Консультация для воспитателей: "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование  как средство развития связной речи дошкольников.

Овладение родным языком, развитие речи –  это не только самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве, но и сложнейшая задача дошкольного воспитания.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития. «Ребёнок учится мыслить, учится говорить, но он также совершенствует речь, учась мыслить». Развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления.

Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка – моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения реальной действительности. Широкую известность приобрели работы А.Л. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности.  Для обучения детей связной речи они использовали схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала у ребенка создаётся картинно – схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста, мы заметили, что необходимо искать более эффективные методы обучения связному рассказыванию, пересказу  близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего, это приёмы, помогающие ребёнку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.

Прежде чем начать работу, мы поставили перед собой рад задач:

  1. Учить детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру;
  2. Развивать мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, память, при использовании схем, заместителей;
  3. Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместителей для обозначения персонажа;
  4. Уметь использовать схемы при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов;

В старшей логопедической группе мы учим детей овладевать следующими умениями:

  1. Последовательно пересказывать литературные произведения без помощи взрослого;
  2. Выразительно передавать диалоги действующих лиц, характеристики персонажей;
  3. При рассказывании по серии сюжетных картин, по игрушкам -  указывать время и место действия, развивать сюжет, указывать последовательность происходящего, придумывать последующие и предыдущие события.

Прежде чем начать эту работу, мы провели диагностику детей по следующим критериям:

  1. Умение пересказывать и рассказывать знакомые произведения;
  2. Умение составлять описательные рассказы на наглядной основе;
  3. Умение составлять рассказы из личного опыта;
  4. Участие в играх, инсценировках литературных произведений.

К высокому уровню отнесли 20% от всех детей.  У них рассказ и описание происходили последовательно, они старались развить сюжет, используя прямую речь, однако, пропускали какую-нибудь  часть рассказа (начало или конец).

К среднему и низкому уровню можно было отнести всех остальных детей. В их рассказах или описании не было логической последовательности, не развивался сюжет, они пропускали какую-нибудь часть рассказа.

В результате проведённых исследований выяснилось, что у детей вызывает особое затруднение соблюдение структуры рассказа, его логической последовательности и языковое оформление высказываний.

Нас заинтересовала статья  А.Л. Венгера «О чём рассказывает сказка». В ней выдвигается идея о том, что читаемый ребёнку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий.

Это и есть моделирование.

При работе по данному вопросу очень полезны следующие дидактические игры:

  1. «Что за предметы?»
  2. «Скажи какой?»
  3. «Кто больше узнает и назовёт?»
  4. «Узнай по описанию»
  5. «Узнай, у кого?»

Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качество, действия, побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать своё мнение, обогащают словарный запас и представления детей о том или ином предмете.

Есть ряд игр, которые оказывают своё влияние на формирование последовательности действий персонажей путём раскладывания соответствующих картинок:

  1. «Кто знает, тот дальше продолжает»
  2. «Где что можно делать?»
  3. «Скажи, что сначала, а что потом?»
  4. «Что было бы, если…»

(Привести пример о том, как однажды девочка сидела дома одна. В дверь кто-то постучал.  Девочка не посмотрела в глазок и быстро открыла дверь…)

Есть ряд игр на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец:

  1. «Свари компот» (С чего начнём и чем закончим);
  2. «Будем дежурить» (С чего начнём и чем закончим);
  3. «Одеваемся гулять» (С чего начнём и чем закончим);

Следующий важный раздел, которым мы занимаемся – это игры – драматизации, которые чаще всего мы проводим в вечерние часы. К одежде детей прикрепляем бейджики с изображением того или иного героя. Берём для драматизации, в основном, русские народные сказки.  Для удобства запоминания сказку расписываем по ролям, то есть переделываем в пьесу, убирая весь лишний текст. В основном, остаются лишь диалоги и речь автора.  Не прилагаем специальных усилий для того, что бы дети запоминали. Всем героям шёпотом подсказываю, то есть суфлирую.  С большим желанием дети показывают сказки: «Звери в яме», «Журавль и цапля». В первой сказке много героев:  курочка, петушок, заяц, волк, медведь, лиса, синичка.   И иногда бывает так, что смотреть некому, все дети превращаются в артистов. Сидит один ребёнок в зале и обиженно смотрит на тех, кто выступает.

С помощью моделирования дети нашей группы уже приобрели некоторые навыки в пересказе литературных произведений, соблюдении  логической последовательности, составлении описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, учатся подбирать слова, характеризующие предметы и явления, сочинять сюжетные рассказы из личного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"

   Развитие связной речи, овладение родным языком - сложнейшая задача дошкольного образования. Эффективный способ решения проблемы - моделирование, благодаря которому дети учатся обоб...

Консультация. "Конструирование - как средство развитие связной речи дошкольников" (старший дошкольный возраст)

Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Речь является одним из обязательных и незаменимых ко...

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников. Консультация для воспитателей ДОУ

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером...

Консультация для педагогов "Лэпбук, как средство развития связной речи дошкольников"

ЛЭПБУК, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим нав...

консультация для педагогов "Сказка как средство развития связной речи дошкольника"

Данный материал может использован при разработке занятий по развитию речи ,для подготовки консультаций в уголок родителя....

Консультация для педагогов «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников»

Консультация для педагогов:  «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников»...