Методические рекомендации «Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Кожаева Елена Юрьевна

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения  информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. По словам В. А. Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обращение  к художественной литературе, как к культурной ценности устного творчества, является определяющей позицией моей работы с воспитанниками.

При ознакомлении с художественной литературой  использовала  следующие методы:

Чтение воспитателем книги или передача текста наизусть. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

Инсценирование .

Этот метод можно  использовать  как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Разработала перспективное планирование по реализации поставленных задач.  Система работы по ознакомлению с произведениями художественной литературы включает:

ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг;

образовательную деятельность по сетке;

свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Он включает песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в предыдущем возрасте. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки. Поэтому  решила объединить произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца. Это выглядело так:

1-я неделя: чтение народных и авторских сказок; драматизация небольших произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок (моноизданий, сборников);

2–я неделя: чтение стихотворений (лирических, игровых, юмористических), рассматривание сборников стихов, чтение стихов в лицах;

3-я неделя: чтение рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов;

4-я неделя: путешествие по страницам «толстой» книги.

При подборе книг для чтения в течение недели, старалась знакомить детей с произведениями одного писателя, например, со сказками А. Пушкина, рассказами М. Зощенко, стихами Д. Хармса.

Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие  приемы:

–  беседы по тексту,

–  придумывание однокоренных слов;

–  использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

–  пересказ сказки по ролям;

–  чтение народных сказок;

–  беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой?»;

–  игры-драматизации;

–  игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок);

–  игра со счётными палочками «Изобрази героев сказки»;

–  беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии»;

–  дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал  ветер?» или «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза» и др.

Подготовку к восприятию нового произведения осуществляю непосредственно перед чтением или же накануне, при этом использую самые разнообразные приемы:

В книжный уголок помещаю новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение), о чем оно. В начале образовательной деятельности расспрашиваю детей об их предположениях, хвалю за наблюдательность, называю произведение.

Показываю предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называю их, объясняю назначение. Например, перед чтением сказки Н.Телешова «Крупеничка» предлагаю рассмотреть гречку (крупу и картинку с изображением этого растения).

Предлагаю, ориентируясь на название, высказать предположения относительно содержания книги. Например, сказка Б.Заходера «Серая звёздочка». Спрашиваю: — «Как думаете, про кого она? (Ответы детей). Сообщаю: — «А вообще-то эта сказка про жабу». Дети нахмурились и замахали руками. – Почему вы машете руками?

Непосредственно после чтения беседую с детьми. Лучшему усвоению содержания способствовали следующие приемы:

вопросы воспитателя;

рассматривание иллюстраций к произведению;

демонстрация рисунков, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.  Например, предлагаю детям закрыть глаза и представить козлика из сказки П.Бажова «Серебряное копытце». Затем показываю рисунок. «Это не он,- говорят дети, — у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток». Ещё раз прошу детей закрыть глаза и меняю прежний рисунок на новый  (козлик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни).

словесные зарисовки. Предлагаю детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, придумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушиваю высказывания детей, задаю уточняющие вопросы.

чтение отрывков из текста по просьбе детей.

Для того, чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, предлагаю им:

рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т.п.) эпизоде. Затем зачитываю соответствующие отрывки;

рассказать об одном из эпизодов (по выбору) подробнее. Потом зачитываю текст, а дети договаривают концовки предложений: «Марьюшка была хороша – красавица писаная, и от доброты …(краса ее прибавлялась) из русской народной сказки  («Финист – Ясный сокол»). Или: «Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся…(добрым людям на радость)! А ты, гречка, выцветай, созревай, завивайся – будь ты …(всем людям на угоду)! Из сказки «Крупеничка» Н. Телешов.

драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают.

Например, разговор Наташи с домовёнком Кузей (по мотивам произведения «Домовёнок Кузька» Т.Александровой). Дети,  исполняя роль Домовёнка, очень радуются, надев лохматый парик. Он помогает им войти в роль.

Необходимость в беседе по прочитанному произведению важна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Беседуя по прочитанному произведению в процессе образовательной деятельности  и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, выслушав детей, мы снова зачитывали отрывок из произведения. Очень важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели  рассуждения о том, что и почему случилось – приключилось.

Значительное место в детском чтении занимают рассказы детских писателей. Реалистические рассказы являются одной из форм познания мира ребенком, расширения его жизненного опыта. Они помогают ребенку вырабатывать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, пересказывая их, ребенок упражняется в литературной речи, обогащается его словарь образными словами и выражениями. Дети с удовольствием слушают рассказы о природе. Писатели-природоведы знакомят детей с жизнью животного и растительного мира, учат их тонкой наблюдательности, материалистическому пониманию явлений природы, воспитывают гуманистическое отношение к живой природе. Лаконичным и простым языком писатели показывают богатство и красоту природы. Например, «пришла весна, потекла вода». Эти описания ребенок легко запоминает и может использовать в своей речи. У каждого писателя-природоведа свой любимый жанр, они по-разному говорят о природе. М. М Пришвин писал короткие рассказы – заметки в дневнике; В. В. Бианки чаще всего создавал научные сказки на фольклорной основе; Е. И. Чарушин создавал короткие реалистические рассказы, в которых сообщаются бытовые сведения (как животные попадают в зоопарк, как в неволе кормят малышей, как они играют, о чем «думают», что им снится).

 

Нужно учитывать, что в «природоведческой» книге очень большое значение имеют иллюстрации. Поэтому, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми текстов, необходимо подбирать красочно оформленные издания с иллюстрациями большого формата. Прежде всего, эти книги показывают, а потом читают. Через зрение у детей развивается особый вид мышления – визуальное мышление.  Зрительные образы дают пищу мышлению и воображению ребенка, дают темы для разговоров и создают потребность в речевой деятельности. Важным приемом в ознакомлении с рассказом является выразительное чтение. Поскольку маленький ребенок – не читатель в прямом смысле этого слова, а только слушатель, выразительное чтение взрослым рассказа для малыша – первый и важный шаг, от которого во многом зависит первое впечатление ребенка о рассказе. Эмоциональные переживания напрямую связаны с теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникают в результате чтения. Объединяю чтение рассказа с музыкой и поэзией, с показом иллюстраций.

Знакомя детей с жанром рассказа, учу их замечать выразительно-изобразительные средства, какими автор характеризует образ. Например, при чтении «Волчишко» Е.И.Чарушина  задавался детям вопрос: «Какими словами писатель сказал о том, как плохо было  Волчишке  в доме человека? («Стал жить – дрожать», «стал тихонько жить»).          Большое значение имеет чтение рассказов с моральным содержанием. Они учат «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность.  Рассказы  Л .Н. Толстого,  В. В. Сухомлинского,  В. А. Осеевой, К. Д. Ушинского приобщают ребенка к миру нравственных отношений. Они очень поучительны. Писатели рассказывают детям о них самих и ставят перед необходимостью решать жизненно важные нравственные проблемы. Чтение обязательно сопровождаю беседой, где дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. При правильной постановке вопроса у детей возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Интересно проходят занятия по тематическому объединению двух и более произведений. Например, по теме «дружба» хорошо сочетать рассказ Л. Н. Толстого «Два товарища» и В. А. Осеевой «Синие листья». О вежливости и уважении – «Волшебное слово», «Просто старушка», «Печенье» В. А. Осеевой.

 

Дети любят повторное чтение, и при вторичной встрече с рассказом мы его инсценируем  (пересказываем по ролям, от лица героев).  В книге «Воспитываем сказкой» предлагаются следующие творческие задания: изменить конец рассказа, объединить два рассказа и придумать продолжение, внести новую ситуацию, придумать похожий рассказ с другим животным.

 

Огромной любовью пользуется  сказка.  Она вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героем его чувства. Сказка развивает воображение, воспитывает эстетически и способствует усвоению языка. Сказка дает ребенку первые уроки нравственности (формирует представление о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности), вселяет веру в то, что правда восторжествует над ложью, добро над злом. Изумителен по меткости и красоте язык народной сказки, благодаря чему образы и картины рисуются словно живые. Один меткий эпитет сказки создает картину, пейзаж: «чистое поле», «дремучий лес», «быстрая реченька» и т.д.

Лаконичное описание языка в сказке дополняется живой интонацией: «Приходи, куманек, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!», «Василиса Премудрая такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать». Сказка дает своим героям меткие прозвища: «лисичка-сестричка»,  «мышка-норушка». Слова-прозвища часто подкрепляются и звукоподражанием: «Ку-ка-ре-ку!», «Ква-ква» и т.д. Многие сказки построены на диалогах, где рисуется характер действующих лиц, их поступки. Через них дети учатся разговорной речи. Развивается диалогическая, связная речь. Содержатся в сказках правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим: «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила».

Тексты сказок расширяют словарный запас детей, помогают сделать речь образной, колоритной. Сказка помогает перенести слова из пассивного словаря в активный. К. Д. Ушинский писал: «У ребенка запас слов не мал, но быстро отыскать в памяти нужное слово и составляет активность речи».

 

Чтение русских народных сказок  начинаю читать  с присказки: «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На море-океане, на острове Буяне…». Рассказывание сказок завершаю одной из традиционных для русского фольклора концовок, например: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают». Или концовкой из сказки А.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым  молодцам урок!».

Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные  игры  они  помогают детям овладеть  родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, прибаутки, докучные сказки, небылицы.

Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают  ребенка,  а  служат,  по  выражению  К. И. Чуковского  экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию. После прослушивания небылицы ребенок анализирует ее с точки зрения достоверности фактов, старается восстановить порядок. Задание требует внимания и сообразительности. Мы знакомим детей с фольклорными и литературными небылицами.  Виртуозами  перевертышей  являются  детские  поэты  К. И. Чуковский, С. Я. Маршак,  Б. В. Заходер  и другие, которые помещены в сборнике Л.Е. Стрельцовой  «Литература и фантазия». Дети не только любят слушать небылицы, но и сами сочиняют их, делая к ним рисунки. Упражняя их в составлении небылиц, предлагаю им в стихотворении найти ошибку:

Стала  льдом  вода  и  грязь,

Снег покрыл дома,

Это значит началась

В городе осень.

Затем дети сами придумывают небылицы на тему: «Чего не бывает в это время года?» Далее предлагаю более сложный вариант. Придумываю предложение, отражающее реальное событие, а дети в ответ предложение с нереальными событиями, или наоборот:

Ночью ярко светит луна.

Зимой в лесу все тропинки заросли травой.

От составления предложений переходим к составлению «странных рассказов».В качестве образца служат произведения «Путаница» К.И.Чуковского, «Вот какой рассеянный» С.Я.Маршака, фольклорные небылицы. В работе с небылицами помогают учебные пособия Л.Б.Фесюковой «От трех до семи», О.А.Белобрыкиной «Речь и общение» и О.С.Ушаковой «Знакомим дошкольников с литературой».

Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.

Пословицы имеют форму совета, предупреждения, воспитывают в людях благородство, честность, трудолюбие, доброту и решительность, осуждает лень, лживость и другие людские пороки. Подспорьем в работе с пословицами является пособие О. С. Ушаковой «Знакомим дошкольников с литературой». Где отмечается, что пословицы и поговорки нельзя искусственно «привязывать» к процессу речевого общения с детьми. Пословица и поговорка должна сама вытекать из содержания художественного текста. Важным условием их использования является уместность. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль. Разбору пословицы предшествую чтение художественного произведения, подводя тем самым детей к осознанию ее смысла.

После того как у детей уже накоплен запас пословиц, учу подбирать пословицу к соответствующей ситуации на картине, к художественному образу, к произведению. Иногда иллюстрирую ту или иную  пословицу  в рисунке, это помогает легче выразить её в слове. Затем учу детей по пословицам составлять рассказы, сказки. Использование детьми пословиц в речи придает ей особую яркость, меткость и образность.

При  знакомстве  с  поэзией детей учу понимать, чувствовать и воссоздавать стихотворение. Заучивание стихов развивает память ребенка, это несет огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд.

В. Г. Белинский писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо приучится к гармонии русского языка, сердце преисполнится изящного, пусть поэзия действует на них так же, как музыка». Стихи привлекают к себе детей миром звуков, ритма, мелодии. Лирические стихи известных русских поэтов: А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А.  Плещеева, И. З. Сурикова, И. П. Токмаковой,  Л. Квитко и других учат ребенка любить природу, зовут ребенка в мир прекрасного, способствуют освоению норм литературного языка. Восприятие поэзии, как известно, требует особого духовного настроения. Когда жизненные впечатления ребенка совпадают с их настроением, содержание побуждает в детях поэтическое вдохновение, вызывает особый интерес к произведению.  Первое знакомство детей со стихотворением по возможности организуется при восприятии явления, о котором в нем говорится. Природа – лучшее место для знакомства с лирической поэзией. Ребенок становится не только слушателем, но и созерцателем окружающего. Он сопоставляет видимое и слышимое, что активно развивает его ассоциативное мышление, помогающее понять художественный и эмоциональный строй поэзии. Стихи действуют на чувства ребенка, на его эмоции.  Лирические стихи предназначены не для однократного чтения детям. Моя задача – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Учить детей ставить цель – запоминать. Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец грамматической и лексической речи. При заучивании стихотворений использую разные приемы:

образец выразительного чтения;

помощь в выборе нужной интонации;

умение регулировать силу голоса, темп речи; правильная артикуляция звуков, правильное произношение слов;

оценка чтения;

в конце занятия выразительное чтение педагога.

В  последствии  для  лучшего запоминания текста, использую другие формы повторения:

досказывание  детьми  рифмующего слова;

воспроизведение стихотворения по цепочке;

зарисовка с помощью мнемотаблиц;

чтение стихотворения по схеме.

Так в дидактической игре «Читаем стихотворение», основная задача – к прослушанному стихотворению подобрать схему с изображением настроения человека

«Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною-

В сени к нам летит …».

В процессе совместного с детьми  чтения совершенствуется выразительное чтение, развивается литературный интерес к поэзии на вечерах поэзии, конкурсах чтецов. При чтении стихотворений создаю поэтическую атмосферу в группе на занятиях, праздниках, в повседневном общении, на прогулке, на природе.

Каждое занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы начинаю с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением С.Я. Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?».

Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей, а главным ее результатом —  умение  говорить  грамматически правильно, точно и выразительно.

Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (50%), стихи (36%), классическую детскую литературу (7%), энциклопедии (7%), а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:

Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;

Научить правильно подбирать художественную литературу;

Порекомендовать как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.

Подготовила  и  провела  с родителями  консультации:

Роль книги в развитии ребёнка.

Книжка в вашем доме.

Как превратить чтение в удовольствие.

Учим стихи – развиваем память.

Папки – передвижки:

Воспитание будущего читателя.

«10 правил для родителей»

Стихи к Дню книги.

Пословицы и загадки о книгах.

Для родителей проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д.) Ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.

Предлагаем родителям выучить стихотворение с ребёнком дома.

Приглашаем родителей на конкурс детских стихов.

Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом.  С  детьми   посещаем  городскую  детскую  библиотеку, в ходе экскурсии библиотекари  рассказали  детям о назначении библиотеки, способах её использования, о книгах, показали детям спектакль, познакомили  с новинками книжной продукции. Некоторые дети  с родителями посещают детскую библиотеку и имеют возможность взять книгу домой.

В результате приобщения детей к художественной литературе   анализ  мониторинга позволяет  отметить положительную  динамику в развитии речи детей. Воспитанники с желанием слушают произведения художественной литературы;  дети   научились   определять жанр произведения; знают и называют любимые сказки и рассказы; испытывают интерес к объемным произведениям, которые читаются по главам; драматизируют небольшие произведения;  эмоционально рассказывают стихи; знают  2-3 считалки; с удовольствием загадывают и отгадывают загадки. Узнают по иллюстрациям и называют любимого детского писателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад №29»

Методические рекомендации

«Использование художественной  литературы как средства развития связной речи  у дошкольников»

 Воспитатель Кожаева Е.Ю.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения  информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. По словам В. А. Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обращение  к художественной литературе, как к культурной ценности устного творчества, является определяющей позицией моей работы с воспитанниками.

При ознакомлении с художественной литературой  использовала  следующие методы:

Чтение воспитателем книги или передача текста наизусть. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

Инсценирование .

Этот метод можно  использовать  как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Разработала перспективное планирование по реализации поставленных задач.  Система работы по ознакомлению с произведениями художественной литературы включает:

ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг;

образовательную деятельность по сетке;

свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Он включает песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в предыдущем возрасте. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки. Поэтому  решила объединить произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца. Это выглядело так:

1-я неделя: чтение народных и авторских сказок; драматизация небольших произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок (моноизданий, сборников);

2–я неделя: чтение стихотворений (лирических, игровых, юмористических), рассматривание сборников стихов, чтение стихов в лицах;

3-я неделя: чтение рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов;

4-я неделя: путешествие по страницам «толстой» книги.

При подборе книг для чтения в течение недели, старалась знакомить детей с произведениями одного писателя, например, со сказками А. Пушкина, рассказами М. Зощенко, стихами Д. Хармса.

Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие  приемы:

–  беседы по тексту,

–  придумывание однокоренных слов;

–  использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

–  пересказ сказки по ролям;

–  чтение народных сказок;

–  беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой?»;

–  игры-драматизации;

–  игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок);

–  игра со счётными палочками «Изобрази героев сказки»;

–  беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии»;

–  дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал  ветер?» или «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза» и др.

Подготовку к восприятию нового произведения осуществляю непосредственно перед чтением или же накануне, при этом использую самые разнообразные приемы:

В книжный уголок помещаю новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение), о чем оно. В начале образовательной деятельности расспрашиваю детей об их предположениях, хвалю за наблюдательность, называю произведение.

Показываю предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называю их, объясняю назначение. Например, перед чтением сказки Н.Телешова «Крупеничка» предлагаю рассмотреть гречку (крупу и картинку с изображением этого растения).

Предлагаю, ориентируясь на название, высказать предположения относительно содержания книги. Например, сказка Б.Заходера «Серая звёздочка». Спрашиваю: — «Как думаете, про кого она? (Ответы детей). Сообщаю: — «А вообще-то эта сказка про жабу». Дети нахмурились и замахали руками. – Почему вы машете руками?

Непосредственно после чтения беседую с детьми. Лучшему усвоению содержания способствовали следующие приемы:

вопросы воспитателя;

рассматривание иллюстраций к произведению;

демонстрация рисунков, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.  Например, предлагаю детям закрыть глаза и представить козлика из сказки П.Бажова «Серебряное копытце». Затем показываю рисунок. «Это не он,- говорят дети, — у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток». Ещё раз прошу детей закрыть глаза и меняю прежний рисунок на новый  (козлик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни).

словесные зарисовки. Предлагаю детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, придумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушиваю высказывания детей, задаю уточняющие вопросы.

чтение отрывков из текста по просьбе детей.

Для того, чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, предлагаю им:

рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т.п.) эпизоде. Затем зачитываю соответствующие отрывки;

рассказать об одном из эпизодов (по выбору) подробнее. Потом зачитываю текст, а дети договаривают концовки предложений: «Марьюшка была хороша – красавица писаная, и от доброты …(краса ее прибавлялась) из русской народной сказки  («Финист – Ясный сокол»). Или: «Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся…(добрым людям на радость)! А ты, гречка, выцветай, созревай, завивайся – будь ты …(всем людям на угоду)! Из сказки «Крупеничка» Н. Телешов.

драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают.

Например, разговор Наташи с домовёнком Кузей (по мотивам произведения «Домовёнок Кузька» Т.Александровой). Дети,  исполняя роль Домовёнка, очень радуются, надев лохматый парик. Он помогает им войти в роль.

Необходимость в беседе по прочитанному произведению важна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Беседуя по прочитанному произведению в процессе образовательной деятельности  и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, выслушав детей, мы снова зачитывали отрывок из произведения. Очень важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели  рассуждения о том, что и почему случилось – приключилось.

Значительное место в детском чтении занимают рассказы детских писателей. Реалистические рассказы являются одной из форм познания мира ребенком, расширения его жизненного опыта. Они помогают ребенку вырабатывать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, пересказывая их, ребенок упражняется в литературной речи, обогащается его словарь образными словами и выражениями. Дети с удовольствием слушают рассказы о природе. Писатели-природоведы знакомят детей с жизнью животного и растительного мира, учат их тонкой наблюдательности, материалистическому пониманию явлений природы, воспитывают гуманистическое отношение к живой природе. Лаконичным и простым языком писатели показывают богатство и красоту природы. Например, «пришла весна, потекла вода». Эти описания ребенок легко запоминает и может использовать в своей речи. У каждого писателя-природоведа свой любимый жанр, они по-разному говорят о природе. М. М Пришвин писал короткие рассказы – заметки в дневнике; В. В. Бианки чаще всего создавал научные сказки на фольклорной основе; Е. И. Чарушин создавал короткие реалистические рассказы, в которых сообщаются бытовые сведения (как животные попадают в зоопарк, как в неволе кормят малышей, как они играют, о чем «думают», что им снится).

Нужно учитывать, что в «природоведческой» книге очень большое значение имеют иллюстрации. Поэтому, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми текстов, необходимо подбирать красочно оформленные издания с иллюстрациями большого формата. Прежде всего, эти книги показывают, а потом читают. Через зрение у детей развивается особый вид мышления – визуальное мышление.  Зрительные образы дают пищу мышлению и воображению ребенка, дают темы для разговоров и создают потребность в речевой деятельности. Важным приемом в ознакомлении с рассказом является выразительное чтение. Поскольку маленький ребенок – не читатель в прямом смысле этого слова, а только слушатель, выразительное чтение взрослым рассказа для малыша – первый и важный шаг, от которого во многом зависит первое впечатление ребенка о рассказе. Эмоциональные переживания напрямую связаны с теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникают в результате чтения. Объединяю чтение рассказа с музыкой и поэзией, с показом иллюстраций.

Знакомя детей с жанром рассказа, учу их замечать выразительно-изобразительные средства, какими автор характеризует образ. Например, при чтении «Волчишко» Е.И.Чарушина  задавался детям вопрос: «Какими словами писатель сказал о том, как плохо было  Волчишке  в доме человека? («Стал жить – дрожать», «стал тихонько жить»).          Большое значение имеет чтение рассказов с моральным содержанием. Они учат «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность.  Рассказы  Л .Н. Толстого,  В. В. Сухомлинского,  В. А. Осеевой, К. Д. Ушинского приобщают ребенка к миру нравственных отношений. Они очень поучительны. Писатели рассказывают детям о них самих и ставят перед необходимостью решать жизненно важные нравственные проблемы. Чтение обязательно сопровождаю беседой, где дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. При правильной постановке вопроса у детей возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Интересно проходят занятия по тематическому объединению двух и более произведений. Например, по теме «дружба» хорошо сочетать рассказ Л. Н. Толстого «Два товарища» и В. А. Осеевой «Синие листья». О вежливости и уважении – «Волшебное слово», «Просто старушка», «Печенье» В. А. Осеевой.

Дети любят повторное чтение, и при вторичной встрече с рассказом мы его инсценируем  (пересказываем по ролям, от лица героев).  В книге «Воспитываем сказкой» предлагаются следующие творческие задания: изменить конец рассказа, объединить два рассказа и придумать продолжение, внести новую ситуацию, придумать похожий рассказ с другим животным.

Огромной любовью пользуется  сказка.  Она вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героем его чувства. Сказка развивает воображение, воспитывает эстетически и способствует усвоению языка. Сказка дает ребенку первые уроки нравственности (формирует представление о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности), вселяет веру в то, что правда восторжествует над ложью, добро над злом. Изумителен по меткости и красоте язык народной сказки, благодаря чему образы и картины рисуются словно живые. Один меткий эпитет сказки создает картину, пейзаж: «чистое поле», «дремучий лес», «быстрая реченька» и т.д.

Лаконичное описание языка в сказке дополняется живой интонацией: «Приходи, куманек, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!», «Василиса Премудрая такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать». Сказка дает своим героям меткие прозвища: «лисичка-сестричка»,  «мышка-норушка». Слова-прозвища часто подкрепляются и звукоподражанием: «Ку-ка-ре-ку!», «Ква-ква» и т.д. Многие сказки построены на диалогах, где рисуется характер действующих лиц, их поступки. Через них дети учатся разговорной речи. Развивается диалогическая, связная речь. Содержатся в сказках правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим: «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила».

Тексты сказок расширяют словарный запас детей, помогают сделать речь образной, колоритной. Сказка помогает перенести слова из пассивного словаря в активный. К. Д. Ушинский писал: «У ребенка запас слов не мал, но быстро отыскать в памяти нужное слово и составляет активность речи».

Чтение русских народных сказок  начинаю читать  с присказки: «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На море-океане, на острове Буяне…». Рассказывание сказок завершаю одной из традиционных для русского фольклора концовок, например: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают». Или концовкой из сказки А.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым  молодцам урок!».

Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные  игры  они  помогают детям овладеть  родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, прибаутки, докучные сказки, небылицы.

Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают  ребенка,  а  служат,  по  выражению  К. И. Чуковского  экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию. После прослушивания небылицы ребенок анализирует ее с точки зрения достоверности фактов, старается восстановить порядок. Задание требует внимания и сообразительности. Мы знакомим детей с фольклорными и литературными небылицами.  Виртуозами  перевертышей  являются  детские  поэты  К. И. Чуковский, С. Я. Маршак,  Б. В. Заходер  и другие, которые помещены в сборнике Л.Е. Стрельцовой  «Литература и фантазия». Дети не только любят слушать небылицы, но и сами сочиняют их, делая к ним рисунки. Упражняя их в составлении небылиц, предлагаю им в стихотворении найти ошибку:

Стала  льдом  вода  и  грязь,

Снег покрыл дома,

Это значит началась

В городе осень.

Затем дети сами придумывают небылицы на тему: «Чего не бывает в это время года?» Далее предлагаю более сложный вариант. Придумываю предложение, отражающее реальное событие, а дети в ответ предложение с нереальными событиями, или наоборот:

Ночью ярко светит луна.

Зимой в лесу все тропинки заросли травой.

От составления предложений переходим к составлению «странных рассказов».В качестве образца служат произведения «Путаница» К.И.Чуковского, «Вот какой рассеянный» С.Я.Маршака, фольклорные небылицы. В работе с небылицами помогают учебные пособия Л.Б.Фесюковой «От трех до семи», О.А.Белобрыкиной «Речь и общение» и О.С.Ушаковой «Знакомим дошкольников с литературой».

Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.

Пословицы имеют форму совета, предупреждения, воспитывают в людях благородство, честность, трудолюбие, доброту и решительность, осуждает лень, лживость и другие людские пороки. Подспорьем в работе с пословицами является пособие О. С. Ушаковой «Знакомим дошкольников с литературой». Где отмечается, что пословицы и поговорки нельзя искусственно «привязывать» к процессу речевого общения с детьми. Пословица и поговорка должна сама вытекать из содержания художественного текста. Важным условием их использования является уместность. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль. Разбору пословицы предшествую чтение художественного произведения, подводя тем самым детей к осознанию ее смысла.

После того как у детей уже накоплен запас пословиц, учу подбирать пословицу к соответствующей ситуации на картине, к художественному образу, к произведению. Иногда иллюстрирую ту или иную  пословицу  в рисунке, это помогает легче выразить её в слове. Затем учу детей по пословицам составлять рассказы, сказки. Использование детьми пословиц в речи придает ей особую яркость, меткость и образность.

При  знакомстве  с  поэзией детей учу понимать, чувствовать и воссоздавать стихотворение. Заучивание стихов развивает память ребенка, это несет огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд.

В. Г. Белинский писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо приучится к гармонии русского языка, сердце преисполнится изящного, пусть поэзия действует на них так же, как музыка». Стихи привлекают к себе детей миром звуков, ритма, мелодии. Лирические стихи известных русских поэтов: А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А.  Плещеева, И. З. Сурикова, И. П. Токмаковой,  Л. Квитко и других учат ребенка любить природу, зовут ребенка в мир прекрасного, способствуют освоению норм литературного языка. Восприятие поэзии, как известно, требует особого духовного настроения. Когда жизненные впечатления ребенка совпадают с их настроением, содержание побуждает в детях поэтическое вдохновение, вызывает особый интерес к произведению.  Первое знакомство детей со стихотворением по возможности организуется при восприятии явления, о котором в нем говорится. Природа – лучшее место для знакомства с лирической поэзией. Ребенок становится не только слушателем, но и созерцателем окружающего. Он сопоставляет видимое и слышимое, что активно развивает его ассоциативное мышление, помогающее понять художественный и эмоциональный строй поэзии. Стихи действуют на чувства ребенка, на его эмоции.  Лирические стихи предназначены не для однократного чтения детям. Моя задача – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Учить детей ставить цель – запоминать. Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец грамматической и лексической речи. При заучивании стихотворений использую разные приемы:

образец выразительного чтения;

помощь в выборе нужной интонации;

умение регулировать силу голоса, темп речи; правильная артикуляция звуков, правильное произношение слов;

оценка чтения;

в конце занятия выразительное чтение педагога.

В  последствии  для  лучшего запоминания текста, использую другие формы повторения:

досказывание  детьми  рифмующего слова;

воспроизведение стихотворения по цепочке;

зарисовка с помощью мнемотаблиц;

чтение стихотворения по схеме.

Так в дидактической игре «Читаем стихотворение», основная задача – к прослушанному стихотворению подобрать схему с изображением настроения человека

«Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною-

В сени к нам летит …».

В процессе совместного с детьми  чтения совершенствуется выразительное чтение, развивается литературный интерес к поэзии на вечерах поэзии, конкурсах чтецов. При чтении стихотворений создаю поэтическую атмосферу в группе на занятиях, праздниках, в повседневном общении, на прогулке, на природе.

Каждое занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы начинаю с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением С.Я. Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?».

Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей, а главным ее результатом —  умение  говорить  грамматически правильно, точно и выразительно.

Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (50%), стихи (36%), классическую детскую литературу (7%), энциклопедии (7%), а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:

Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;

Научить правильно подбирать художественную литературу;

Порекомендовать как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.

Подготовила  и  провела  с родителями  консультации:

Роль книги в развитии ребёнка.

Книжка в вашем доме.

Как превратить чтение в удовольствие.

Учим стихи – развиваем память.

Папки – передвижки:

Воспитание будущего читателя.

«10 правил для родителей»

Стихи к Дню книги.

Пословицы и загадки о книгах.

Для родителей проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д.) Ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.

Предлагаем родителям выучить стихотворение с ребёнком дома.

Приглашаем родителей на конкурс детских стихов.

Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом.  С  детьми   посещаем  городскую  детскую  библиотеку, в ходе экскурсии библиотекари  рассказали  детям о назначении библиотеки, способах её использования, о книгах, показали детям спектакль, познакомили  с новинками книжной продукции. Некоторые дети  с родителями посещают детскую библиотеку и имеют возможность взять книгу домой.

В результате приобщения детей к художественной литературе   анализ  мониторинга позволяет  отметить положительную  динамику в развитии речи детей. Воспитанники с желанием слушают произведения художественной литературы;  дети   научились   определять жанр произведения; знают и называют любимые сказки и рассказы; испытывают интерес к объемным произведениям, которые читаются по главам; драматизируют небольшие произведения;  эмоционально рассказывают стихи; знают  2-3 считалки; с удовольствием загадывают и отгадывают загадки. Узнают по иллюстрациям и называют любимого детского писателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Картина как средство развития связной речи дошкольника"

В данном учебно-методическом пособии представлены методика работы с картиной в разныех возрастных группах, решаемые задачи, формы приемы работы, предложен примерный перечень картин для рассматривания ...

Составление описательных рассказов с использованием схем как средство развития связной речи старших дошкольников.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи....

Использование художественной литературы как средство развития связной речи дошкольников

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии связной речи ребенка иг...

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" учитель-логопед Борисовская Л.В.

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...

Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ- ПРОППА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель моей работы - развитие связной речи дошкольников через самый излюбленный детьми жанр фольклора «сказку». Сказки — это первые произведения детей, ч...

Методическая разработка: «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников»

Методическая  разработка:«Мнемотехника  как средство развития связной речи дошкольников» Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающи...