Главные вкладки

    Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников. Консультация для воспитателей ДОУ
    консультация по развитию речи на тему

    Сергеева Ольга Сергеевна

    На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл modelirovanie_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx347.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников

    Консультация для воспитателей ДОУ


          Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников.


          «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский 


          Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
    Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической.

    Каждая форма имеет свои особенности:
        - Монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто. 
        - В диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть

     неполной, сокращенной, фрагментарной.
           (на экране проецируется слайд № 3)


          В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
    В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
             На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.


    Что же такое моделирование? 


    (на экране проецируется слайд №4)


          «Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
           «Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
    "Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
    Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.


    В чем особенность и значение моделирования? 


    (на экране проецируется слайд №5)


         Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.
         Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
           Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах. 


          Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания.
             А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.


          Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: 


    (на экране проецируется слайд №6)


    • Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;


    • Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;


    • В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.


    Сущность метода моделирования. 


    (на экране проецируется слайд №7)


    В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
    В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: 


    (на экране проецируется слайд №8)


    Предметные:
    • геометрические фигуры (на экран проецируется слайд № 9)

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/50617_fcba4a137d9c4454ea5dec8b8c025249.jpg.jpg


    • символические изображения предметов; (на экран проецируется слайд № 10)

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/50617_261850388b74e754479b60b4d0024985.jpg.jpg


    • опорные картинки; (на экран проецируется слайд №11)

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/50617_68a8464670829e38b91c6cca5d22c9d8.jpg.jpg

    Предметно-схематичные:
    • планы и условные обозначения, используемые в них; (на экран проецируются слайды № 12,13 )

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/50617_c42dbd2807cd227e5a6872457eb70749.jpg.jpg

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/50617_6c110482f9b40b8eba8fc8d43fb2ac09.jpg.jpg


    • блок- рамка (на экран проецируется слайд №14)


    Требования к модели: 
    - Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
    - Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
    - Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
    - Облегчать познание.
    Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах
    Этапы работы с моделью:
    1. Использование готового символа или модели.
    2. Составление модели педагога совместно с детьми. 
    3. Самостоятельное составление моделей.
    В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания: 
    (на экране проецируется слайд № 15)
    - пересказ; ( на экране проецируется слайд № 16)
    - составление рассказов по картине; ( на экране проецируется слайд №17)
    - описательный рассказ; ( на экране проецируется слайд №18)
    - творческий рассказ. ( на экране проецируется слайд №19)
    Закономерности формирования моделирования у дошкольников: 
    - Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни. 
    - Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.
    - Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений. 
    - Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.
    - Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения. 
    - Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.

    Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.
    Так, Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. 

    Практическая часть.
    Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса».
    1. Чтение сказки. 
    2. Беседа по сказке:
    - Кто жил в домике?
    - Что наказывал котик петушку, когда уходил в лес?
    - Кто хотел утащить петушка?
    - Какую песенку пела лисичка? 
    - Как петушок звал котика?
    - Как котик спас петушка?
    3. А теперь давайте поиграем в сказку. Посмотрите сколько у меня фигурок. (рассматривание и называние геометрических фигур) . Пусть квадрат будет избушкой в которой живут кот с петушком. Какая фигурка будет котиком? Почему котик – серый кружок? (Потому что котик такого же цвета – серый). Какая фигурка будет петушком? Почему петушок – это красный треугольник? (Потому что у петушка красный гребешок и красная бородка). Кем же будет оранжевый треугольник? Почему лисичка – большой оранжевый треугольник? (Потому что лисичка рыжая и по размеру больше ,чем петушок и котик).
    4. Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур
    Жили в домике петушок и котик
    (в квадрат помещаются круг, треугольник)
    Ушел котик из домика на охоту. 
    (в квадрате остается треугольник, круг убирается)
    А лиса тут как тут.
    (рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)
    Схватила лиса петушка и понесла.
    (красный треугольник помещается на оранжевый)
    Лиса несет петушка , а котик их догоняет.
    (рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)
    Отнял котик петушка и принес домой.
    (красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат)
    (дети по показу выполняют действия с геометрическими фигурами)
    Игра с фигурками может продолжаться , пока сохраняется интерес.
    5. Рассказывание сказки с опорой на рамки (слайд 14)

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/50617_ffe9cc8732d19fd2fd43c8bfd5a0ec9f.jpg.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»

    « Моделирование- как средство развития связной  речи дошкольника»Дети дошкольного возраста имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связно...

    СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

    Моделирование как средство развития связной речи дошкольников

    В данной консультации педагоги могут актуализировать свои знания и по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность, применив данный метод в работе с  воспитанниками....

    Консультация для педагогов "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"

       Развитие связной речи, овладение родным языком - сложнейшая задача дошкольного образования. Эффективный способ решения проблемы - моделирование, благодаря которому дети учатся обоб...

    Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников

    Отчет о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.Тема:"Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"Цель: обобщить педагогический опыт по данн...