Использование художественной литературы как средство развития связной речи дошкольников
консультация по теме

Стародубцева Алёна Александровна

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии связной речи ребенка играет художественная литература.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Слайд 1

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии связной речи ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Поэтому развитие связной речи является важной задачей в овладении детьми родного языка, так как:

во-первых, в связной речи реализуется коммуникативная функция;

во-вторых, в связной речи выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

в-третьих, в связной речи прослеживаются все задачи речевого развития. Это формирование грамматического строя речи, словаря, фонематической стороны речи.

Связная речь должна быть содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно о чем-то рассказать, нужно представлять объект рассказа, проанализировать увиденное, отобрать основные признаки, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.

Еще К.Д. Ушинский отмечал, что книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, к приобщению его к родному языку.

Слайд 2,3,4,5

Слайд 6

Художественная литература используется не только в НОД, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей.

Слайд 7

Художественная система русского фольклора своеобразна, язык которого прост, точен, выразителен.

Для развития художественно - речевой деятельности в группе организованна предметно - развивающая среда.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляли с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учили детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следили за развитием действия в сказке, и сочувствовали положительным героям.

Слайд 8

С самого раннего возраста дети знакомятся с потешками, песенками, закличками русского фольклора.

Слайд 9

Рассматривали иллюстрации с последовательностью сюжета.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Слайд10

 При обучении детей рассказыванию в НОД использовали мнемокарты и мнемотаблицы, которые способствуют быстрому запоминанию текста.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.

Слайд 11

Этапы работы (младший средний возраст)

1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Осуществляется перекодирование информации - преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка - мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Слайд 12

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.

Слайд 13,14,15

А так же очень хорошо детьми запоминаются мнемомодули.

Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая

Слайд 16

Для наиболее лучшего усвоения художественной литературы в свободной деятельности предлагаем детям: разрезные картинки по сказкам, кубики «Собери сказку», игры на развитие логического мышления.

Слайд 17

Выложи на фланелеграфе последовательность сюжета сказки, настольный театр.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой, фиксируем внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок учим детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

Слайд 18

В совместной и свободной деятельности дети собирают с удовольствием пазлы со сказками,

Слайд 19

 играют в настольный театр, любят драматизировать сказки.

Слайд 20

 В старшей и подготовительной группе детей учат при восприятии содержания  литературных произведений замечать выразительные средства.

Этапы работы в старшей и подготовительной группе по мнемотаблице:

1. Зачитывается текст сказки и выделяются её основные части.

2. Каждая часть кодируется

3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы самостоятельно

4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Слайд 21

 А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Слайд  22

В НОД используем мнемотаблицы при заучивании стихов и рассказывании сказок.

Ребята легко запоминают стихи, лучше понимают загадки и их отгадывают.

Слайд 23

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.

Таким образом, художественная литература способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, восприятия, памяти, внимания, что очень важно для развития детей и подготовке их к школьному обучению. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого рассказа. Также художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания, в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей.

Константин Дмитриевич Ушинский

«Учите ребёнка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование художественной литературы как средство развития связной речи дошкольников Подготовила: Стародубцева Алёна Александровна воспитатель первой квалификационной категории детский сад « Лесовичок »

Слайд 3

Задачи

Слайд 4

Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой Метод Приёмы Словесный Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание грамзаписи Практический Элементы инсценировки Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность Наглядный Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов Оформление выставки

Слайд 7

Для развития художественно - речевой деятельности организованна предметно- развивающая среда

Слайд 8

Первые книжки для детей раннего возраста- потешки , песенки, заклички

Слайд 9

Рассматривание иллюстраций

Слайд 10

Обучение рассказыванию

Слайд 11

Пересказ художественной литературы этапы работы в младшей и средней группе

Слайд 12

Заучивание стихов по цветным мнемотаблицам

Слайд 13

Сказка «Теремок» ( мнемомодель )

Слайд 15

Дидактические игры Разрезные картинки, «Сложи сказку из кубиков»

Слайд 16

Выкладывание сюжета на фланелеграфе

Слайд 17

Собирают пазлы

Слайд 18

В средней группе дети сами организуют настольный театр

Слайд 19

Этапы работы в старшей и подготовительной группах

Слайд 20

Мнемодорожки к рассказу К.Д.Ушинского «Четыре желания»

Слайд 21

Заучивание стихов

Слайд 22

Художественная литература способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, восприятия, памяти, внимания, что очень важно для развития детей и подготовке их к школьному обучению.

Слайд 23

Спасибо за внимание! Использованная литература Т.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.В.Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы как средство развития речи дошкольников!

Как художественная литература влияет на развитие речи дошкольников!...

Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников

Материал может быть полезен воспитателям, работающим в разных возрастных группах....

Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации ...

Художественная литература как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной з...

Родительское собрание «Художественная литература, как средство развития связной речи детей раннего возраста»

ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно изприоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В раннийпериод дошкольного детства происходит становление речи и ееформир...