Главные вкладки

    Консультация для воспитателей: "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
    статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    консультация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon modelirovanie.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Моделирование  как средство развития связной речи дошкольников.

    Овладение родным языком, развитие речи –  это не только самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве, но и сложнейшая задача дошкольного воспитания.

    Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития. «Ребёнок учится мыслить, учится говорить, но он также совершенствует речь, учась мыслить». Развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления.

    Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка – моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения реальной действительности. Широкую известность приобрели работы А.Л. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности.  Для обучения детей связной речи они использовали схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала у ребенка создаётся картинно – схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

    При работе с детьми старшего дошкольного возраста, мы заметили, что необходимо искать более эффективные методы обучения связному рассказыванию, пересказу  близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего, это приёмы, помогающие ребёнку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.

    Прежде чем начать работу, мы поставили перед собой рад задач:

    1. Учить детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру;
    2. Развивать мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, память, при использовании схем, заместителей;
    3. Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместителей для обозначения персонажа;
    4. Уметь использовать схемы при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов;

    В старшей логопедической группе мы учим детей овладевать следующими умениями:

    1. Последовательно пересказывать литературные произведения без помощи взрослого;
    2. Выразительно передавать диалоги действующих лиц, характеристики персонажей;
    3. При рассказывании по серии сюжетных картин, по игрушкам -  указывать время и место действия, развивать сюжет, указывать последовательность происходящего, придумывать последующие и предыдущие события.

    Прежде чем начать эту работу, мы провели диагностику детей по следующим критериям:

    1. Умение пересказывать и рассказывать знакомые произведения;
    2. Умение составлять описательные рассказы на наглядной основе;
    3. Умение составлять рассказы из личного опыта;
    4. Участие в играх, инсценировках литературных произведений.

    К высокому уровню отнесли 20% от всех детей.  У них рассказ и описание происходили последовательно, они старались развить сюжет, используя прямую речь, однако, пропускали какую-нибудь  часть рассказа (начало или конец).

    К среднему и низкому уровню можно было отнести всех остальных детей. В их рассказах или описании не было логической последовательности, не развивался сюжет, они пропускали какую-нибудь часть рассказа.

    В результате проведённых исследований выяснилось, что у детей вызывает особое затруднение соблюдение структуры рассказа, его логической последовательности и языковое оформление высказываний.

    Нас заинтересовала статья  А.Л. Венгера «О чём рассказывает сказка». В ней выдвигается идея о том, что читаемый ребёнку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий.

    Это и есть моделирование.

    При работе по данному вопросу очень полезны следующие дидактические игры:

    1. «Что за предметы?»
    2. «Скажи какой?»
    3. «Кто больше узнает и назовёт?»
    4. «Узнай по описанию»
    5. «Узнай, у кого?»

    Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качество, действия, побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать своё мнение, обогащают словарный запас и представления детей о том или ином предмете.

    Есть ряд игр, которые оказывают своё влияние на формирование последовательности действий персонажей путём раскладывания соответствующих картинок:

    1. «Кто знает, тот дальше продолжает»
    2. «Где что можно делать?»
    3. «Скажи, что сначала, а что потом?»
    4. «Что было бы, если…»

    (Привести пример о том, как однажды девочка сидела дома одна. В дверь кто-то постучал.  Девочка не посмотрела в глазок и быстро открыла дверь…)

    Есть ряд игр на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец:

    1. «Свари компот» (С чего начнём и чем закончим);
    2. «Будем дежурить» (С чего начнём и чем закончим);
    3. «Одеваемся гулять» (С чего начнём и чем закончим);

    Следующий важный раздел, которым мы занимаемся – это игры – драматизации, которые чаще всего мы проводим в вечерние часы. К одежде детей прикрепляем бейджики с изображением того или иного героя. Берём для драматизации, в основном, русские народные сказки.  Для удобства запоминания сказку расписываем по ролям, то есть переделываем в пьесу, убирая весь лишний текст. В основном, остаются лишь диалоги и речь автора.  Не прилагаем специальных усилий для того, что бы дети запоминали. Всем героям шёпотом подсказываю, то есть суфлирую.  С большим желанием дети показывают сказки: «Звери в яме», «Журавль и цапля». В первой сказке много героев:  курочка, петушок, заяц, волк, медведь, лиса, синичка.   И иногда бывает так, что смотреть некому, все дети превращаются в артистов. Сидит один ребёнок в зале и обиженно смотрит на тех, кто выступает.

    С помощью моделирования дети нашей группы уже приобрели некоторые навыки в пересказе литературных произведений, соблюдении  логической последовательности, составлении описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, учатся подбирать слова, характеризующие предметы и явления, сочинять сюжетные рассказы из личного опыта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"

       Развитие связной речи, овладение родным языком - сложнейшая задача дошкольного образования. Эффективный способ решения проблемы - моделирование, благодаря которому дети учатся обоб...

    Консультация. "Конструирование - как средство развитие связной речи дошкольников" (старший дошкольный возраст)

    Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Речь является одним из обязательных и незаменимых ко...

    Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников. Консультация для воспитателей ДОУ

    На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером...

    Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

    laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»(Лев Семенович Выготский)...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Мнемотехника как средство развития связной речи у старших дошкольников"

    laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету». К.Д. УшинскийМНЕМОТЕХ...

    Консультация для педагогов "Лэпбук, как средство развития связной речи дошкольников"

    ЛЭПБУК, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим нав...