Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
    консультация по развитию речи на тему

    Щербинина Татьяна Александровна

         Развитие связной речи, овладение родным языком - сложнейшая задача дошкольного образования. Эффективный способ решения проблемы - моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_modelirovanie.docx16.29 КБ

    Предварительный просмотр:

                                Консультация для педагогов ДОУ    

                                         «Моделирование

              как средство развития связной речи дошкольников».

         

         Развитие речи, овладение родным языком – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного образования. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей.

    «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф.А. Сохин).

         Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

        Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает и задачи развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

         Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка – моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки  предметов, связи и отношения в реальной действительности.

         Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных  произведений. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

         Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

         Формирование связной речи у детей дошкольного возраста, факторы ее развития изучали многие исследователи (Э.П Короткова, В.В. Гербова, Е.А Флерина, В.И. Логинова, Г.М. Лямина и др.), но предлагаемые методы и приемы развития связной речи, более ориентированные на представления фактического материала для детских рассказов; интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них отражены мало.

         Из всех приемов, помогающих в овладении связной речью, самый эффективный, на мой взгляд, это метод моделирования.

       Особый интерес вызывает статья Л.А. Венгер и А.Л. Венгер «О чем рассказывает сказка». В ней выдвигается идея, что читаемая ребенку сказка или рассказ может быть нарисован. По их мнению, это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами. Это и есть моделирование. Оно, по их мнению, начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). И при чтении художественной литературы замещаемые объектами будут герои детских сказок: люди, звери, гномы, волшебники, а иногда и предметы, с которыми они действуют.

         Очень важно вначале обогатить предметно-развивающую среду: альбомы стихотворений, поговорок и пословиц, загадок, потешек; картотеки дидактических игр.

         На описание игрушек: «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто больше узнает и назовет?», «Узнай по описанию», «Узнай, что за зверь?», «Узнай игрушку», «Что у кого?». Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать свое мнение, сравнивать; обогащать словарный запас и соответствующее представление о предмете; связно, последовательно описывать его внешний вид.

         На формирование представлений о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок: «Кто, что умеет делать?», «Где, что можно делать?», «Скажи, что сначала, что потом», «Добавь  слово», «Что было бы, если…». Такие игры способствуют связному обучению, последовательному описанию сюжетной картинки, в основе которой лежит первоначально – подражание речевому образцу.

         На формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме. Это игры: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот», «Готовим винегрет», «Начинаем дежурить».

         Эти игры учат детей рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

         Игры-драматизации побуждают детей к монологу и диалогу. Для этого используются разнообразные театры, такие как: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Красная шапочка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Три поросенка». Дети задают вопросы, отвечают на них, дают развернутые ответы.

         Благодаря такой работе театрализованные игры возникают часто по инициативе самих детей. После ООД им хотелось еще раз вернуться в сказку, недостающие персонажи заменяют предметами-заместителями. Игры проводятся чаще всего в утренние и вечерние часы, когда детей не так много, в обстановке естественного общения, учитывая наклонности каждого ребенка. В ходе игры ставятся цели: развивать у ребенка речевую способность, умение планировать, последовательно строить свои высказывания.

              В подготовительной группе задачи по развитию связной речи усложняются:

         - научить строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры и использованием разных типов внутритекстовых связей;

         - сочинять сюжетные рассказы по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта;

         - в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

         - учить детей анализировать и оценивать рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности.

         В этой группе необходимо развивать у детей умение творческого составления историй, сказок, рассказов. Для этого в работе используется картинно-схематический план смысловой последовательности частей, прослушанных текстов, художественных произведений, рекомендованных Л.А. Венгер. Включать в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогут им стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, искать свои оригинальные решения, высказывания. Очень важно отметить, что дети не просто придумывают, свободно фантазируют, а решают задачи с определенными условиями.

         С использованием схем в ООД можно провести: рассказывание сказки «Как утенок заблудился»; пересказ сказок: «Лиса и кувшин», «Как аукнется, так и откликнется»; рассказов М. Пришвина «Еж», «Золотой луг»; придумывание сказки «День рождения зайца»; составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес».

         В работе с детьми старшего дошкольного возраста использовать картинно-схематические планы, которые содержат последовательность текста. В схеме отображать детальное содержание текста, с помощью которого дошкольники учатся составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки.

         В итоговой работе (развлечения, досуги, тематические дни) эффективно и целесообразно использовать презентации с опорой на картинно-схематический план с детьми старшего дошкольного возраста.

         Работу со схемами можно начать с детьми младшего возраста.  Предлагаемые Н.М. Крыловой пальчиковые игры  можно отображать графически и использовать их в совместной и самостоятельной деятельности. Для решения поставленных задач необходимо сделать подборку художественного слова, динамических пауз, загадок для детей этого возраста. Очень важно заинтересовать родителей: например, провести конференцию «Развитие связной речи детей через использование метода моделирования», мастер-класс «Помогите ребенку овладеть правильным произношением». После каждой ООД по данной теме вывешить схемы по тексту и сам текст для пополнения домашней копилки. Рассказы детей записывать в альбомы «Наше сотворчество». Малыши рисуют в них свои картинки, и затем родителей знакомить с содержанием за круглым столом, на сайте ДОУ.  

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация. "Конструирование - как средство развитие связной речи дошкольников" (старший дошкольный возраст)

    Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Речь является одним из обязательных и незаменимых ко...

    Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников. Консультация для воспитателей ДОУ

    На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером...

    Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

    laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»(Лев Семенович Выготский)...

    Консультация для воспитателей «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников»

    В современном детском саду на вооружении у педагога должно быть великое множество методов, приемов обучения детей. Это необходимо для лучшей результативности, вариативнсти и гибкости образовательного ...

    Консультация для педагогов "Лэпбук, как средство развития связной речи дошкольников"

    ЛЭПБУК, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим нав...