Учебно-методическое пособие "Картина как средство развития связной речи дошкольника"
учебно-методическое пособие по развитию речи по теме

Гребнева Татьяна Владимировна

В данном учебно-методическом пособии представлены методика работы с картиной в разныех возрастных группах, решаемые задачи, формы приемы работы, предложен примерный перечень картин для рассматривания и составления рассказов в разные возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartina_kak_sredstvo_razvitiya_svyaznoy_rechi.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Автор  Гребнева Т.В.

Картина

как средство  развития связной речи

современного дошкольника

В соответствии с образовательными стандартами дошкольного образования в детском саду во всех возрастных группах организуется совместная деятельность  педагога с детьми по развитию связной речи с использованием картин.

Существует 2 вида данной деятельности:

  •  Рассматривание картин с беседой о них
  •  Составление рассказов по материалам картин

Рассматривание картин организуется во всех возрастных группах.

Методика рассматривания картины:

  1.  Целостное восприятие картины
  2.  Рассматривание отдельных предметов (строение, форма, цвет, расположение в пространстве, детали) и центральных героев картины
  3.  Возвращение к целостному восприятию картины, определение ее настроения

Главные решаемые  задачи  при  рассматривании картины:

  1.  Формирование умения рассматривать и понимать содержание картины.
  2. Знакомство с окружающим предметным и природным миром. Закрепление представлений об окружающем мире.                
  3.  Воспитание правильного отношения к окружающему миру.
  4.  Некоторый программные возрастные задачи по звукопроизношению, формированию грамматического строя речи и связной речи.

Беседа по картине:

Беседу по картине лучше всего использовать ее в совместной речевой деятельности с небольшой подгруппой или с одним ребенком.

Главные речевые задачи:

  1.  Развитие коммуникативной речи ребенка: умение пользоваться устной речью; использовать элементы разговорной речи (вопросы, ответы, краткое и развернутое сообщение, суждение).
  2.  Развитие доказательной и объяснительной речи.
  3.  Развитие логического мышления.
  4.  Упорядочение системы знаний и представлений.
  5.  Умение устанавливать взаимосвязи между предметами.
  6.  Развитие понимания смысла и содержания картины.
  7.  Развитие памяти, внимания и т.д.

Доминирующей является первая задача.

Творческий подход к такому виду речевого общения предполагает использование таких приемов как:

  • Намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя об изображенном;
  • Высказывания взрослого, направляющие ребенка на доказательный ответ
  • Сравнение предметов, изображенных на картинке;
  • Включение в речь разных форм одного и того же слова.

Обучение детей рассказыванию по картине

В обучении детей рассказыванию по картине выделяют 3 этапа:

  • Младший возраст — подготовительный этап (обогащение словаря, активизация речи, умение отвечать на вопросы воспитателя, овладение структурой сложного предложения);
  • Средний возраст — составление описательных и повествовательных рассказов с помощью взрослого по картинам малого сюжета.
  • Старший дошкольный возраст - самостоятельное составление рассказов по плану, описательного характера, творческие рассказы, из опыта детей.

Главные задачи:

  1.  Развитие связной речи.
  2.  Активизация и обогащение словаря.
  3.  Введение в рассказ диалогической, прямой речи героев.
  4.  Освоение грамматического строя речи.

Перечень картин рекомендуемых для рассматривания в детском саду

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

«Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Зайцы», «Лошадь с жеребенком», Корова с теленком», «Медведь», «Коза с козлятами», «Свинья с поросятами», «Лиса».

«Утка с утятами», «Белки», «Еж», «В поле, в саду осенью», «Зима»,           Саврасов «Грачи прилетели», В.М.Токарев «Ранняя весна»,            Васнецов «Аленушка».  Картины из серии «Наша таня», «Птицы», «Зимние развлечения»

И.Остроухов «Золотая осень»,           И.Горлов «Осень», И.Бродская «Опавшие листья», «Белки осенью»     И.Шишкин «Корабельная роща», П.Кончаловский «Поднос и овощи», А.Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной»      Картины из серии: Жизнь диких животных зимой.  И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»   В.М.Кустадиев «Масленица»   Т.Сорокина «Семья»   Я.Бродская «Март»    А.Саврасов «Грачи прилетели    В.Башкиев «Голубая весна»    С.Герасимов «Последний снег»

И.Бродская «Упавшие листья»      Ф.Васильев «Перед дождем»        И.Герлов «Осень»    А.Пластов «Первый снег»              Т.Низкий «Над снегами»    А.Саврасов «Зимний пейзаж», «Иней»    И.Бродская «Лес зимой в снегу»   Н.Ульянов «Снегири»   К.Юон «Мартовское солнце», «Конец зимы», «Лыжники»    И.Бродская «Апрель»   А.Грицкий «Половодье»   И.Левитан «Большая вода»           В.Бакшеев «Голубая весна»

Примерный перечень картин для составления рассказов

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

«Кошка с котятами»    «Собака со щенятами» (или иная по выбору воспитателя из серии «Домашние животные»)                        «Таня не боится мороза» (либо иная из серии «Наша Таня» и «Дети играют»

«Кошка с котятами» (или другая из серии Домашние животные»

«Речка замерзла»

Описательный рассказ по картинам из серии «Осень» (по выбору воспитателя).

Описательные рассказы на тему «Зима».

Рассказывание по картинам «Северное сияние», «Ежи»».

Составление рассказов по серии картин В.Гербовой «Новенькая»

«В школу»

По серии картин «Домашние животные» (на выбор)

По серии картин «Дикие животные» (на выбор)

«Дети севера»

«Подарок маме к 8 марта»

«Если бы мы были художниками»

«Звучащее слово» Г.Тумакова

Существует 2 вида  рассказывания по картине:

  1. Описательный рассказ.

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

  1. Творческое рассказывание по картине.

Цель: учить детей составлять связные рассказы фантастического плана по мотивом изображенного.

Виды детских рассказов:

  • Рассказ как фантастические преобразования содержант, (с использованием приема перемещент предметов во времени, приема вхожденш в картину). Фантастический рассказ об отдельном взятом предмете.
  • Рассказ от имени изображенного объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Модель работы с картиной для составления описательного рассказа:

  1. Целостное восприятие картины.
  2. Выделение объектов, изображенных на картине.
  3. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
  4. Описание объектов с точки зренш воспрттт различными анализаторами.
  5. Определение настроения картины и выражение своего отношения к ней.

Модель работы с картиной для составления творческого рассказа:

  1. Целостное восприятие картины.
  2. Выделение объектов, изображенных на картине.
  3. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
  4. Описание объектов с точки зрения восприятия различными анализаторами. Определение настроения картины.
  5. Представление объектов в рамках времени их существования.
  6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"...

« Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»

« Моделирование- как средство развития связной  речи дошкольника»Дети дошкольного возраста имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связно...

СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников

В данной консультации педагоги могут актуализировать свои знания и по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность, применив данный метод в работе с  воспитанниками....

Моделирование сказок,как средство развития связной речи дошкольников

Развитие связной речи детей дошкольного возраста....