Родительское собрание «Художественная литература, как средство развития связной речи детей раннего возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)

Липатова Лариса Викторовна

ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно из

приоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В ранний

период дошкольного детства происходит становление речи и ее

формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится

отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро

накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается

потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети

осваивают новые формулы речевого этикета.

По мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой и других

педагогов активное овладение способностью передавать в образном слове

содержание происходит благодаря освоению средств художественной

выразительности речи, в т. ч. произведениями художественной

литературы.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его

жизни.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это

благотворная пора для выработки навыков эффективного общения.

Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса

ребенка играет художественная литература. Она служит могучим,

действенным средством умственного, нравственного и эстетического

воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение

речи ребенка.

Для детей раннего возраста характерны:

бедность речи, недостаточный словарный запас.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так

называемая "ситуативная»)

Плохая дикция.

Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп

речи.

Мною была поставлена цель: развивать эмоциональную, выразительную

речь детей раннего возраста средствами художественной литературы.

Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:

1. Познакомить детей с различными художественными произведениями

(сказки, потешки, прибаутки, стихи).

2. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.

3. Развивать активную речь (воспроизведение коротких предложений, фраз,

посредством формирования умения общаться по различным поводам со

взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах,

фразах, ранее полученные впечатления).

4. Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить

звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.

Для системного подхода был разработан перспективный план по работе с

детьми .

В процессе ознакомления с художественной литературой:

 дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и

ритм родного языка;

 в речи активизируются имена прилагательные и глаголы;

 обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоциональнооценочной и сказочной лексики;

 улучшается звуковая культура речи;

 раскрываются творческие способности;

 формируется нравственность и культура поведения;

 формируются представления о жизни, труде, об отношении к природе;

 развивается социальный опыт и трудовая деятельность дошкольника.

Перед взрослыми стоит задача по развитию не только разговорной бытовой

речи, но и литературной.

Речь – наиглавнейшее средство познавательной деятельности. Она

пронизывает все 5 образовательных областей развития ребенка. Поэтому

художественное слово используется во всех видах непосредственно

образовательной деятельности.

На занятиях по лепке, рисованию часто использовалось художественное

слово как стимул к поисковым действиям, или отклик на затруднительное

положение героя, например: «Падал снег на порог, кот слепил себе пирог, а

пока лепил и пек, ручейком пирог утек…» - испечем пирог. Или «Ветер по

морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых

парусах.» - нарисуем волны нашему кораблику.

Использую в работе технологию совместно-партнерской деятельности: в

режимных моментах, во время самостоятельной деятельности детей, в

содружестве с родителями

Для улучшения детского звукопроизношения предложила родителям

комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики. Также в течение

года я разработала несколько рекомендаций и консультаций для родителей на

темы: «Учим с ребенком стихи», «Значение пальчиковых игр в развитии речи

детей», «Пестушки, потешки и прибаутки», «Воспитание детей через

художественное слово», «Научите ребенка красиво говорить», «Сказка в

развитии речи детей».

А на стендах выставляется перечень рекомендуемых произведений для чтения дома,

материал для заучивания наизусть.

Родители активно включились в процесс приобщения детей к

художественной литературе и произведениям русского фольклора.

 «Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В. А. Сухомлинский

 

Сказки известны людям еще с древних пор, как и легенды, басни, притчи. Произведения, написанные несколько сотен лет назад, пользуются большой популярностью, так как рассказывают про мир, его закономерности и понятия.

В своей работе я использую следующие методы и приемы при ознакомлении

с художественной литературой.

Чтение и рассматривание обычных книг, озвученных, книг с музыкальным

сопровождением. Дети групп раннего возраста еще очень малы, они еще

только начинают говорить и «читать». Книги, которые мы подбираем,-

яркие, красочные, интересные и соответствуют возрастным требованиям.

Чтобы ребенок запомнил не только название, но и содержание произведения,

приходится многократно читать, рассказывать его, прибегая к таким методам

наглядного сопровождения, как показ игрушек, картинок, использование

театральных атрибутов. Для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение, так как для лучшего восприятия сказки важен принцип наглядности. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное по сказке с помощью кукол.

 

Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

При обучении детей рассказыванию можно  использовала театры :конусные и настольные, перчаточные и пальчиковые, фланелеграф и «би-ба-бо», плоскостной театр .

Театрализация художественных произведений помогает более эмоциональному и глубокому восприятию их содержания, обогащает эстетическое восприятие детей, так как в спектаклях соединяются разные виды искусств. Просмотр спектаклей и особенно активное участие в них детей способствует развитию их речи — обогащает ее образными сравнениями, литературными оборотами, делает ее более эмоциональной и выразительной. Дети живо реагирует на содержание спектаклей, они разговаривают с куклами, дают им советы, делятся впечатлениями. Все это способствует развитию навыков разговорной речи.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме

Настольно-печатных игр «Кто за кем пришёл?» «Назови сказку», что заметно облегчает детям овладение  связной речью; кроме того, наличие зрительного плана –, а именно разрезных картинок  делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

Этапы работы (ранний возраст)

1 Рассматривание иллюстраций в книге и разбор того, что в ней изображено

2.Показ настольного, конусного, пальчикового и т.д. театров.

3. Пересказ сказки при небольшой помощи воспитателя, т. е. происходит отработка метода

запоминания.

4. Предлагается игра-сказка с сюжетом с разрезными картинками, с небольшой помощью воспитателя, если потребуется.

5. Каждая сказка может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Для лучшего усвоения художественной литературы в свободной

деятельности предлагаем детям: игры на развитие речи, логического

мышления. «Кто за кем пришёл», «Назови сказку».

Широко использую различные виды театра: пальчиковый, настольный, театр

масок, театр шапочек, куклы «Бибабо».

Большую роль отвожу организации РППС.

Работая с детьми по формированию выразительной речи, старайтесь

создавать эмоционально благоприятные ситуации, которые способствуют

возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно

художественная литература помогает создавать такие ситуации, в которых

даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и

раскрываются. В ходе НОД часто меняю виды детской деятельности, чтобы

предупредить утомляемость, вношу разнообразие, проводя занятия. Система

работы с детьми в данном направлении позволяет сделать благоприятные

выводы.

Сравнительный анализ показывает уровень успешного овладения детьми

коммуникативными навыками.

Словарь детей к концу году обогатился новыми словами, оборотами,

выражениями

Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству,

художественной литературе;

Дети овладели инициативными и эмоциональными навыками общения со

взрослыми и сверстниками

Выработалось положительное отношение к режимным моментам

У родителей укрепилось понимание необходимости использования

произведений художественной литературы в развитии речи детей.

Художественная литература является богатейшим источником

познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к

истории и культуре нашей Родины, позволяет передавать опыт речевого поведения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников

Материал может быть полезен воспитателям, работающим в разных возрастных группах....

Художественная литература как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной з...

Статья "Пальчиковая гимнастика, как средство развития связной речи детей раннего возраста"

Применение пальчиковой гимнастики оказывает положительный результат. Такие упражнения для движений пальцев и кистей рук являются значительным средством развития мышления детей. Во время этого у ребенк...

Доклад на родительском собрании «Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3–4 лет»

Цель: реализация практических аспектов метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений, составлении описательных рассказов....