Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа)

Консультация для воспитателей по использованию метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_naglyadnogo_modelirovaniya.docx163.06 КБ

Предварительный просмотр:

Метод наглядного моделирования как средство развития  связной                   речи  дошкольников.

                                                                                                       Воспитатель Нетеса Н. Н.

Одной из главных задач воспитания и обучения дошкольников является обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Красивая, правильная речь - залог успешного обучения в будущем. Ни для кого не секрет, что детям, имеющим нарушения речи, сложнее выражать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми. Л.С. Выготский  писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

 Для детей младшего дошкольного возраста ( 3-4 лет),  характерно интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, улучшение артикуляции. Словарный запас младшего дошкольника включает около  2000 слов, совершенствуется грамматический строй речи - если в 3 года фразы малыша состоят из 3 - 4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения.  Развитию словарного запаса способствует разучивание стихотворений, чтение книг, активное общение  с малышом.

 Детям младшего дошкольного  возраста сложно связно и логично пересказать то, что им прочли взрослые, составить рассказ по картинке  Одним из средств развития связной речи у дошкольников является использование метода наглядного моделирования. Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - способ развития умственных способностей и творчества в дошкольном возрасте. Метод моделирования применяется у детей  на протяжении  всего дошкольного возраста, при этом  в каждой возрастной группе идет усложнение материала. Предлагаю познакомиться с  использованием этого метода в работе с детьми младшего дошкольного возраста.  

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств  изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование наглядных моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации, способствует обогащению словарного запаса. Используют этот метод для обучения составлению  рассказов, пересказу художественного произведения, при заучивании стихов.   Выделяют три этапа в применении  данного метода:

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагогом совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

На первом этапе мы начинаем с введения наглядных моделей в процесс переска сказок. Цель на этом этапе работы - научить детей выделять с помощью заместителей  самые главные события, последовательность изложения, абстрагироваться от мелких деталей  подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают тем же признаками и свойствам, что и реальные предметы. Можно разыгрывать с помощью заместителя такие сказки, как "Колобок", "Заюшкина избушка", "Волк и козлята", "Репка", "Три медведя". Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты используются разные наглядные модели.

Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда. Она может представлять собой постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины.

Разыгрывание сказки "Репка".

Модель: вырезанный из желтой бумаги кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.

Первый этап: выразительное чтение сказки, обсуждение с детьми, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска.

Второй этап: по мере прочтения сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке

  https://urok.1sept.ru/articles/630994/img1.JPG

Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.

После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. 

Двигательное моделирование.

Разыгрывание сказки "Заюшкина избушка".

Модель: круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики, лисы и зайца, елочки

https://urok.1sept.ru/articles/630994/img2.JPG

Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т.д.).

При разыгрывании других сказок, сочетаются  оба вида моделирования. Например,

разыгрывание  сказки Л. Толстого «Три медведя».

Модель: три круга: большой, средний и маленький.

https://urok.1sept.ru/articles/630994/img3.JPG

Дети вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг подходит. Затем воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети указывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы дети понимали принцип замещения, поэтому до начала занятия мы  обсуждаем, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Дети могут использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг оранжевого  цвета будет обозначать лисичку). Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке "Теремок"), тогда заместителями будут полоски разной длины.

 Мы  учим детей не просто играть с предметами – заместителями, а четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет им анализировать основные события и связи между ними. В этом случае дети будут делать  то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы произвольных действий.

Работу по использованию этого метода  продолжается и с детьми в более старшем возрасте. В 5–6 лет в работе с детьми используются временно-пространственные модели (блоки-рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять, основную последовательность событий сказки.

Вариант модели русской народной сказки «Крошечка – хаврошечка».

https://urok.1sept.ru/articles/630994/img4.JPG

Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала нужно обсудить, с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей можно использовать схематические изображения фигурок, цветные круги, палочки разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много и они действительно соответствовали бы основным событиям произведения. Затем, глядя на модель, ребята пытаются пересказать сказку.

В 6–7 лет, когда дети научились составлять и использовать при пересказе подобные модели, можно предложить им самостоятельно  моделировать сказки и истории. Начинать лучше с небольших историй, которые можно сочинять самостоятельно,  можно использовать короткие рассказы, например В. Сутеева. В этом случае воспитатель читает сказку или историю и просит детей составить «подсказку» к ней. Дети самостоятельно придумывают заместителей для персонажей сказки, мысленно делят ее на отдельные существенные эпизоды и рисуют модель на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами. Задача – помочь детям проанализировать составленную модель оценить точность деления на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения.

Итак, моделирование, с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой – развивает умственные способности, поэтому к концу дошкольного возраста дети начинают самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более точным, последовательным и полным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников

Отчет о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.Тема:"Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"Цель: обобщить педагогический опыт по данн...

Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать ...

МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольников

Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольников...

Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг

laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...

Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников

Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников...