Комплекс упражнений с использованием наглядного моделирования как средство развития связной речи детей
материал по логопедии (подготовительная группа)
Разработанный сборник заданий с использованием наглядного моделирования – методическое пособие, ориентированное на детей старшего дошкольного возраста. Задания сборника имеют познавательно-речевую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, развивающую направленность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений с использованием наглядного моделирования
как средство развития связной речи детей
1 Раздел. Задания, направленные на обучение рассказу по картинке или серии картинок и по предмету
Задание № 1. «Что в коробке – расскажи!»
Задание № 2. «Никому не покажу – отгадай, про что сообщу!»
Задание № 3. «Найди эти предметы на картинке»
Задание № 4. «Поставь картинку на место»
Задание № 5. «Опиши овощ по картинке (фрукт, предмет и т.д.)
Задание № 6. «Рассказ по схеме»
Задание № 7. «Расскажи сказку по картинке»
Задание № 8. «Отличи и расскажи»
Задание № 9. «Кто, какую пользу приносит»
Задание № 10. «Когда это бывает»
2 Раздел. Задания, направленные на обучение пересказу
Задание № 1. «Расскажи про зайца из сказки «Хитрый заяц»
Задание № 2. «Перескажи сказку»
Задание № 3. «Собери цепочку».
Задание № 4«Рисуем и играем в сказку»
Задание № 5. «Лабиринт сказок».
Задание № 6 «Воздушный шар со сказками».
Задание № . 7«Строим лесенку».
Задание № 8. «Что за чем?»
3 Раздел. Задания, направленные на обучение составлению описательных рассказов
Задание № 1. «Дело было в магазине»
Задание № 2. «Придумай рассказ»
Задание № 3. «Корзинка с фруктами».
Задание № 4. «Внимание! Розыск!».
Задание № 5. «Расскажи-ка»
Задание № 6. «Скажи какой»
Задание № 7. «Укрась слово»
Задание № 8. «Кто больше увидит и назовет»
Задание № 9. «Кто больше слов скажет»
4 Раздел.Задания, направленные на обучение детей творческому рассказу
Задание № 1. «Дорисуй неоконченный рисунок»
Задание № 2. «Расскажи, что произошло»
Задание № 3. «На что похожи наши ладошки?»
Задание № 4. «Домик»
Задание № 5. Игра с «подзорной трубой»
Задание № 6. «Кто в кружочке живет?»
Задание № 7. «Ищу друзей (недругов)»
Задание № 8. Игра «Живые картинки»
Задание № 9. Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»
Задание № 10. Составление рассказов от лица разных героев
1 Раздел.
Задания, направленные на обучение рассказу по картинке или серии картинок и по предмету
Задание № 1. «Что спрятано в коробке – расскажи!»
Цель: Развитие навыка составления небольшого рассказа на основе изображения.
Ход игры: Показать детям интересную коробочку и сообщает, что она необычная, так как внутри находятся разные иллюстрации. Затем он предлагает каждому ребенку взять по одной картинке. Воспитатель спрашивает, интересно ли детям узнать, что у кого есть, и объясняет, что показывать картинки не нужно – следует только рассказать о них. Сначала воспитатель сам делится своим рассказом о картинке, демонстрируя, как правильно составить рассказ, а дети должны угадать, что изображено на его иллюстрации. После этого по очереди дети рассказывают о своих картинках.
Задание № 2. «Никому не покажу – отгадай, про что сообщу!»
Цель: Обучение детей описывать предметы, определять их основные качества и свойства, а также распознавать предметы по описанию.
Ход игры: Предложить детям сыграть в увлекательную игру. «Давайте позволим предметам из нашей группы рассказать о себе, а мы попробуем угадать, какой предмет «заговорил». После небольшой паузы, чтобы дети могли выбрать предмет для описания и подготовиться, педагог предлагает каждому из них стать каким-либо предметом из группы и рассказать о себе. Возможные предметы для описания: мяч, обруч, скакалка, кисточка, книга, расчёска, кукла, машинка.
Задание № 3. «Найди эти предметы на картинке»
Цель: Обучение детей выбирать только нужные предметы из всех предложенных.
Ход игры: Детям предлагается найти предмет, изображенный справа на картинке и, не показывая рассказать о том, где находится данный предмет.
Задание № 4. «Поставь картинку на место»
Цель: Обучение детей определять последовательность при рассказывании.
Ход игры: Педагог раскладывает ряд картинок. А одну картинку из этой же серии даёт в руки ребёнку. Ребёнку предлагается найти картинке нужное место.
Задание № 5. «Опиши овощ по картинке (фрукт, предмет и т.д.)
Цель: Обучение детей характеризовать предмет, называя его признаки, качества.
Ход игры : Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинку и описать овощ (фрукт, предмет), не называя его. Остальные дети должны угадать, какой овощ описывает ребёнок.
Задание № 6. «Рассказ по схеме»
Цель: Составление описательного рассказа с использованием схем
Ход игры: Детям предлагается составить рассказ по предложенной схеме.
Схема описание «Фрукты и овощи»
Схема описания «Обувь»
Задание № 7. «Расскажи сказку по картинке»
Цель: Составление связного рассказа по картинкам из знакомых сказок.
Ход игры: Педагог предлагает карточки с иллюстрациями к известной ему детской сказки, по которым ребенок рассказывает сюжет той или иной ситуации изображенной на картинке и раскладывает их в правильной последовательности.
Задание № 8. «Отличи и расскажи»
Цель: Формирование у детей умение сопоставлять стилизованные картинки, находить в них отличия, упражнять детей в употреблении грамматических форм и составлении связных высказываний, объясняя, в каких ситуациях может оказаться герой рассказа.
Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть картинку. В начале образец объяснения ситуации даёт педагог.
Например: 1 один ребёнок одет в белую рубашку, другой ребёнок – в цветную (красную, синюю и т. д.). Затем дети сопоставляют стилизованные картинки (рис.1), находят в них отличия, придумывают, в каких ситуациях могут оказаться герои рассказа.
Задание № 9. «Кто, какую пользу приносит»
Цель: составление простого распространенного предложения.
Ход игры: Воспитатель показывает предметные картинки и предлагает детям составить предложения, рассказывая кто, чем питается.
Задание № 10. «Когда это бывает»
Цель: Формирование умения составлять рассказ о временах года с опорой на схемы-модели.
Ход игры: Детям показывает схематичные изображения изменений в природе в разное время года, задача детей – разгадать сезон и рассказать об этом сезоне.
2 Раздел.
Задания, направленные на обучение пересказу
Задание № 1. «Расскажи про зайца из сказки «Хитрый заяц»
Цель: Формирование умения составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.
Ход игры: Детям предлагается посмотреть на картинку, вспомнить в каких сказках встречается этот герой. Описать его. Далее воспитатель напоминает, что это герой сказки «Хитрый заяц». Дети стараются пересказать сказку, и что в ней случилось с зайцем.
Задание № 2. «Перескажи сказку»
Цель: Формирование умения пересказывать сказку по мнемотаблице.
Ход игры: Детям предлагается мнемотаблица с изображением сюжета сказки «Маша и медведь». Глядя на мнемотаблицу они пересказывают сказку.
Мнемотаблица сказки «Маша и медведь»
Задание № 3. «Собери цепочку»
Цель: Активизация словаря, обучение правильно, воспринимать содержание сказки, развивать мелкую моторику, внимание, память.
Ход игры: предлагается детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку.
Задание № . 4 «Рисуем и играем в сказку»
Цель: Закрепление навыка составления распространённых предложений, совершенствовать навыки пересказа.
Ход игры: Дети выбирают понравившиеся персонажи сказки, обводят и раскрашивают их на листе бумаги. Педагог спрашивает, узнали ли дети сказку. Дети составляют предложения и раскладывают персонажи в правильном порядке. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет.
Задание № 6. «Лабиринт сказок»
Цель: совершенствование навыка связной речи.
Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть изображения сказочных героев и домики, описать их. Затем по запутанной дорожке найти домик каждого персонажа. Пересказать фрагмент сказки.
Задание № 7. «Воздушный шар со сказками»
Цель: Развитие навыка связной речи.
Ход игры: Педагог говорит: «Колобок спускается на воздушном шаре вместе со сказками». Предлагает детям назвать сказки, их героев, кратко описать сюжет.
Задание № 8. «Строим лесенку»
Цель: Формирование навыка пересказа, совершенствование грамматический строй речи.
Ход игры: Педагог рассказывает сказку, затем задаёт вопросы, определяющие последовательность, и предлагает разложить карточки, начиная с нижней ступеньки, соответственно сюжету сказки.
Задание № 9. «Что зачем?»
Цель: Развитие навыка связной речи.
Ход игры: Педагог читает сказку, задаёт вопросы по тексту и предлагает детям разложить картинки по порядку, закрывая ими окна в домике.
3 Раздел.
Задания, направленные на обучение составлению описательных рассказов
Задание № 1. «Дело было в магазине»
Цель: Формирование у детей умение составлять рассказ-описание.
Ход игры: Педагог приносит атрибуты для игры в магазин, совместно с детьми рассматривает и перечисляет предметы, которые есть в корзинке. Спрашивает у детей: Кого вы видели в магазине? Какой товар лежит на прилавках? Что дает кассир покупателю после покупки? Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». На прилавке стоят товары. Ребенок-покупатель должен описать товар, который ему нужно купить, а ребёнок-продавец, должен угадать, за каким товаром пришёл покупатель.
Задание № 2. «Придумай рассказ»
Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ по наглядному материалу.
Ход игры:Педагог предлагает детям взглянуть на рисунки, которые изображены. После чего дети составляют описательный рассказ по картинкам.
Задание № 3. «Корзинка с фруктами»
Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ по предложенной модели.
Ход игры: Ребенок достает из корзинки фрукт и составляет об этом фрукте рассказ-описание, опираясь на схему. Схема в виде рисунка: название фрукта, форма, цвет, вкус, что из него можно приготовить.
Задание № 4. «Внимание! Розыск!».
Цель: Формирование умения описывать внешность человека, используя метод наглядного моделирования.
Ход игры: В задании участвует группа из 5-10 детей. Воспитатель говорит: «Я разыскиваю друга!». Далее он, опираясь на схему-модель, описывает внешность одного из игроков. Тот, кто догадается, о ком идет речь, становится ведущим.
Задание № 5. «Расскажи-ка»
Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам.
Ход игры: Педагог рассказывает детям, как пользоваться схемами для описания животного 1 картинка «?» – название животного; 2- «внешний вид», 3 – «домик» – где живет; 4 – «еда» – что любит, чем кормят;5 – какие звуки издает, 6 – как зовут детеныша, 7 – «человек» – какую пользу приносит людям или как защищается от врагов, 8 – в каких сказках встречался
Задание № 6. «Скажи какой?»
Цель:Обучение выделять и называть признаки предмета.
Ход игры: Педагог достает из коробки карточки с изображением предметов, называет их «Это груша», а ребенок называет признаки «Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый,….
Задание № 7. «Укрась слово»
Цель: Обучение подбирать к существительному как можно больше прилагательных.
Ход игры: Педагог произносит существительное, перед ребенком стоит задача за определённое время придумать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Время выполнения задания заканчивается по сигналу взрослого. Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, розовое, праздничное и т. д.
Задание № 8. «Кто больше увидит и назовет»
Цель: Выделение и обозначение, словом внешние признаки предмета.
Ход игры: Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем появляется зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать заяц (длинноухий). А хвост у зайца (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она белолапая/
Задание № 9. «Кто больше слов скажет»
Цель: Формирование умения называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки.
4 Раздел.
Задания, направленные на обучение детей творческому рассказу
Задание № 1. «Дорисуй неоконченный рисунок»
Цель: Формирование навыка составления самостоятельного рассказа, опираясь на рисунок.
Ход игры: Детям необходимо рассмотреть рисунок и придумать к нему собственный творческий рассказ.
Задание № 2. «Расскажи, что произошло»
Цель: Обучение составлению творческого рассказа в соответствии с данной эмоцией героя.
Ход игры: Педагог показывает детям картинку, на которой изображены различные эмоции героя. Детям необходимо составить творческий рассказ.
Задание № 3. «На что похожи наши ладошки?»
Цель: Обучение составления рассказа о собственном герое.
Ход игры: Составить творческий рассказ по отпечаткам собственной ладошки.
Задание № 4. «Домик»
Цель: Развитие воображения и умения сочинять собственную историю.
Ход игры: Детям предлагается смоделировать на бумаге домик. Затем этот домик вывешивается на доску и дети по очереди рассказывают об этом домике (кто в домике живет, где он стоит, что есть внутри домика, что с ним однажды случилось и т.д.).
Задание № 5. Игра с «подзорной трубой»
Цель: Упражнение детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
Ход игры: Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект.
Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава…
Задание № 6. «Кто в кружочке живет?»
Цель:Обучение детей придумывать историю по предложенной схеме
Ход игры: Каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке, и разместить его туда. После чего ребенок придумывает историю с этим предметом.
Задание № 7. «Ищу друзей (недругов)»
Цели: Развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью.
Ход игры: Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.
Например: Собака — дом. «Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку».
Задание № 8. Игра «Живые картинки»
Цели: Обучение детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
Ход игры: Каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).
Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5—7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.
Пример игры:
Распределение ролей:
дом — Оля,
Дом—Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края.
Задание № 9. Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»
Цель: Обучать фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
Ход игры: Всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.
Примерный вариант рассказа:
«Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».
Задание № 10. Составление рассказов от лица разных героев
Цель: Обучение детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
Ход игры:
1. Предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект или его часть, например: береза или ее ветка).
2. Выбрать специфическую характеристику объекта, например: старая береза или больная ветка.
3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.
Пример рассказа:
«Мудрая береза»
«Я — береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В статье описывается применение приема наглядного моделирования как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....
МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг
laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...

Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
-Сообщение к презентации "Наглядное моделирование, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.-Буклет на тему " Наглядное моделирование"...

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста...

Доклад на родительском собрании «Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3–4 лет»
Цель: реализация практических аспектов метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений, составлении описательных рассказов....

Мастер класс «Использование заданий с наглядным моделированием, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Связная речь детей старшего дошкольного возраста....