Главные вкладки

    СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
    статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Желтухина Светлана Зиновеевна

    Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.

    Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Желтухина Светлана Зиновеевна воспитатель,

    Психологи подчёркивают, что ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить. Развитая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, это является решающим условием для развития его личности. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для обучения детей рассказыванию, что в дальнейшем позволит им успешно учиться в школе.

    Анализ диагностических данных показывает, что значительная часть детей затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их логическом оформлении. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение на занятиях по развитию речи метода моделирования.

    Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.

    Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

    В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.  Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

    В дидактике выделяют 3 вида моделей:

    1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).

    2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания  существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов  -    заместителей и графических знаков.

    3. Графические модели (графики, формулы, схемы).

    Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

    - чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

    - быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

    - ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

    - облегчать познание

    В психолого-педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников:

    - моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;

    - целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер;

    - следует начинать с иконических моделей, т.е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений;

    - начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д;

    - обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;

    - процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.

    Приведённые факты направляют внимание педагога на разработку и применение предметных моделей в обучении, что, безусловно, служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных способностей. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем, в ходе школьного обучения.

    Одним из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Основными задачами занятий по развитию речи являются следующие: расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения.

    Основными принципами организации занятий с детьми дошкольного возраста наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, развивающая направленность обучения. Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель.

    Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания. На значимость этого факта указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.

    Но у детей возникают затруднения в следующем:

    - в самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;

    - в установлении последовательности изложения выявленных признаков;

    -  в удержании в памяти  этой последовательности, которая является планом рассказа-описания.

    Во избежание этих затруднений целесообразно использовать модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т.д.

    Таким образом, наглядное моделирование облегчает детям  среднего возраста овладение связной речью; использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей. Схемы и модели в этом плане служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов;  при пересказах художественного произведения; при отгадывании и составлении загадок;  при заучивании стихов.

    Так, например, при знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» педагог показывает детям большой фланелеграф с вырезанным из бумаги домиком: «Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти кружки (черный, коричневый, серый и белый), давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у фланелеграфа, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.

    При знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирают заместители не по цвету, а по величине. На фланелеграфе в центр прикрепляется бумажная рукавичка, в угол – семь полосок разной длины. Дети подбирают заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор, например, так: маленькая полоска – это мышка, полоска побольше – зайчик, самая большая – медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

    Таким образом, в процессе занятий у детей развивается умение пересказывать сказки, опираясь на заместители; они осваивают действия построения наглядной модели сказки как основы для её пересказа.

    Значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

     

    Список литературы

    1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М..: Академия, 1997. – 219 с.
    2. Арушанова,  А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г.Арушанова. – М.: Новое знание, 1999. – 134 с.
    3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ А.М. Бородич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 252 с.
    4. Венгер Л.А. Домашняя школа мышления / Л.А.Венгер, А.Л. Венгер. – М., Просвещение, 1975. – 313 с.
    5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский  // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.2. – 340 с.
    6. Зак, А.З. Различия в мышлении и речи детей / А.З.Зек. – М.: Просвещение, 1999. – 121 с.
    7. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду / Э.П.Короткова. – М.: Педагогика, 1978. – 212 с.
    8. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М.Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. – С. 123-168.
    9. Нищеева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н.В.Нищеева.– М.: “Детство–Пресс”, 2009. – 288 с.
    10. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1985. – 326 с.
    11. Поддъяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н.Н.Поддъяков, Ф.А.Сохин. – М.: Академия, 1998. – 289 с.
    12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 454 с.
    13. Сидорчук, Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине / Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова. – Ульяновск: ИЦ, 1997. – 74с.
    14. Сидорчук, Т.А.. Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова. – Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2000. – 44 с.
    15. Сохин, Ф.А. Осознание речи дошкольниками / Ф.А.Сохин. – М.: Педагогика, 1978. – 256 с.
    16. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 325 с.
    17. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 299 с.
    18. Эльконин,  Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк / Д.Б.Эльконин. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 116 с.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников

    Отчет о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.Тема:"Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"Цель: обобщить педагогический опыт по данн...

    Презентация опыта работы "Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"

    Использование заместителей и построение наглядных  моделей для рассказывания сказок детьми дошкольного возраста...

    Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников

    Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать ...

    МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...

    Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольников

    Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольников...

    Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста» 2019 – 2021 гг

    laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...

    Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников

    Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников...