены их сказочным воображением. Например, звон цветов – колокольчиков, стуки, которыми Дюймовочка просилась в нору полевой мыши, походку гномов, которые возвращаются с работы.

        

Ощути объект.

Детям даётся задание – передать своим поведением окружение и собственные ощущения.

Например, войти в комнату, где холодно ( жарко, сыро, пыльно, темно).

Войти, чтобы взять нужный предмет, когда:

  1. знаешь, где он лежит;
  2. забыл, где он находится, и пришлось его искать;
  3. когда надо взять его тайно.

Задания с предметами.

Дети показывают действия с предметами – как они расчёсываются расчёской, смотрятся в зеркало, чинят стул.

В таких случаях можно действовать сначала с воображаемыми предметами, а потом – превращая обычный предмет, например, карандаш, в другие вещи: шпагу, расческу, градусник и т.д.

Чепуха – чепуховинка.

Задача детей – отличить правду от вымысла в стихотворениях, которые читает логопед.

- Я предлагаю сыграть в веселую игру. Я буду вас спрашивать – чепуху ли я рассказала, а вам надо отличить, где была чепуха, а где – правда.

1. Делай утром ты зарядку – будут мускулы в порядке.

    Приседания и бег, будь здоровым, человек!

    Вставай раньше петуха. Мой рассказ весь – чепуха.

    Чепуха – чепуха – чепуховинка!

(Дети возражают – нет, это правда).

2. Коль родился голосистым, станешь быстро ты артистом,

    Песни будешь классно петь, если даже вдруг медведь

    Наступил тебе на уши – всем тебя приятно слушать.

    Громко ты поешь «Ха – ха – а!» Мой рассказ весь – чепуха.

    Чепуха – чепуха – чепуховинка!

   (Ответ: «Да! Чепуха!»)

3. Повар варит щи и суп из различных самых круп.

    Все, что сварит, тащит в рот, никому суп не дает.

    Также любит потроха. Мой рассказ весь – чепуха.

    Чепуха – чепуха – чепуховинка!

   (Ответ: «Да! Чепуха!)

4. Бабушка живет в избушке, в глухомани, в деревушке.

    Нет там вовсе Интернета, телевизора там нету.

    Деревушка так глуха…Мой рассказ весь – чепуха.

    Чепуха – чепуха – чепуховинка!

   (Ответ: «Нет! Правда!)

        

5. Любим мы верхом на зайце на закате покататься,

    Кот у нас дом сторожит, мышь при виде пса дрожит.

    На корове мы сохой пашем смело под горой.

    Вот корова. Вот соха. Мой рассказ весь – чепуха.

    Чепуха – чепуха – чепуховинка!

    (Ответ: «Да! Чепуха!)

Что всего важнее?

Логопед читает стихотворение И. А.Агаповой «Что всего важнее?», делая паузу перед каждым последним словом фразы-ответа. Дети по смыслу угадывают последнее слово и произносят его хором.

Что всего важнее в мире для народа?

Если ты гулять идешь – хорошая …(погода).

Куст – для крыжовника, борщ для половника,

Для рыбы – речка, для пирога - …(печка)

Дождь – для садовника, полк для полковника.

Для чугунка – ухват, для сластены - …(шоколад).

Для портрета – рама, для ребеночка - …(мама).

Для театра – сцена, а для школы - …(перемена).

Интонация в образе.

Детям предлагается сказать один и тот же текст с интонацией разных людей. От имени человека доброго; от имени человека злого; человека робкого; человека трусливого; находчивого; жадного; обиженного; заботливого; внимательного; воспитанного.

Психотренинги.

Логопед знакомит детей с понятием «эмоция» - переживания, чувство. С тем, как эмоцию можно передать в мимике. Психотренинги стимулируют навык понимания нужного переживания, способствуют развитию воображения, фантазии, возникновения добрых и положительных ассоциаций. Для понимания детьми требования логопеда по выполнению того или иного мимического выражения, удобно воспользоваться схемами – таблицами, иначе говоря – пиктограммами, выполненными графически. На этих схемах – пиктограммах внутри овалов, выполняющих роль человеческих лиц, несколькими штрихами рисуются разные изображения лица. Такие схемы помогут детям точнее изобразить нужное состояние через собственную мимику. Чтобы во время выполнения упражнений точнее воспроизводить нужные мимические особенности, можно рекомендовать проведение первых занятий перед зеркалом.

Произнеси свое имя ласково.

- Обращали ли вы внимание на то, что у каждого имени в нашей стране из одного можно сделать несколько. Например, имя Иван можно произнести более ласково – Ваня, Ванечка, Ванюша, Ванюшенька, Иванушка. Вот сколько разных вариантов одного и того же имени.

- А как можно ваше имя сказать ласково? Каким именем вас называют дома ваши мама и папа. Пусть каждый из детей вспомнит и произнесет свой ласковый вариант ласкового имени. Какое чувство вызывает у вас произнесение вслух ласкового имени? (радость, удовольствие).

(Идет разбор соответствующей карточки с нужным выражением чувства радости.)

Назови свою маму ласковым словом.

Доброе воспоминание.

Перед сном.

Логопед предлагает вспомнить свое состояние в момент перехода ко сну. Пусть дети закроют глаза, сделают несколько ровных вдохов и выдохов. При этом они должны почувствовать, как у них расслабляются все мышцы лица, выражение которого становится спокойным, безмятежным. Идет выбор рисунка – схемы с нужным изображением человеческой мимики.

Описание игр взята из материалов курсов повышения квалификации Давыдовой М.А. Агаповой И.А. «Театрализованные игры и тренинги в ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность....

Роль театрализованных игр в развитии речи дошкольников

Роль театрализованной игры в развитии речи дошкольников...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Консультация направлена на раскрытие роли театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста....

"Роль театрализованных игр в развитии речи дошкольников"

Презентация  педагогического опыта по реализации проекта "Роль театрализованных игр в развитии речи дошкольников"...

Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников". Морзавицкая Е.А.

Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"...

Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Посредством театрализованной деятельности у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, память, речь. В дошкольном возрасте важен процесс участия ребенка в театрализованной деяте...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Театр – это самая настоящая игра, которая никогда не надоедает, потому что изменяется, усложняется и развивается вместе с детьми. Театрализованная деятельность-это…не просто игра! Это пре...