Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников.
статья по логопедии на тему

В статье подробно описаны формы работы по развитию связной речи и ее основных видов: диалогической и монологической. Даны подробные рекомендации  по работе над составлением рассказа-описания,  рассказа по серии сюжетных картин, рассказа по одной сюжетной картинке, по работе над пересказом и работе над самостоятельным рассказом (рассказы из опыта, творческие рассказы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov.docx39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников.

Для того чтобы связно и последовательно излагать свои мысли, необходимо целенаправленно развивать связную речь ребенка. Под связной речью понимается развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.

В норме навыки владения связной речью у ребенка начинают развиваться после 3,5 -4 лет, после того, как ребенок овладеет правильным звукопроизношением и звуко-слоговой структурой слова, достаточным словарным запасом, навыком грамматически правильного построения предложений. При  несформированности этих предпосылок связная речь ребенка не может быть полноценной.  В связи с этим, перед тем как приступать непосредственно к развитию связной речи,  с ребенком нужно провести работу по обогащению словарного запаса, развитию навыков словообразования и словоизменения, научить ребенка строить простые и сложные предложения. Иначе ему попросту   нечего будет связывать в более сложные высказывания. Если же ребенок хоть немного владеет данными предпосылками, если способен построить простое предложение, должна проводиться работа по развитию связной речи, а параллельно с этим  регулярно  должна проводиться работа и по развитию вышеназванных предпосылок.

В работе по развитию  связной речи можно выделить следующие основные этапы:

  • воспитание понимания связной речи
  • воспитание диалогической связной речи
  • воспитание монологической связной речи

Воспитание монологической связной речи включает в себя следующие виды работы:

  • работу над составлением рассказа – описания
  • работу над составлением рассказа по серии сюжетных картин
  • работу над составлением рассказа по одной сюжетной картине
  • работу над пересказом
  • работу над самостоятельным рассказом

Работу  над пониманием речи рекомендуется начинать с понимания диалогической речи. Вначале это могут быть беседы на разные темы с использованием красочных картинок, на которых ребенок должен показать нужные предметы и действия по вопросам взрослого. Затем ребенку можно предъявить  разные виды словосочетаний и предложений, которые ему нужно соотнести с  соответствующими картинками  (Пример: Покажи собаку хозяина. Покажи хозяина собаки. Покажи маму дочки. Покажи дочку мамы. Покажи картинку, где девочка рвет цветы.  Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату и  т.д.).  Далее рекомендуется начать  работу над пониманием содержания сказки, рассказа, то есть  пониманием монологической связной речи. При этом так же используются иллюстрации. Нужно выразительно прочитать ребенку сказку или рассказ, предложить ребенку рассмотреть картинки, а потом попросить его показать  соответствующие картинки с изображением  героев,  действий.  Затем взрослый задает вопросы по содержанию рассказа и выясняет понимание ребенком причинно-следственных связей (почему это произошло? Кто это сделал? И т.д.).  Далее взрослый просит ребенка назвать ответ, который при правильном понимании ребенком смысла текста должен быть верным.  Если ребенок понимает смысл рассказа, он может передать его своими словами.

Развитие диалогической речи.

Для развития диалогической речи полезно с ребенком проводить беседы на бытовые темы. Этот вид беседы носит ситуативный характер и проходит в ситуации, происходящей на данный момент (прием пищи, процесс одевания, подготовка ко сну и т.д.). Этот вид диалога является наиболее простым.

Дальше можно переходить к более сложному  виду диалога - беседе на определенные темы. Такая беседа  должна иметь вступление, обсуждение какого-то вопроса и итог беседы.  Темами таких бесед могут служить:  впечатления о фильмах, книгах, экскурсиях, походах и т.д. Главная роль в таких беседах отводится взрослому, который должен направлять беседу и  выстраивать конкретные вопросы в нужной последовательности.  Постепенно вопросы должны усложняться, и взрослый должен требовать от ребенка более развернутых ответов, состоящих из одного и более предложений.  Так осуществляется незаметный переход от диалогической речи к монологической.  

Воспитание монологической связной речи.

Вначале формируется мотив высказывания, то есть желание о чем-то рассказать. Для того чтобы ребенок не сбивался с одной мысли на другую и не нарушал последовательность событий, необходимо составить план рассказа с помощью наводящих вопросов взрослого. Потом нужно спросить ребенка, о чем он собирается рассказать сначала, о чем потом и чем закончится его рассказ. Ребенок должен мысленно представлять себе весь рассказ, его структуру, для того чтобы затем его последовательно изложить.

Работа над составлением рассказа-описания.

Составление рассказов-описаний о предметах является наиболее простым видом рассказывания, но в то же время  является очень полезным видом деятельности, так как  развивает у ребенка умение составлять небольшие связные тексты, посвященные одной теме. В таких рассказах обычно описывается один предмет и его основные признаки. Описывать можно игрушки, предметы, животных, птиц, фрукты, овощи, сказочных героев  и т.д. Чтобы избежать хаотичного рассказа о чем-либо, ребенку дается наглядная схема рассказа-описания. Схему можно изобразить на листе картона, разделенного на квадраты по количеству признаков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения. Для описания игрушек, например, предлагаются 6 квадратов: 1) цвет (цветовые пятна); 2) форма (несколько геометрических фигур); 3) величина (два мяча разной величины);4) материал (наклеенные фольга, дерево); 5) части игрушки (пирамидка с разобранными кольцами); 6) действия с игрушкой (рука с разведенными пальцами). Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания.

Если же описанию подлежит животное,  нужно отметить особенности строения его тела (какие у него голова, глаза, уши, хвост, шерсть) , отметить его повадки, характер, особенности питания.

Рассказывание по плану учит сосредотачивать свои мысли на определенном объекте и способствует развитию внимания.

Прежде чем приступить к составлению рассказа-описания, необходимо проговорить с ребенком признаки описываемых предметов, которые затем должны быть включены в рассказ. Например, при описании  волка нужно познакомить ребенка с такими прилагательными, как  «серый», «опасный», «ловкий»,  «сильный» и т.д., с глаголами «охотится», «крадется», «ест», «выслеживает» и т. д».

Когда ребенок освоит рассказы-описания  об одном предмете, можно переходить к более сложным видам рассказов – описаний: к описанию сразу двух предметов на основе их сравнения. Например: сравнение животных (волка и лисы), овощей (огурца и помидора), игрушек (легковой и грузовой машины  и т.д.).

Пример: «Это машина легковая, а это грузовая. Легковая машина - зеленая, а грузовая серая. У легковой машины есть салон, а у грузовой – кабина и кузов. У легковой и у грузовой машин есть колеса, руль, фары…» 

Полезно составлять описательные загадки о предмете или объекте («Большой, белый, в толстой шубе, живет на Севере, питается рыбой, опасен для человека»).

В результате работы над составлением рассказов-описаний  у детей формируется умение сосредотачивать свои мысли и удерживать их на определенном объекте, что важно для развития внимания, памяти, мышления, наблюдательности.

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

В этом виде работы ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Он рассказывает в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевая структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец. Работа над составлением рассказов по серии сюжетных картинок развивает у ребенка внимание, логическое мышление, понимание причинно-следственных связей, связную речь.

Вначале ребенку предлагается составить рассказ по серии картинок, разложенных в той последовательности, в которой происходили события. Картинки, расположенные в нужной последовательности, являются наглядным планом рассказа для ребенка. Поначалу берется небольшое количество картинок (не более трех). Например: 1. Девочка с пустой корзиной пришла в лес. 2.Девочка стала собирать грибы. 3.Девочка пришла домой с корзиной грибов.

По мере развития у ребенка навыка составления таких коротких рассказов количество сюжетных картинок  в серии нужно увеличивать, соответственно увеличивается и количество предложений в рассказе.  Рассказ ребенка становится более подробным и продолжительным.  Постепенно нужно подводить ребенка к тому, чтобы он сам раскладывал картинки в нужной последовательности, что равносильно самостоятельному составлению плана рассказа. Если ребенок нарушает логическую последовательность событий в рассказе, взрослый помогает ему наводящими вопросами.

Для развития понимания причинно-следственных связей детям полезно предлагать картинки, разложенные  в неправильной последовательности,  затем попросить найти ошибку и самостоятельно ее исправить.

В итоге такой работы ребенок постепенно усваивает, что рассказы нужно строить в соответствии с расположением картинок.

Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Данный вид рассказа достаточно сложен для детей, так как события на картинке представлены одновременно  и определить последовательность событий ребенку нужно самостоятельно. Для успешного составления рассказа по одной сюжетной картине необходимо соблюдать ряд правил:

  • картина для составления рассказа должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка
  • сюжет картины должен быть понятен ребенку и соответствовать его возрасту
  • на картине должно быть небольшое число действующих лиц
  • картина не должна быть перегружена деталями, не имеющими отношения к ее основному содержанию.

Как правильно работать с сюжетной картиной:

  • взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер вопросов, задаваемых ребенку
  • нужно рассмотреть  с ребенком внимательно картину
  • с помощью вопросов выделить в ней главное содержание
  • обратить внимание ребенка на детали картины
  • определить последовательность событий на картине (составляется устный план рассказа)
  • предложить ребенку придумать имена героям, придумать название картины
  • можно предложить ребенку рассказ-образец взрослого (особенно на начальных этапах обучения  рассказыванию по сюжетным картинам)
  • попросить ребенка самостоятельно составить рассказ, придерживаясь составленного плана, ориентируясь на проведенную беседу с взрослым по картинке и используя в рассказе образцы речи взрослого.

Работа над пересказом.

Пересказ играет важную роль в развитии у ребенка таких психических функций, как память и внимание, логического мышления, так как требует от ребенка воспроизведения правильной последовательности событий с учетом их причинно-следственных связей.

Для пересказа  рекомендуется использовать лучшие рассказы писателей - классиков и  русские народные сказки (Этим требованиям соответствуют народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой и других).  Можно использовать иллюстрации к рассказу, но предъявлять ребенку их рекомендуется только после первого прочтения текста, чтобы не отвлекать его внимания от восприятия самого рассказа. Текст рассказа должен быть понятен ребенку и соответствовать его возрасту.

Рекомендуемый порядок выполнения пересказа:

  1. Выразительно прочитать ребенку рассказ. (Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста для будущего пересказа — это может отвлечь от целостного восприятия художественного произведения).
  2. Выяснить, понравился ли рассказ ребенку, задать ребенку несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа.
  3. Объяснить ребенку значения незнакомых ему слов и попросить их повторить.
  4. Обратить внимание ребенка на красивые обороты речи и повторить их еще раз.
  5. Рассмотреть вместе с ребенком картинки к содержанию рассказа, найти на них всех персонажей, обсудить их, ответить на возникшие у ребенка вопросы.
  6. Предложить ребенку еще раз послушать рассказ, и постараться запомнить, чтобы потом его пересказать.
  7. Попросить ребенка пересказать текст. Здесь нужно помнить, что главное - это сам пересказ. Ребенку нужно умело высказаться, грамматически правильно построить предложения, затем связно и последовательно передать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного.

Если у ребенка возникают трудности в последовательности изложения, при пересказе ребенок может ориентироваться на сюжетные картинки, которые будут служить ему планом к пересказу. А так же взрослый или сам ребенок во время медленного чтения рассказа  может сделать схематичные зарисовки сюжета рассказа, и, ориентируясь на них, пересказать текст. Так же можно использовать «модель» рассказа, например, в виде прямоугольника, разделенного на три части, обозначающие начало рассказа, основную часть (самую большую) и заключительную часть.  В дальнейшем, совершенствуя навык пересказа, можно будет практиковать пересказ без опоры на наглядность, где ребенок  самостоятельно должен удерживать в памяти всю последовательность событий.

Работа над самостоятельным рассказом.

Самостоятельные рассказы могут быть  из опыта ребенка, а могут быть  творческими.

Сложность  самостоятельного рассказывания заключаются в том, что ребенок должен сам подбирать нужные слова, придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на заданную тему и свой прошлый опыт, и связно его изложить.

От ребенка так же требуется умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и интересно передавать свой замысел.

Тема должна быть близка опыту ребенка, доступна его пониманию и интересна. Это вызовет  у него желание придумать рассказ или сказку.

Рассказы из опыта ребенка.

Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник. Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественных произведений, обогащение детской речи образными словами и выражениями — необходимые условия и предпосылки развития у детей умения рассказывать о случаях из своей жизни.

Предлагаются конкретные, близкие ребенку темы о недавно пережитых ярких событиях: «Как я готовил подарки маме», «Как я ходил на речку» и т.д. Прогулки в парк, лес, походы в музей, на экскурсию  дают материал для составления небольших рассказов.

Сначала  ребенку можно предложить составить сюжетный рассказ о предметах или явлениях природы. Наиболее сложным для ребенка является описательный рассказ, так как в нем отсутствует ярко выраженная сюжетная ситуация, и от ребенка требуется передача своего отношения к событиям, что ему очень трудно. Поэтому на начальных этапах лучше предложить темы рассказов, в которых четко выделялась бы сюжетная линия, ярко вырисовывалась бы последовательность действия («Как мы сажали огород», «Как мы вырастили щенка»).

Важно направлять внимание ребенка на то, чтобы он вспомнил какие-то события и передал их в рассказе. В предварительной беседе взрослый предлагает ему вспомнить, что он видел на прогулке или в музее, намечает основные части рассказа (что расскажем сначала, что потом, чем закончим рассказ).

Установлению последовательности, четкости повествования способствуют и указания взрослого, которые должны даваться коротко, четко и быстро, чтобы не разрывать повествование.

В этом виде рассказывания большое значение имеет рассказ-образец взрослого. Образец оказывает прямое влияние: ребенок находит для рассказа аналогичные случаи из своего опыта, постепенно овладевает формой изложения. Сначала ребенок может подражать рассказу взрослого. Однако нужно постепенно отучать ребенка от копирования образца взрослого. Установка  «расскажи по-другому» стимулирует развитие самостоятельности детского рассказа.

Рассказ-образец взрослого должен подчиняться следующим требованиям:

  • тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту,
  • четкость построения, отсутствие излишних деталей, динамичность действия, ясная концовка;
  • язык рассказа должен быть приближен к разговорному: эмоционален, лишен сухости и однообразия.

Составление творческих рассказов.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Творческий рассказ является наиболее сложным видом рассказывания, так как ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое нужно логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку, а так же точно,  выразительно и занимательно передавать свой замысел. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Варианты творческого рассказывания:

1.  придумывание продолжения и завершения рассказа (взрослый  сообщает начало рассказа, его завязку, а события и героев придумывает сам ребенок);

2.  придумывание рассказа или сказки по плану взрослого (ребенку предоставляется самостоятельность в развитии содержания);

3.    придумывание рассказа по теме, предложенной взрослым (без плана), где  ребенок может выступить  автором, выбрать содержание повествования. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.;

4.  придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – является самым сложным видом рассказывания.

При  придумывании рассказа на самостоятельно выбранную тему на первых порах взрослому рекомендуется посоветовать ребенку, о чем придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Затем ребенку предлагается придумать название будущего рассказа и составить план. Ребенку можно дать установку: «Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, затем  коротко - о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все».

Обучение умению придумывать сказки рекомендуется начинать с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты. Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях.

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Ребенок может сочинять стихи, загадки, небылицы, считалки.

Таким образом, обучение рассказыванию оказывает всестороннее влияние на речевое развитие ребенка и  его личность в целом, а так же на его речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

Список использованной литературы:

1. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. - (Серия «Методический кабинет».) – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 176 с.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.                

3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

4. Сомкова О.Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ Сомкова О.Н.; ред. А.Г.Гогоберидзе.- СПб.:   ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. -160с.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников с ОНР.

О некоторых приёмах, которые помогут родителям более успешно работать над связной речью....

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Р...

Консультация для педагогов "Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников"

Консультация для педагогов «Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста»Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень м...

Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников

Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое...

Игры по развитию речи. Развитие связной речи у дошкольников.

Развитие связной речи у дошкольников. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти две формы речи отличаются др...

Методические рекомендации «Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников»

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения  информ...