Доклад на родительском собрании «Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3–4 лет»
консультация (младшая группа)

Шепелева Галина Михайловна

Цель: реализация практических аспектов метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений, составлении описательных рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_roditelskom_sobranii.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

ДЕТСКИЙ САД №3 «СКАЗКА»

города Котовска Тамбовской области

ДОКЛАД

«Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3–4 лет»

Воспитатель: Шепелева Галина Михайловна

2023 г.

Цель: реализация практических аспектов метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений, составлении описательных рассказов.

Задачи:

1. Оказание информационной поддержки родителям воспитанников;

2. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.

3. Активизировать деятельность родителей.

Прогнозируемый результат :

- получение родителями представления о методике заучивания стихов с использованием мнемотаблиц;

- получение родителями представления о методике составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.

Ход мероприятия

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать некоторые методические приёмы, которые мы используем в работе с детьми.

Ещё Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

В речи детей существует множество проблем, таких как:

- короткие связные высказывания;

- недостаточный словарный запас.

- речь отличается непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- у детей бедная диалогическая речь: они неспособны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Наша с вами задача состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.

Какие трудности есть у детей 3-4 лет в овладении разговорной речью?

  • Трехлетние дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов;
  • Малыши говорят короткими предложениями, не всегда соблюдая последовательность в изложении события;
  • Ребенку 3-4 лет свойственна диалогическая речь.;
  • Трудно малышам описать содержание сюжетной картинки. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, перечисляет действия, которые они совершают;
  • Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее всего рассказ наизусть.

 Дети дошкольного возраста очень пластичны и легко обучаемы, но для большинства детей характерны быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование метода наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему:

- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

- учит детей видеть главное;

-систематизировать полученные знания;

-развивает психические процессы — память, внимание, воображение, мышление — ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Мы их используем для обогащения словарного запаса, при отгадывании и загадывании загадок, при обучении составлению описательных рассказов.

Например: 1- сейчас зима, 2 – солнце светит мало, 3 - часто идет снег, 4 - у девочек и мальчиков теплые шубки, шапки, сапожки, 5 - дети играют в снежки, лепят снеговиков, 6 - катаются на санках и коньках.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений:

на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Подведение итога.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть.

+ Развитие речи у ребенка длится на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности. От того каким образом вы организуете работу по развитию речи зависит будущее ребёнка и его успешная реализация в обществе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

В статье описывается применение приема наглядного моделирования как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг

laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...

Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.

-Сообщение к презентации "Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.-Буклет на тему " Наглядное моделирование"...

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста...

Родительское собрание «Художественная литература, как средство развития связной речи детей раннего возраста»

ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно изприоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В раннийпериод дошкольного детства происходит становление речи и ееформир...